Пятница, 19.04.2024, 04:44
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Главная » Файлы » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Дидактический материал по информатике
23.05.2014, 09:54

Предлагаемый вашему вниманию материал поможет сделать уроки информатики по вышеуказанным темам увлекательными и научит ребят системно подходить к различным на первый взгляд ситуациям.

Очень давно я увлекаюсь японскими кроссвордами, которые, с моей точки зрения одновременно развивают и логическое и образное мышление. Поскольку задача формирования мыслительных операций и различных типов мышления стоит перед любым учителем, мне показалось интересным обратиться к технологии японского кроссворда и использовать ее в разных ситуациях.

В японском кроссворде картинка зашифрована с помощью цифр, расположенных слева и сверху от сетки. Каждая цифра указывает, сколько клеточек подряд нужно закрасить в этой строке или столбце. Группы закрашенных клеточек отделяются друг от друга как минимум одной пустой. Самое важное – определить количество пустых клеточек.

Ниже приведены исходная сетка кроссворда и результат его заполнения.

 

Рисунок 1.

 

Рисунок 2.

Как вы можете видеть, сформированы обе сетки в среде табличного процессора Excel.

Иногда японский кроссворд бывает цветным. Цветной кроссворд решается почти так же, как и черно-белый. Одно отличие: закрашенные разными цветами блоки могут соприкасаться, т.е. между ними пустые клеточки могут быть, а могут не быть. Но между соседними блоками одного цвета обязательно должна быть как минимум одна пустая клеточка.

Пример приведен ниже.


Рисунок 3.


Рисунок 4.

Японский кроссворд может выручить нас, если кто-то из учащихся выполнил задание раньше других. Можно предложить ему подумать над этой увлекательной головоломкой. У меня есть целый ряд таких кроссвордов, хранящихся в формате Excel. Учащийся за своим рабочим компьютером заполняет клеточки, а затем на рабочем месте учителя может проверить результат.

Я хочу предложить новые идеи, которые возникли у меня в процессе решения японских кроссвордов.

При изучении темы "Системы счисления” можно предложить ученикам задания следующего характера.

У вас имеется сетка 20 Х 15.

В верхней части каждого столбца записано десятичное число (число читается сверху вниз, например, в 1-м столбце записано число 249).

Необходимо:

  • перевести число в 2-ю систему счисления;
  • разместить получившееся двоичное число снизу вверх в соответствующем столбце, расположив младшую цифру в нижнюю клетку;
  • дополнить лишние клеточки вверху нулями;
  • заштриховать или закрасить клеточки, в которых стоят единицы.


Рисунок 5.

В результате выполнения данного задания у учащегося должен получиться такой рисунок:


Рисунок 6.

Далее могут предлагаться различные вариации этого задания:

  • исходные числа могут располагаться не в столбцах, а в строках;
  • исходные числа могут быть заданы не в десятичной системе счисления, а в любой (или любых) другой;
  • размер сетки может варьироваться, и задание может стать групповым (каждому ученику группы предлагается реализовать фрагмент головоломки. Сложив полученные кусочки головоломки, учащиеся сами могут проанализировать правильность результата).

Например, один из вариантов задания для группы из 6 человек может выглядеть так:

"Каждому из вас предлагается выбрать одну из 6 предложенных сеток 10 Х 10. Черной точкой обозначен левый верхний угол, в левом нижнем углу обозначен номер вашего фрагмента в общем рисунке. Вам необходимо:

  • перевести указанное слева от строки число в 2-ю систему счисления;
  • разместить получившееся двоичное число в соответствующей строке, расположив младшую цифру в крайнюю правую клетку;
  • дополнить лишние клеточки слева нулями;
  • заштриховать или закрасить клеточки, в которых стоят единицы.

Когда все 6 фрагментов головоломки будут готовы, сложите их по схеме:

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

Полученный результат сверьте с образцом на компьютере учителя. Проанализируйте итог.”

Один вариант заданий, полученных учениками, и верные результаты их выполнения приведены ниже.


Рисунок 7.


Рисунок 8.


Рисунок 9.


Рисунок 10.

 

Рисунок 11.


Рисунок 12.


Рисунок 13.


Рисунок 14.

 

Рисунок 15.

 

Рисунок 16.

 

Рисунок 17.

 

Рисунок 18.

Если все члены группы успешно справятся с заданием, то при складывании результатов согласно указанной схеме должна получиться такая картинка.

 

Рисунок 19.

Предлагаю разработанные варианты для группы из 6 человек в формате Excel. 

Предложенная идея может развиваться и трансформироваться далее. Например, создав сетку со строками в 8, 16, 32 ячеек можно предложить ученикам графические задания на хранение числовой информации в компьютере, рассмотреть различные способы представления чисел всевозможных типов (задание такого характера можно связать с типами данных языка программирования) и т.п.

Можно придумать задачи на вычисление количества информации. Например, к рисунку 19 можно предложить следующий вариант задания.

"Рассчитайте объем видеопамяти компьютера (в байтах), необходимый для хранения данного изображения в формате BMP. Считать, что в рисунке используется 2 цвета, один квадрат – один пиксель”.

Решение.

BMP (BitMaPimage) – универсальный формат растровых файлов, который хранит информацию о каждой точке изображения.

1. Определим, какое количество информации требуется для хранения в памяти кода цвета каждой точки.

N = 2I, 2 = 2I, I =1 бит

2. Изображение состоит из 20 х 30 = 600 точек.

3. Для хранения всего изображения необходимо

1 бит х 600 = 600 бит = 75 байт

Ответ: 75 байт.

Использование и развитие данной идеи во многом зависит от фантазии учителей и их учеников. Например, можно предлагать учащимся не только решать японские кроссворды, но и придумывать их.

А в составлении заданий на перевод чисел из одних систем счисления в другие неоценимую помощь оказала мне свободно распространяемая в Internet программа TheCalc 3.02.

Категория: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ | Добавил: Олівець | Теги: дидактический материал по информати, школа, индивидуальные задания по информати, карточки по информатике, урок, раздаточный материал по информатике
Просмотров: 2207 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru