ЦЕЛИ УРОКА: 1. Отработка навыков решения уравнений с одной переменной, применения уравнений к решению задач. 2. Развитие познавательного интереса к изучению математики. 3. Расширение знаний о театре, воспитание средствами математики бережного отношения к культурному наследию нашего народа. ТИП УРОКА: Урок закрепления изученного материала ПЛАН УРОКА: 1. Постановка цели урока. 2. Задание на дом. 3. Логическое задание. 4. Слово о театре. 5. Устная работа. 6. Работа по рядам (решить уравнение). 7. Выступления о билете, спектакле, сцене. 8. Диктант. 9. Выступление об артисте. 10.Решение задачи. 11.Соревнование: кто больше решит уравнений. 12.Итог. 13.Дополнение. ПОДГОТОВКА К УРОКУ: Дать учащимся задание подготовить рефераты о театре, найти литературу, репродукции о театре. 1. Постановка цели Отработка навыков решения уравнений, применения уравнений к решению задач, подготовка к контрольной работе, расширение знаний о театре. 2. Задание на дом №244*(работа с уравнением); №250(задача); №260(повторение координатной плоскости). 3. Логическое задание На доске написано задание. Даны слова: корень; уравнение; число; театр. Лишнее слово: театр. Лишнее в задании, но не лишнее для нас. 4. Слово о театре Театр – особый и прекрасный мир. "Волшебный край” - как называл его А.С. Пушкин. В этом мире всё необычно. Вы видите людей, которые не существуют в реальной жизни: их придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, вы забываете вдруг о театральном освещении, декорациях, артистах. Вы даже не замечаете, как мысли и мечты, придуманных драматургом, людей делаются близкими вам самим. 5. Устная работа - Фронтальный опрос
На доске составлено слово "театр” из бумажных листов. На обратной стороне вопросы. 1 вопрос: Что называют уравнением? 2 вопрос: Что называют корнем уравнения? 3 вопрос: Какие уравнения называются равносильными? 4 вопрос: Какое уравнение называется линейным? 5 вопрос: Сколько корней может иметь линейное уравнение? - Решив уравнения, мы узнаем, кто является основателем первого русского театра.
1. 3х – 4 = 11 (Ответ: 5) 2. х + 5 = 5 (Ответ: -5) 3. (Ответ: 6) 4. х2 = 0 (Ответ: 0) 5. c х c = 5 (Ответ: -5; 5) Получили: Волков. Рисунок 1 Волков Ф. Г. был выходцем из купеческой семьи. Посланный из Ярославля в Москву учиться торговому делу, он ходил в театр, жадно изучал всё, что имеет отношение к театру. Вернувшись в Ярославль, Волков принимается за устройство театра, первые спектакли которого начались в 1750 году. Волков Ф. Г. называют "отцом русского театра”. - Каким является для театра имени Волкова сезон 2008/2009 год, мы узнаем, если найдём корни уравнения:
(х – 2)(х – 5)(х – 9) = 0 х = 2 или х = 5 или х = 9 Ответ: 259-й сезон. Рисунок 2
6. Работа по рядам На столе у учителя лежат 3 листочка. Наверху листочка написано число (корень уравнения), а на обратной стороне слово, связанное с театром. По 1 человеку с каждого ряда к доске решать уравнения, остальные решают на местах. Через 1 минуту проверяем. Представитель каждого ряда, решив уравнение у доски, сможет достать слово, связанное с театром.
1 РЯД | 2 РЯД | 3 РЯД | 2Х + 7 = 3Х – 2(3Х – 1) | 4 – 2(Х + 3) = 4(Х – 5) | 5Х – 3 = 7Х – 5(2Х + 1) | Ответ: - 1 | Ответ: 3 | Ответ: |
7. Выступления учащихся (или сам учитель говорит) - На первый спектакль в Ярославском театре билет стоил 3 копейки. Эта цена была символической и доступной. Зал был полон.
- Спектаклем называют театральное представление. Спектакль, в основе которого лежит какое-либо драматическое произведение, создаётся коллективными усилиями актёров, режиссёра, художников, композитора, рабочих театральных цехов. Возглавляет этот большой коллектив и направляет его деятельность режиссёр-постановщик.
- К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, её оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготовляются для конкретного спектакля.
Рисунок 3 8. Диктант Без кого не обходится ни один спектакль, мы узнаем, пройдя небольшое испытание в виде диктанта. 2 человека решают за доской, остальные решают на местах в тетрадях.
| 1 вариант | 2 вариант | 1 задание | Дано уравнение: | 3х = - 6 | 5х – 6 = 2х | Является ли это уравнение линейным? | 2 задание | Даны числа 0; 2; - 2. Какое из этих чисел является корнем выше предложенного уравнения? | 3 задание | Равносильны ли уравнения: | 2х – 7 = 0 и 2х = 7? | х2 = 4 и х – 2 = 0? | 4 задание | Имеет ли корни уравнение и сколько | c х c = -6 | c х c = 0 |
Ответы:
| 1 вариант | 2 вариант | 1 задание | да | Нет | 2 задание | - 2 | 2 | 3 задание | да | Нет | 4 задание | Не имеет корней | 1 корень |
Каждый отвечающий у доски берёт со стола учителя карточку и читает:
9.Выступление об артисте К середине 50-х годов XVIII века уже существовала национальная русская драматургия А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. И вот в 1756 году был подписан указ об образовании национального русского театра в Ярославле. Его директором стал Сумароков А.П. Комедии Сумарокова любил играть великий актёр Михаил Семёнович Щепкин (1788 -1863 г.) Щепкин также сыграл очень много ролей русской и западноевропейской драме. Глубокая дружба связывает его с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, А. И. Герценом. Щепкин был не только гениальным актёром, но и прекрасным педагогом, теоретиком искусства. 10.Решение задачи Найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, помогает актёру театральный костюм. Необходимое дополнение к костюму – грим и причёска. Задача 1 (человек к доске) За три вида материи, необходимых для изготовления театрального костюма, заплатили 869 рублей. Второй вид материи стоит в 3 раза дороже, чем первый, а третий – на 139 рублей дешевле второго. Сколько рублей израсходовали на каждый вид материи? Решение: Пусть Х р. – стоит 1 вид материи. Тогда 3Х р. – стоит 2 вид материи; (3Х – 139) р. – 3 вид материи. Т. к. всего израсходовали 869 рублей, то можно составить уравнение Х + 3Х + (3Х – 139) = 869. Решение уравнения: Х + 3Х + 3Х – 139 = 869 7Х = 1008 Х = 144 144 р. стоит 1 вид материи. 3*144 = 432 (р.) стоит 2 вид материи. 432 – 139 = 293 (р.) стоит 3 вид материи. Ответ: 144 р., 432 р., 293 р. 11.Соревнование Кто больше решит уравнений за 2 минуты. Как зритель благодарит артистов? Это цветы и аплодисменты. Кто больше решит уравнений, тот лучше отблагодарит артистов. На столах у учащихся карточки (2 варианта). 1 вариант | 2 вариант | 1 | | 1 | | 2 | 6х – 12 = 4х - 8 | 2 | 5y – 8 = 2y - 5 | 3 | (2х – 5) – (3х –7) = 4 | 3 | (2 + 3х) – (4х – 7) = 10 | 4 | 5(х – 1,2) – 3х = 2 | 4 | 2(х – 1,5) + х = 6 | 5 | | 5 | | 6 | 0,5(8х – 3) = - 4 (2,5 – х) | 6 | 1,2(5 – 4х) = - 6(0,8х + 1) |
Ответы | 1 вариант | 2 вариант | 1 | 27 | 1 | 36 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | - 2 | 3 | - 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 36 | 5 | | 6 | корней нет | 6 | корней нет |
12.Итог урока Достигли ли мы цели урока? - Повторили тему "Уравнения с одной переменной”, применение уравнений к решению задач.
- Вспомнили, что Ярославль является родиной первого русского театра.
- Расширили знания о театре.
Искусство театра поможет вам видеть прекрасное в жизни и в людях. Каждый вечер на театральные подмостки выходят волшебники театра – артисты, чтобы теплотой своих сердец оживить литературных героев, заразить вас верой в их идеалы. В театре живёт чудо. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу и сердце. Оно способно заставит нас смеяться и плакать. 13.Дополнение Если время останется, то заслушать некоторые рефераты, которые готовили учащиеся о театре. |