Произошедшее заставило меня по-новому посмотреть на
окружающее. Вскоре мне попалось на глаза нечто особенное: гравюры народа
тораджи с индонезийского острова Сулавеси. Вначале я увидел в них лишь
произведение искусства и часть культуры тораджи, отличительной чертой
которой является традиционная архитектура. Дома и амбары для хранения
риса сделаны из дерева и стоят на толстых сваях.
В нижней части строений обычно хранят инструменты и
держат скот, наверху располагаются жилые комнаты со стенами из
деревянных панелей. Крыша дома по форме напоминает седло.
Одинаковые геометрические фигуры, равноудаленные друг от друга, и круг, разделенный на шестнадцать равных частей.
На фасады домов наносятся различные узоры,
расположение и значение которых отражают представления тораджи об
окружающем мире, космосе и обществе. Авторов узоров вдохновляет
окружающая природа, образы которой воплощаются в гравюрах в виде
геометрических абстракций.
После увиденного на пляже Падангбай и после того, как
я понял, что в книге Джорджа Ифра ничего не говорится об этом регионе, я
внимательно изучил некоторые фотографии архитектуры тораджи. Я
по-прежнему видел в них произведения искусства, полные символов, но
начал замечать и тщательно выстроенную сеть параллельных и
перпендикулярных прямых, окружностей, спиралей, переносов, отражений и
других видов симметрии. Можно ли создать все эти узоры, не зная
математики?
Геометрия неизменно присутствует в произведениях искусства и узорах народа тораджи с острова Сулавеси. |