Цель: - Проверка знаний и практических умений по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами”
- Знакомство с историческим материалом.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по необъятному миру математики. Вы только вступаете в этот мир и еще много предстоит вам узнать, но вы уже кое – что знаете, например, о натуральных числах, целых и дробных и умеете выполнять с ними действия. И поэтому мы с вами отправимся в большой и удивительный мир "Чисел”. Вы проверите себя на прочность знаний по теме, и выявим, чья же команда по данной теме лучше приготовилась. А теперь план нашего состязания: – Приветствие команд – Разминка – Практический – Математическая эстафета – Конкурс капитанов – "Собери кувшин” – Теоретический – Музыкальный – Домашнее задание I. Приветствие. Сообщается командами их название, девиз и командир (дети заранее это готовили, а так же собирали команды по 6 человек и рисовали эмблемы). Команда "Дробь”: Девиз: Сегодняшний турнир мы выиграть хотим, И просто Вам победу не дадим. Придется попотеть и постараться, За каждое очко мы будем драться. Смекалку мы проявим и отвагу И просим разгадать сию бумагу, А если вдруг не повезет? – Победа всех когда-нибудь найдет !
Команда "Число”: Девиз: Этот турнир ждали мы По нему стосковались умы Дружно будем задачи решать – Мы хотим математику знать. И как же нам не веселиться, Не смеяться, не шутить? Ведь сегодня на турнире Мы решили победить.
Оценивается жюри (все результаты каждым членом жюри заносится в оценочный лист) Оценочный лист Название конкурса | "Дробь” | " Число” | Приветствие | | | Разминка | | | Матем. эстафета | | | Конкурс капитанов | | | "Собери кувшин” | | | Теоретический | | | Музыкальный | | | Домашнее задание | | | Итог | | |
II. Разминка. Посмотрим какая из команд сообразительней и смекалистей (по 2 ребуса каждой команде). Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур и знаков. Ответы: – витрина, подача, парад, штрих, хвост, надрыв, разум, развод, паразит, разведчик, заколка, опять, Австралия, Львов, Подольск; – визг, надрыв, лимонад, господа, триумф, разум, подруга, Лиза, подлиза, листопад, подвал, самовар, поляна, нутрия, нарцисс. Оценивается жюри. Игра с болельщиками. Вам нужно разгадать загадки, принеся тем самым команде дополнительные очки: • Два кольца, но нет конца, в середине нет гвоздя. Если я перевернусь, то совсем не изменюсь. Какая это цифра? (8) • Хоть у нас 4 ножки, мы не мыши и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садитесь много раз. (4) • Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялись в Москву? (1) • Прилетели галки, сели на палки. Сядет по одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по 2 галки, То одна из палок будет без галок. Сколько было галок? Сколько было палок? (3 палки и 4 галки) • Однажды пришли к садовнику ребята и спрашивают: "Дедушка, сколько в твоем саду деревьев?" Улыбнулся садовник и ответил: "Половина всех моих деревьев – яблони, четвертая часть – сливы, седьмая часть – груши и, кроме того, есть еще 3 тополя"Стали ребята считать, сколько же у садовника в саду всех деревьев, да так и не сосчитали. Может быть, вы сосчитаете? Ответ: 28деревьев. • У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10? Ответ: у 9 чисел: 19, 28, 37, 46, 91, 82, 73, 64, 55. Оценивается жюри. III. Практический Мы с вами поприветствовали друг друга, проверили, кто сообразительней и смекалистей ну а теперь переходим к практике. Посмотрим, на сколько хорошо команды умеют выполнять действия с целыми числами. На листе написаны примеры и командам их нужно решить быстро и правильно: Выполните действия: 2. Решите задачу: При покупке стиральной машины стоимостью 6500 рублей покупатель предъявил вырезанную из газеты рекламу, лающую право на 5 % скидки. Сколько он оплатил за машинку? IV Эстафета Работа с болельщиками. Пока команды работают мы, чтобы им не мешать принесем дополнительные очки. На доске записана лесенка примеров для каждой команды и по очереди болельщики выходят и решают примеры. За правильно решенный пример команде добавляется очко. Оценивается жюри. V Конкурс капитанов: На доске записаны примеры с ошибками и капитаны команд должны исправить их. Найти ошибки: "Число” –0,134 ∙ 100 = 13,4 16,12 : 4 = – 4,3 –1,06 + 0,4 = 1,1 5,72 – 0,2 = 5,7 16,5 : 0,1 = 1,65 | "Дробь” –3,2 ∙ 100 = 0,032 27,18 : (-3) = 9,6 2,7 + 0,03 = 3 –3,61 – 0,1 = 3,51 5 : 100 = 0,5 |
VI . Собери кувшин Пока капитаны находят ошибки, команды собирают кувшины. Этот конкурс позволит проверить глазомер, восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение. VII. Теоретический конкурс На доске плакат с цветами, рыбами и ягодами съемными. Девочки собирают цветы и ягоды, мальчики ловят рыбу, на обратной стороне вопросы. Срывая цветок, или поймав рыбу, ученик отвечает на вопрос по теории. Оценивается жюри. VIII. Музыкальный конкурс. Назвать и спеть, хотя бы по 2 строчки из песни, в которой встречается число. IX. Домашнее задание Каждая команда приготовила домашнее задание, в котором используется исторический материал и приведены интересные факты. Домашнее задание. Ученик: Слушай, ты что-нибудь поняла сегодня? Ученица: Поняла! Есть числа с запятой, есть без запятой. Вот только зачем она нужна, я не знаю. Учени: давай почитаем энциклопедию Учительница: Ого, какая толстая книга! Мы не одолеем ее! Ученик: Подожди, я вспомнил заклинание бабушки, оно нам поможет: "Абра, кодабра, бух и пух!” Появляется энциклопедия. Энциклопедия: Происхождение десятичных дробей связывают с созданием международной системы мер. Известно, что Земля почти шарообразная. Большие окружности, проходящие через полюсы – это земные мередианы. Расстояние от полюса до экватора было разделено на 10 000 000. часть этого расстояния во Франции приняли за основную меру длины и назвали метром. Название произошло от греческого слова "метром”, означающего " мера”. Число 10 легло в основу метра. Напоминаю, что 0,1м = 1 дм, 0,01м = 1 см. 0,001м = 1 мм . В начале 17 века начинается быстрое распространение десятичных дробей в Европе. В Англии, в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли во некоторых странах (США). Запятая, как и точка, была предложена в 1616 – 1617 гг знаменитым английским математиком Джоном Непером. В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей "Арифметике” Леонтий Магницкий (1703г). Широчайшее распространение десятичные дроби получили в нашей стране в 19 в. Домашнее задание. Незнайка: Привет! Чем занимаешься? Знайка: Готовлюсь к турниру, а ты? Незнайка: А я и так все знаю Знайка: Что ты можешь сказать о дробях 0,001; 0,0001? Незнайка: Вот если бы ты спросил что такое 1000, 1 000 000, 1 000 000 000, а то какие то нули, запятые, вообщем – чепуха! Знайка: Лилипуты это, а вовсе и не чепуха, названные десятичными дробями. Незнайка: Лилипуты, лилипуты, а что они значат у нас в жизни? Знайка: А я сейчас расскажу. Дробь 0,001 очень мала. Например 0,001 сек: звук в воздухе за это время распространяется на 33 см, а пуля, которая летит со скоростью 700м/с пролетит 70см. Земной шар перемещается вокруг солнца на 30 м, даже комар за это время взмахнуть вверх и вниз своими крылышками. Дробь 0,000 001 еще меньше. Но для современного физика 0,000 001 сек – это не малый промежуток времени. Так Светой луч 300 м пробегает со скоростью 300 000 км/с за 0,00 001 сек. Миллиметр – это 0,001м, он примерно вдвое меньше толщины спички. Для измерения бактерий и других мелких предметов миллиметр слишком крупен. Микрон – это 0,000 001 м или 0,001мм. Микрометр в 1000 раз меньше миллиметра. Красные кровяные тельца, которых в капле крови около 10 000 000 имеют длину 7 микрометров и толщину 2 микрометра. Незнайка: Хватит! Хватит! Я все это не запомню! И так голова пухнет! Знайка: Но ведь скоро математический турнир, возьми книгу, она поможет тебе запомнить и подготовиться к турниру. Оценивается жюри. Пока жюри подводят итоги я расскажу вам фокус: Задумайте число, кроме 0. Удвойте его. К полученному прибавьте 1. Вновь полученное число умножьте на 5. Отбросьте все цифры, кроме последней. Оставшуюся цифру умножьте на нее. Сложите цифры результата и у вас получилось 7 |