Главная задача и направление
современного урока видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал
результатом творчества учителя и учащегося.
Сущность урока
Современному уроку присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих
целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного
материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путём подбора подходящих средств и методов
обучения;
- организация соответствующей учебной деятельности учащихся.
Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока:
образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно
взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и
проведении урока или системы уроков различна.
В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно
конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются
подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без
глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных
методов обучения.
Каждой системе средств, приёмов и методов обучения соответствует своя
организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и
учащимися. При этом используется индивидуальная, парная,
групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.
Структура урока
Любой урок имеет свой состав и своё строение – структуру. В состав урока
входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока
понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами
урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность. Существуют различные подходы к выбору основных структурных
элементов урока (см. уроки 5, 13, 17 и др.). В зависимости от их состава
структура урока имеет различную степень общности.
Общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:
- актуализацией прежних знаний и способов действий;
- формированием новых знаний и способов действий;
- применением, т.е. формированием умений.
В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы
урока:
- постановка цели урока;
- проверка домашнего задания;
- повторение пройденного материала;
- объяснение нового материала;
- закрепление изученного материала;
- обобщение и систематизация новых знаний;
- контроль знаний и умений учащихся;
- постановка домашнего задания.
Типология уроков
Уроки могут быть разделены на типы по различным признакам (см. уроки 2; 9;
13; 17 и др.):
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщений и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок.
2. Типологией по основному способу проведения их подразделяют на
уроки:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- киноуроки;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
- сочетание различных форм занятий.
3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного
процесса, то выделяют уроки:
- вводные;
- первичного ознакомления с материалом;
- образования понятий, установления законов и правил;
- применения полученных правил на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их
проведения, можно привести следующие типы уроков:
- Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН,
деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
- Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и
т.д.
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок
мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг,
аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост,
репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении
общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,
путешествие, прогулки и т.д.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.
- Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие
ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут.
- Интегрированные уроки.
- Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс,
парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация,
урок-практикум, урок-семинар и т.д.
В качестве примеров другого подхода к типологии уроков в форме их проведения
можно привести такие блоки однотипных уроков:
- Уроки творчества: урок изобретательства, урок выставка, урок-сочинение,
урок-творческий отчёт и т.д.
- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр
знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам,
одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис,
урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок-воспоминаний, урок-суд,
урок-аукцион и т.д.
- Игровые уроки: урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок с
дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д.
- Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок-консультация
и т.д.
Строение уроков основных типов
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее
характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и
подтвердить целесообразность выделения следующих девятнадцати их типов:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки знаний и умений и их коррекция;
- комбинированный урок;
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок-зачёт;
- урок-практикум;
- урок-экскурсия;
- урок-дискуссия;
- урок-консультация;
- интегрированный урок;
- театрализованный урок;
- урок-соревнование;
- урок с дидактической игрой;
- урок-деловая игра;
- урок-ролевая игра;
Эти уроки назовём уроками основных типов.
1) Урок ознакомления с новым материалом.
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью:
введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил,
алгоритмов и т.д. Его основные этапы:
- сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
- подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию
опорных знаний;
- ознакомление с новым материалом;
- первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения;
- постановка задания на дом;
- подведение итогов урока.
2) Урок закрепления изученного.
Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее
общая структура урока закрепления изученного такова:
- проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации
изученного материала;
- сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
- воспроизведение изученного и применение его в стандартных условиях;
- перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или
измененных условиях с целью формирования умений;
- подведение итогов урока;
- постановка домашнего задания.
3) Урок применения знаний и умений.
В процессе применения знаний и умений различают основные звенья:
воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений, анализ заданий и
способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное
выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль
и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная
структура такого урока:
- проверка домашнего задания;
- мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической
значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
- осмысление содержания и последовательности применения практических
действий при выполнении предстоящих заданий;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
- обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
4) Урок обобщения и систематизации знаний.
В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные
элементы:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и применение
для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации
знаний;
- подведение итогов урока.
5) Урок проверки и коррекции знаний и умений.
При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить
из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня
осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При
таком подходе возможна следующая структура урока:
- ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по
организации работы на уроке;
- проверка знаний учащихся фактического материала и их умений раскрывать
элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
- проверка знаний учащихся основных понятий, правил, законов и умений
объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
- проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях;
- проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных
условиях;
- подведение итогов (на данном и последующих уроках).
6) Комбинированный урок.
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких
дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности
комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура
комбинированного урока:
- ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
- изложение нового материала;
- первичное закрепление изученного материала;
- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и
ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
- проверка выполнения домашнего задания;
- проверка ранее усвоенных знаний;
- сообщение темы, цели и задач урока;
- изложение нового материала;
- восприятие и осознание учащимися нового материала;
- осмысление, обобщение и систематизация знаний;
- постановка домашнего задания;
Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании
так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижений
нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и
самостоятельностью:
- мотивационная беседа, завершающаяся постановкой интегрирующей цели
урока;
- входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного
ранее);
- работа с новым материалом;
- завершающий контроль (проверка усвоенного материала на уроке);
- рефлексия (самооценка и суждения о работе класса, группы, своей
деятельности на уроке).
7) Урок-лекция.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала
распространены вводные, установочные, текущие и обзорные
лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть
информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:
- изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
- рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;
- подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения
дидактических единиц в обучении;
- выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам,
разделам;
- применении изученного материала при решении практических задач.
Лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки
цели и актуализации знаний; сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися;
определении домашнего задания. Возможный вариант структуры урока-лекции:
- создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
- её разрешение при реализации намеченного плана лекции;
- выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как
конспектировать лекцию»;
- воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам,
конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
- применение полученных знаний;
- обобщение и систематизация изученного материала;
- формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки,
сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
8) Урок-семинар.
В практике обучения получили распространение семинары-развернутые беседы,
семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы,
комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут,
семинар-конференция и т.д.
Основные случаи, когда предпочтительнее организовать уроки в форме семинаров:
- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной
проработки учащимися;
- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
- при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой
теме;
- при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач,
выполнения заданий и упражнений и т.д.
9) Урок-зачёт.
Практикуются различные виды зачётов: текущий и тематический,
зачёт-практикум, дифференцированный зачёт, зачёт-экстерн. При
их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и
учащихся: зачёт в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний,
аукциона. Зачёт имеет форму открытого или закрытого типа.
10) Урок-практикум.
Основной формой проведения является практические и лабораторные работы.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные,
исследовательские, творческие и обобщающие уроки – практикумы.
Основная организация деятельности учащихся на практикумах является групповая
форма работы. Предлагается следующая структура уроков-практикумов:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учащихся с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучений и
оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- составление отчёта;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
11) Урок-экскурсия.
По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие
одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на
содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени
проведения относительного изучаемых тем различают вводные,
сопутствующие и заключительные уроки экскурсии. Например, тематический
урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
- сообщение темы, цели и задач урока;
- актуализация опорных знаний учащихся;
- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание
заложенной в них информации;
- обобщение и систематизация знаний;
- подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.
12) Урок-дискуссия.
Различают дискуссии-диалоги, групповые дискуссии, массовые
дискуссии. Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:
- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
- в споре не допускать тона превосходства;
- грамотно и чётко ставить вопросы;
- формировать главные выводы.
Дискуссия является одним из основных структурных компонентов урока-диспута,
конференции, суда, заседания учёного совета.
13) Урок-консультация.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и
целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы
работы с учащимися: общеклассные, групповые и индивидуальные.
14) Интегрированный урок.
Интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые
разные: семинары, конференции, путешествия. Общая классификация интегрированных
уроков по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных
дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем,
имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
15) Театрализованный урок.
Театрализованные уроки различают по форме их организации: спектакль,
салон, сказка, студия.
16) Урок-соревнование.
Форма проведения уроков различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования,
построенные по сюжетам известных игр: «Брейн ринг», КВН, «Счастливый случай»,
«Звёздный час». В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три
основных этапа:
- подготовительный;
- игровой;
- подведение итогов.
17) Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные
компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное
содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Различают
обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
18) Урок-деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные,
проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их
отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего
этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих
предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
- обоснование требований к проведению игры;
- составление плана её разработки;
- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую
обстановку;
- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего,
инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических
материалов;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в
отдельности.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их
роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
19) Урок-ролевая игра.
Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три
группы:
а) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального
действия;
б) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы –
игровой ситуации;
в) условные, посвященные разрешению учебных или производственных конфликтов.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые
путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции,
уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение
следующих этапов:
- подготовительный;
- игровой;
- заключительный;
- анализ результатов.
|