Необычный учебный материал обладает
некоторыми особенностями по сравнению с обычным.
Например, обычная схема учебных заданий такова:
Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи,
вовсе не обязательно всегда избирать этот путь.
Иногда полезно нарушать эту схему.
Например, наряду с обычными (и важными)
заданиями – выполнить умножение столбиком –
рекомендуется использовать иногда
видоизмененные задания. Рассмотрим пример.
Вместо звездочек надо записать цифры и в обоих
множителях поставить запятые так, чтобы пример
был выполнен верно.
Чтобы восстановить пример, ученик должен
проанализировать ситуацию, выделить
существенные моменты в ней, вспомнить правила,
проявить определенную сообразительность.
Проводимый анализ, в свою очередь, ускоряет
формирование навыка и запоминание правил. Этим
компенсируется некоторая потеря времени по
сравнению с обычным заданием (выполнить
умножение).
Эта связь между учебными заданиями и догадкой
ученика присуща заданиям, составленным с помощью
многих приемов занимательности ("Обращение”,
"Зашифрованные задания” и др.).
Их методическая ценность в том, что ученику
надо глубже вникать в существо задания, выделять
главные моменты, учитывая связи между
компонентами, и т. д. Благодаря этому учебный
навык, на формирование которого направлено это
задание, вырабатывается быстрее, ибо он связан с
продуктивной мыслительной деятельностью
ученика.
Еще одно достоинство многих занимательных
задач заключается в том, что при их решении у
ученика часто возникает необходимость менять
ход мысли на обратный. Примеров этому было
приведено уже достаточно.
Как известно, умение менять ход своей мысли на
обратный – ценнейшее качество ума.
Занимательные задания способствуют
формированию гибкости ума, освобождению
мышления от шаблонов.
С помощью приемов занимательности создаются
задания, которые могут служить мостиком от
стандартных задач к нестандартным.
Известно, что учащиеся с трудом решают
нестандартные задачи. Причин этому много. Одна из
них заключается в резком переходе от стандартных
задач к нестандартным. Необходимы переходные
задания. Довольно часто ими являются
занимательные задачи благодаря их важной
особенности: трудность этих задач можно
варьировать. Задания, составленные с помощью
приемов занимательности ("Зашифрованные
задания”, "Задания с продолжением”, "Выбор”,
"Задумай” и т. д.), освобождены от той жесткости,
фиксированности, запрограммированности, которая
присуща многим учебным заданиям.
Действительно, учебное задание обычно заранее
определяет основной ход решения. И для
выполнения дидактических задач это очень важно.
Однако наряду с ними в обучении надо
использовать и задания, которые дают учащимся
определенную свободу при их решении. Ведь это же
есть не что иное, как творческий подход.
Некоторые приемы занимательности ("Выбор”,
"Соответствие”, "Задумай” и др.) прекрасно
этому способствуют.
Свобода при выполнении занимательных заданий
важна и в методическом отношении. В некоторых
случаях, например, появляется возможность
подготавливать учащихся к формированию умений и
навыков (часто на интуитивной основе). В других
свобода помогает интуитивному освоению идей
математики и приемов умственной работы.
Таким образом, приемы занимательности часто
связаны с общими проблемами обучения: развитием
приемов мышления, общеучебных умений и навыков и
т. д.
Значит, кроме прироста математических знаний,
умений и навыков, математические задания часто
выполняют и другие, не менее важные цели:
развитие мышления и способностей ученика. |