Суббота, 14.12.2024, 22:00
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
10 КЛАСС [78]
11 КЛАСС [65]
Главная » Файлы » ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА » 11 КЛАСС

Область определения и множество значений тригонометрических функций
27.10.2014, 10:03
      Цель изучения параграфа — введение понятия тригонометрической функции, формирование умений находить область определения и множество значений тригонометрических функций.
      Изучение параграфа рекомендуется начать с повторения материала VIII и IX глав учебника для 10 класса. Для организации повторения на данном и последующих уроках можно использовать отдельные плакаты (или презентацию, кадры которой могут соответствовать этим плакатам). Ниже приведем тексты плакатов и рисунки к каждому из них.

ПЛАКАТ 1. Поворот точки вокруг начала координат (рис. 1)
      Точка М получена из точки Р (1; 0) поворотом вокруг начала координат на угол x радиан, где х > 0.
      Точка М1 получена из точки Р (1; 0) поворотом вокруг начала координат на угол х радиан, где х < 0.
      Если х = х0 + 2πn, n  ∈  Z, то при повороте на угол x получается та же самая точка, что и при повороте на угол х0.


ПЛАКАТ 2. Определение синуса, косинуса и тангенса числа (рис. 2)
      sin x — ордината точки A, sin x1 — ордината точки А1, sin x2 — ордината точки А2.
      cos x — абсцисса точки A, cos x1 — абсцисса точки А1, cos x2 — абсцисса точки А2.
       sin x cos x =tg x,  sin  x 1 cos  x 1 =tg  x 1 ,  sin  x 2 cos  x 2 =tg  x 2 .


ПЛАКАТ 3. Знаки значений синуса, косинуса, тангенса (рис. 3)
      sin x > 0 в I и II четвертях; sin x < 0 в III и IV четвертях.
      cos x > 0 в I и IV четвертях; cos x < 0 во II и III четвертях.
      tg x > 0 в I и III четвертях; tg x < 0 во II и IV четвертях.


ПЛАКАТ 4. Синус, косинус и тангенс углов х и − x (рис. 4)
      sin (−x) = −sin x; cos (−x) = cos x; tg (−x) = −tg x.


ПЛАКАТ 5. Решение простейших тригонометрических уравнений (частные случаи) (рис. 5)
      sin x = 1, x=  π 2 +2πn, , n  ∈  Z;        cos x = 1, х = 2πn, n  ∈  Z;
      sin x = −1, x=−  π 2 +2πn, , n  ∈  Z;   cos x = −1, x = π + 2πn, n  ∈  Z;
      sin x = 0, x = πn, n  ∈  Z;                     cos x = 0, x= π 2 +πn, , n  ∈  Z.

ПЛАКАТ 6. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла
      sin2 x + cos2 x = 1, sin x=± 1− cos  2 x , cos x=± 1− sin  2 x ,
       tg x= 1 ctg x , 1+ tg 2  x= 1 cos  2  x , 1+ctg 2  x= 1 sin  2  x .


ПЛАКАТ 7. Решение тригонометрических уравнений
      sin x = a, x = (−1)n arcsin а + πn, n  ∈  Z (рис. 6).
      cos x = а, х = ±arccos а + 2πn, n  ∈  Z (рис. 7).
      tg x = а, х = arctg a + πn, n  ∈  Z (рис. 8).


ПЛАКАТ 8. Ограниченная функция
      Функция у = f (x) является ограниченной на множестве X тогда и только тогда, когда существует число С > 0, такое, что для любого x  ∈  X выполняется неравенство | f (x) | ≤ С.
      Это означает, что все точки графика функции у = f (x), х  ∈  Х, лежат в горизонтальной полосе, ограниченной прямыми y = С, у = −С (рис. 9).


       Рассматривая рисунки и вспоминая теоретический материал, им соответствующий, учащиеся подготовятся не только к восприятию нового теоретического материала, но и к решению задач, изложенных как в этом, так и в последующих параграфах. Подобная работа с плакатами будет полезна при изучении всей главы и при повторении.
      Для актуализации знаний учащихся и общеобразовательных, и профильных классов на этих уроках могут быть использованы приведенные ниже упражнения.
      1.  Выяснить, в какой четверти расположена точка, полученная поворотом точки Р (1; 0) вокруг начала координат на угол, равный х радиан, если: 1) x = 1,09; 2) x = −2,9; 3) x = 4,1; 4) x = −6.
      2.  Выяснить, в какой четверти расположена точка, полученная поворотом точки Р (1; 0) вокруг начала координат на угол, равный 190π.
      3.  Определить знак числа: 1) sin 1,09; 2) cos (−2,9); 3) sin 4,1; 4) tg (−6).
      4.  Расположена ли на единичной окружности точка с координатами: 1) (cos 1; sin 1); 2) (cos (−20); sin (−20)); 3) (0,4; 0,5)?
      5.  Может ли синус принимать значение: 1) равное 0; 2) меньшее −1; 3) большее 1? Может ли такие значения принимать косинус? тангенс?
      6.  Назвать три числа, косинус которых равен: 1) 0,5; 2) 0,3; 3) а, если | а | < 1.
      7.  Решить уравнение: 1) sin x = 0,2; 2) cos x = −1; 3) tg x = 5; 4) cos x = 1,001; 5) sin x = 1.
      8.  При каких значениях а имеет решение уравнение: 1) 2 sin x = а; 2) cos 3x = а?
      9.  Имеет ли смысл выражение tg 2x, если x= π 4 + πn 4 , n  ∈  Z?
      10.  Является ли ограниченной сверху или снизу функция: 1) у = −2х2 + 3х − 2; 2) у = х2 − 7х + 5?
      11.  Привести пример графика функции, ограниченной на отрезке [−3; 3].
      Ввести понятие тригонометрической функции необходимо, опираясь на известные учащимся сведения о соответствии каждому действительному числу x единственной точки единичной окружности. Опираясь на вышеуказанные плакаты, учащиеся профильных классов самостоятельно, а общеобразовательных с помощью учебника могут решить проблему нахождения области определения, множества значений и выяснения ограниченности функций y = sin х, у = cos х, у = tg x.
      В профильных классах желательно провести рассуждения, показывающие неограниченность функций у = tg x, у = ctg x. Для этого учащиеся должны составить отрицание того высказывания, которое приведено на плакате 8 и является определением ограниченной функции. Пусть условие, что существует число С > 0, такое, что для любого x  ∈  X верно неравенство | f (x) | ≤ С не выполняется, т. е. не существует такое число С > 0, чтобы неравенство | f (x) | ≤ С было верным для всех х  ∈  Х. Иными словами, для любого С > 0 указанное неравенство не может выполняться для всех x  ∈  X. Это означает, что оно не выполняется хотя бы для одного значения хс  ∈  X, т. е. выполняется противоположное неравенство | f (xс) | > С. Затем воспользоваться рисунком 8 плаката 7 и показать, что для любого числа С > 0, которое можно отметить на оси тангенсов, можно указать угол x, такой, что | tg x | > С. Иными словами, если С > 0 — произвольное число, то найдется, например, число x = arctg (C + 1), такое, что | tg (arctg (C + 1)) | = С + 1 > С.
      Задачи 1—3 из учебника предназначены для изучения всеми учащимися; задачи 4—6 с учащимися общеобразовательных классов можно не решать. B учебнике приведено два способа рассуждений при решении задачи 2: оба они равноправны, и ученик вправе сам решить, каким из них пользоваться в дальнейшем.
      Перед решением задач 4 и 5 полезно вспомнить решение уравнений методом введения вспомогательного угла. С этой целью дома или в классе можно решить, например, уравнения:
1)  4 sin 3x + 3 cos 3x − 5 = 0; 2) 2 cos 2x + 5 cos2 x = 8 sin 2x − 6.
      В задачах 6 и 7 приводятся примеры доказательства того, что функция является ограниченной, а в задаче 8 — что функция не ограничена. При отсутствии времени на уроках по изучению параграфа в профильных классах последние задачи 7 и 8 (а также упражнения 10 и 11) целесообразно рассмотреть позже, на уроке систематизации и обобщения знаний в конце изучения главы I. Это послужит подготовкой к изучению следующей главы.
      При выполнении упражнений к параграфу учащиеся повторяют методы решения уравнений и неравенств. Например, в упражнении 5 приходится решать тригонометрические неравенства, причем задания 4) и 5) выполнить с помощью единичной окружности.

      В результате изучения параграфа все учащиеся должны знать, какое множество является областью определения, какое — множеством значений каждой из функций y = sin x, у = cos x, у = tg x, и уметь решать упражнения типа 1 и 2. Учащиеся профильных классов, кроме того, должны уметь обосновывать ограниченность функций y = sin x, у = cos x и выполнять упражнения типа 5 и 7.

Решение упражнений

      9.  1)  Преобразуем выражение
sin4 x + cos4 x = (sin2 x + cos2 x)2 − 2 sin2 x cos2 x = 1 −  1 2  sin2 2x.
Так как 0 ≤ sin2 2x ≤ 1, то −1 ≤ − sin2 2x ≤ 0, 1 2  ≤ 1 −  1 2  sin2 2x ≤ 1, т. е. множество значений функции [ 1 2  ; 1 ] .
      2)  Преобразуем выражение, используя формулу суммы кубов и преобразование предыдущей задачи:

sin6 x + cos6 x = (sin2 x + cos2 x) (sin4 x − sin2 x cos2 x + cos4 x) =
 = 1 −  1 2  sin2 2x − sin2 x cos2 x =
=1− 1 2 sin  2 2x− 1 4 sin  2 2x=1− 3 4 sin  2 2x .

Рассуждения, аналогичные тем, что приведены в предыдущей задаче, дают результат. Множество значений функции [ 1 4 ; 1 ] .
      10. 1) Если | sin x | ≤ 1, то | 1,5 − sin x | ≥ 1,5 − | sin x | ≥ 0,5, откуда

| y |≤ | cos x | 1,5−| sin x | ,  | y |≤ | cos x | 0,5 ≤2.
      2)  | sin x + cos x | =  2 −| sin x 2 + cos x 2 |= 2 | sin ( x+ π 4 ) |≤ 2 ;
| 3 −(sin x+cos x) |≥ 3 −| sin x+cos x |≥ 3 − 2 .
      Следовательно, | y |≤ 1 3 − 2 .
      11. 1) Для любого С > 0 возьмем x n = 1 2πn , где n  ∈  N, такое, что cos  1 2π ⋅2πn>C . Тогда f( x n )=( cos  1 2πn )2πn≥( cos  1 2π )2πn>C, так как cos  1 2πn ≥cos  1 2π при всех n  ∈  N.
      2)  Для любого С > 0 возьмем n  ∈  N таким, чтобы π 2 +2πn>C, и возьмем x n = 1 π 2 +2πn . Тогда f( x n )= 1 x n sin  1 x n = 1 x n = π 2 +2πn>C . Это означает, что функция f(x)= 1 x sin  1 x не ограничена на множестве R, кроме точки х = 0.
Категория: 11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: Методика преподавания математики в, Уроки математики, советы по преподаванию алгебры в 11, поурочное планирование алгебры в 11
Просмотров: 4169 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru