Знакомство с двоичной системой счисления для разностороннего мыслителя Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716)
было сродни озарению. Царство единиц и нулей напоминало философский
камень, способный превращать железо в золото: оно открывало новые,
доселе невиданные горизонты. Единица (подобная Богу) и ноль (ничто)
могли объяснить целую Вселенную, а простые 0 и 1 могли порождать любые
числа. Это чудо следовало как-то объяснить и применить на практике.
В 1689 году Лейбниц обратился к своему другу, иезуиту
Карлу-Филиппу Гримальди, главному придворному математику Китая (в
последующие годы они вели весьма интересную переписку). Ученый просил
Гримальди использовать все свое влияние и дар убеждения, чтобы, опираясь
на новые знания о единице и нуле, убедить императора Кам-хи оставить
буддизм и с распростертыми объятиями встретить христианство. Однако
император Китая счел, что двоичная система никак не связана с единым
Богом и вполне соответствует концепции инь и ян. Он не стал принимать
христианство, а двоичная система счисления вернулась в царство
арифметики, которое не должна была покидать.
Лейбниц упрямо приписывал полубожественные свойства
всем новым математическим понятиям, о которых ему становилось известно.
Например, таинственные мнимые числа он считал возвышенными и
прекрасными, «амфибиями бытия с небытием». |