- обобщить и систематизировать знания об
арифметической и геометрической прогрессиях с
целью подготовки к итоговой аттестации;
- контроль усвоения знаний и умений.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию умений анализировать,
обобщать, сравнивать, самостоятельно применять
знания, умения и навыки по теме, осуществлять их
перенос в новые условия; развитию памяти,
внимания, логического мышления, правильной
математической речи, познавательного интереса.
Воспитательная задача:
- способствовать воспитанию ответственности,
активности, умения работать в группах, общей
культуры.
План занятия:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Фронтальная работа с классом.
- Работа в группах.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель:
- психологический настрой учащихся;
- мотивация учащихся на работу.
Учитель: Тема нашего занятия "Обобщение и
систематизация знаний по теме "Арифметическая и
геометрическая прогрессии”.
Для работы на занятии мы должны вспомнить:
определения АП и ГП, формулы п- го члена этих
прогрессий и суммы n первых членов этих
прогрессий.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устная фронтальная работа с классом с
использованием мультимедийной презентации.
Цель этапа урока: повторить известные
учащимся сведения об арифметической и
геометрической прогрессиях.
Учитель: Даны две последовательности чисел
(записаны на доске):
- 6; 8; 10;... (12; 14; 16;...)
- 3;6;12;.... (24; 48; 96;...)
Назовите следующие три члена первой
последовательности.
Ученик:
Учитель: Сформулируйте закономерность
составления данной последовательности.
Ученик: Каждый следующий член
последовательности получен прибавлением числа 2
к предшествующему числу.
Учитель: Как называется такая
последовательность чисел?
Ученик: Такая последовательность чисел
называется арифметической прогрессией. Учитель: Устно решить задачу:
Назовите первые пять членов АП, если .
Ученик: .
Учитель: Какую закономерность можно заметить
в первой последовательности?
Ученик: .
(Если затрудняются, задаем вопрос: Как получить
8, зная 6 и 10?)
Характеристическое
свойство АП
Учитель:
Рассмотрим вторую последовательность.
Назовите следующие три члена второй
последовательности.
Ученик: Учитель: Сформулируйте закономерность
составления данной последовательности.
Ученик: Каждый следующий член
последовательности получен умножением
предшествующего числа на 2.
Учитель: Как называется такая
последовательность чисел?
Ученик: Такая последовательность чисел
называется геометрической прогрессией. Учитель: Назовите первые пять членов ГП, если .
Ученик: .
Учитель: Сформулируйте закономерность для
второй последовательности.
Ученик: .
Характеристическое
свойство ГП.
Учитель: Зная первый член арифметической
прогрессии и ее разность можно найти любой член
этой прогрессии. Вспомните формулу.
Ученик: . Учитель: Вспомните формулу п - го члена
геометрической прогрессии.
Ученик: . Учитель:
Решите задачу. (Два человека работают у
доски - задача на АП и
задача на ГП). (Для работающих у доски задача
дается на листе). Класс делится на две группы.
Группа 1. Решают задачу на АП.
Группа 2. Решают задачу на ГП.
Между числами 4 и 9 вставьте положительное число
так, чтобы получилось три последовательных члена
арифметической прогрессии. Сформулируйте и
решите аналогичную задачу для геометрической
прогрессии.
Ученик: задача на АП.
Ученик: задача на ГП. (сформулировать).
Между числами 4 и 9 вставьте положительное число
так, чтобы получилось три последовательных члена
геометрической прогрессии.
Учитель: Решите задачу.
Найдите сумму пятидесяти первых членов
арифметической прогрессии, первый член которой
равен - 45,6, а пятнадцатый член равен 2.
Какую формулу нужно знать, чтобы решить эту
задачу?
Ученик: Формулу суммы n первых членов АП.
Задачу решают самостоятельно с
последующей самопроверкой. Самопроверка
осуществляется с помощью мультимедийного
проектора. Решение появляется поочередно по
действиям.
Учитель: Решите задачу:
В геометрической прогрессии найти число п
членов, если .
Вспомните формулу суммы п первых членов
геометрической прогрессии.
Ученик: .
Решение задачи.
Учитель: Повторили основные
формулы по данной теме, а дальше будем применять
их при решении задач. Цель: закрепить знания основных
формул и умения применять их в новой измененной
ситуации.
Группа 1. (работают с учителем).
Решите задачу:
Компьютерная игра состоит в
последовательном прохождении нескольких
уровней. За прохождение каждого уровня игрок
получает 50 баллов. Кроме того, начисляются и
премиальные баллы по следующей схеме: 10 баллов за
второй уровень и за каждый следующий уровень на 10
баллов больше, чем за предыдущий. Сколько уровней
надо пройти, чтобы набрать равно 1100 баллов?
Решение.
Задача 2. Найдите сумму семи первых членов
геометрической прогрессии, у которой первый член
равен 32, а знаменатель равен 1/2.
Решение.
Ответ: 63,5.
Задачи для второй группы.
1. При свободном падении тело проходит в
первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую на 9,8 м
больше. Найдите глубину шахты, если свободно
падающее тело достигло ее дна через 5 с после
начала падения.
Решение.
Ответ: 122,5 м.
2. В геометрической прогрессии Найти и сумму первых шести ее членов.
Решение.
Ответ: =0,125;=7,875.
3. Второй член арифметической прогрессии равен
18, а пятый член равен 9. Найти сумму первого и
шестого членов этой прогрессии.
Решение.
1 способ:
2 способ.
4. Сумма первых шести членов геометрической
прогрессии равна 910, знаменатель прогрессии
равен 3. Найти сумму первого и пятого членов этой
прогрессии.
Решение.
IV. Проверочная работа (дифференцированная, в
формате ЕГЭ) – задания внесены в ноутбук,
обучающиеся решают задачи в черновиках, ответы
заносят в компьютер. |