Вопрос о специфическом отставании школьников
по математике не нов. Кажется, многолетние
старания учителей должны были поставить точку в
уже решенной задаче, но как только начинается
новый учебный год, проблема встает опять. Можно
ли помочь начинающим учителям и, конечно,
заинтересованным родителям в преодолении
"высоких” математических барьеров, так ли
сложна программа или сегодняшние дети не готовы
к восприятию этой программы? Что надо учитывать
при обучении детей математике? Проблеме
неуспешности вполне здоровых детей в настоящий
момент посвящено много научных книг. Моя
методика проще, а главное, дает положительные
результаты.
Не секрет, что все дети по-разному воспринимают
информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И
уж если так случилось, что ребенок имеет не самые
высокие показатели по этой дисциплине, с чего
начать коррекцию?
Для начала всех отстающих необходимо
"продиагностировать” (желательно раньше, чем
при переходе из "начальной” школы в "среднюю”).
Условно всех отстающих можно разделить по трем
поведенческим типам: два основных и третий
смешанный.
Первый тип: - ученик с низкой интенсивностью
учебной деятельности в области математики.
Общими чертами таких детей являются: постоянные
отвлечения на уроках, невнимательность, частые
нарушения дисциплины, домашним заданиям
уделяется очень мало времени, замечания учителя
заставляют ребенка сосредоточиться лишь на
короткое время, отсутствует всякое желание
заниматься математикой. Вместе с тем уровень
умственных способностей у учащихся этого типа
вполне достаточный для удовлетворительного
усвоения предмета.
Основными причинами для низкой интенсивности
учебной деятельности являются пробелы в знаниях,
умениях и навыках по предыдущему материалу,
пониженный интерес к математике из-за
недостатков в методике преподавания учителя,
межличностные отношения учитель-ученик, а также
недостаточное внимание со стороны родителей.
Комплекс корректировки детей первого типа
должен предусматривать ряд
учебно-воспитательных мероприятий, направленных
на создание психологической атмосферы,
способствующей зарождению интереса к занятиям
математикой:
1. В процессе опроса учитель подчеркнуто
проявляет по отношению к ученику особую
доброжелательность, подбадривает его, создает
ситуацию успеха.
2. При объяснении нового материала учитель более
часто обращается к отстающему ученику с
различными вопросами, по возможности привлекает
его в качестве помощника при использовании
наглядных пособий и т. п.
3. В ходе самостоятельных или контрольных работ
ученик получает необходимую помощь, при чем с
постепенным увеличением ее степени. Например,
если ученик затрудняется решить задачу, ему
указывают на аналогичную, выполненную ранее,
затем напоминают основной подход к ее решению и
лишь в случае недостаточности такой помощи прямо
указывают конкретный путь решения. При этом
отмечаются положительные моменты в работе
ученика, постоянно поощряя его к новым и новым
усилиям.
Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой
эффективностью учебной деятельности: это дети,
которые внимательны, старательны на уроках, на
решение задач и примеров затрачивают много сил и
времени, но не справляются с ними и поэтому
оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие
дети на урок приходят не подготовленными. Они
плохо справляются с устным счетом, не умеют
производить элементарные счетные действия.
Причины неуспеваимости таких детей кроются в:
1) несформированности умений и навыков в
области математики – как результат либо в
методике преподавания учителя, либо в недостатке
родительской любви, пробелы в знаниях из-за
пропусков уроков по болезни;
2) недостаточности развития способности к
логичному рассуждению из-за микропоражений в
коре головного мозга или недостатка
своевременной родительской внимательности;
3) недостаточности развития способности к
обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1);
4) низкого уровня развития восприятия и
воображения (следствия аналогичные п. 2),
ригидность мыслительных действий из-за
недостатков в методике преподавания, если данная
причина не является результатом поражения коры
головного мозга.
Комплекс коррекционных воздействий направлен
на формирование приемов анализа и синтеза при
решении математических задач. С учеником
отрабатывается алгоритм, представляющий систему
операций, применяемый в процессе работы над
задачей:
1) Внимательно прочитай задачу.
2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо
найти.
3) Определи те величины, которые нужны для
решения, но числовых значений в условии нет.
4) Разложи задачу на ряд "простых”.
5) Реши ее.
6) Сделай проверку.
Обучение учащихся по указанному алгоритму
предполагает формирование у них понятий
"величина”, "числовое значение величины”,
"составная задача”, "математическое выражение
задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает,
каким должен быть очередной шаг, то это
дисциплинирует его мышление, позволяет
сконцентрироваться на достижении определенной
цели.
Третий тип поведения отстающих учеников
сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью
и низкой эффективностью учебной деятельности.
Признаки двух поведенческих типов объединены
причинно-следственными связями: и
нейрофизиологического, и психологического, и
педагогического характера. Причем нарушения и
отклонения в развитии личности ребенка имеют
здесь более длительную и сложную историю.
Коррекция отставания таких детей должна
производиться в специальных классах
выравнивания или индивидуально по программам
специалистов.
Если класс сформирован без педагогического
тестирования для раннего выявления причин,
которые в дальнейшем послужат благодатной
почвой для отставания ребенка, учителю,
работающему в таком классе, придется
использовать дифференцированный подход в
обучении, что потребует от него больших усилий
при подготовке каждого урока, но, несомненно,
скажется при достижении положительных
результатов в обучении математике.
Автор: Шкромада Елена Алексеевна
|