Суббота, 14.12.2024, 21:34
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Главная » Файлы » УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» для 9 класса
11.07.2014, 10:10

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики и физики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих автоматических приборов. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.

Данный элективный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, что способствует лучшему освоению базового курса математики, и служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути. Курс предназначен для изучения в 9-м классе для подготовки учащихся к обучению в рамках естественно-математического профиля. Программа курса по физике содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой – предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что придает содержанию курса необходимую целостность.

Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям – повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании.

Цели курса:

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
  • развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности – зарождении и развитии функций и графиков функций;
  • создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах;
  • подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения;
  • прояснить и закрепить школьный материал, связанный с функциями и их графиками;
  • научить применять теоретические знания о функциях при решении практических задач;
  • перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому.

Содержание элективного курса отвечает следующим требованиям:

  • поддерживать изучение базового курса;
  • развивать культуру мышления учащихся, умение систематизировать, обобщать, делать выводы;
  • прививать умения и навыки практического применения знаний.

Основными мотивамиизучения учащимися данного элективного курса являются:

  • познавательные и образовательные интересы учащихся;
  • подготовка к выпускным и вступительным экзаменам;
  • профессиональная ориентация учащихся.

Задачи курса:

  • развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
  • обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

В результате изучения курса учащиеся должны:

1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:

– приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: относительность механического движения; принцип относительности Галилея; непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества; существование двух видов (знаков)электрического заряда; закон Кулона;
– приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон Всемирного тяготения; закон сохранения импульса; звук – механическая волна; первый закон термодинамики;
– используя теоретические модели, объяснять физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; затухание механических колебаний маятников (пружинного и математического) и электромагнитных колебаний в контуре; возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при ею быстром сжатии и охлаждении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; электризация тел при контакте; взаимодействие двух параллельных проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
– указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий: второго закона Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики); представление тела материальной точкой; модели идеального газа; прямо пропорциональной зависимости энергии, теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;.
– выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез;

2) владеть понятиями и законами физики:

– раскрывать смысл физических законов и принципов: принципы относительности, близкодействия, суперпозиции.: соответствия; законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
– вычислять: скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении; высоту подъема тела, брошенного вертикально; ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; период колебаний математического маятника, груза на пружине, установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
– определять; характер прямолинейного движения по графикам; период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнениям гармонических колебаний;
– описывать преобразования энергии при: свободном падении тел; движении тел с учетом трения; свободных колебаниях математического и пружинного маятников; изменении агрегатного состояния вещества.

Элективный курс создает условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ, вокруг которых строится обсуждение на семинарских занятиях и конференциях.

Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель – ученик». У ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные,графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие.

Календарно-поурочное планирование:

Номер темы

Кол-во
часов

Тема

Содержание

Законы алгебры (15 часов)

1.

1

Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. Тепловые явления. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.

2.

1

Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. Плавление. Парообразование. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.

3.

1

Линейная функция и её график. Прямолинейное равномерное движение. Законы движения ?(t), х(t) и их графики. Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.

4.

2

Линейная функция и её график. Прямолинейное равнопеременное движение. Законы движения а(t), ?(t), х(t) и их графики Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.

5.

1

Квадратичная функция и её график. Прямолинейное равнопеременное движение. Закон движения х(t) и его графики

6.

1

Система уравнений Нахождение времени и места встречи материальных точек. Метод замещения.

7.

1

Система уравнений Относительность движения. Метод сложения и деления.

8.

1

Средняя скорость. Нахождение средней скорости (задачи разных уровней сложности).

9.

1

Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. Расчет диаметра, объёма, массы молекул, атомов. Расчёт количества заряженных частиц (электронов, протонов) по массе заряда и массе одной частицы.

10.

2

Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. Закон всемирного тяготения. Расчет первой космической скорости. Расчет масс небесных тел по радиусу и плотности. Расчёт ускорения свободного падения на других небесных телах.

11.

1

Прямая и обратная зависимость. Решение задач с изменяющимися параметрами.

12.

1

Пропорция. Правило равновесия рычага.

13.

1

Столбчатые, круговые диаграммы. Решение задач с применением диаграмм. Кинематика, тепловая физика. Закон сохранения энергии.
Законы геометрии (18 часов)

14.

1

Метод координат. Прямолинейное равномерное движение.

15.

1

Метод координат. Прямолинейное равноускоренное движение по горизонтали.

16.

1

Метод координат. Прямолинейное равноускоренное движение по вертикали.

17.

1

Метод координат. Прямолинейное ускоренное движение по вертикали для двух одновременно движущихся тел.

18.

1

Координаты точки пересечения графиков. Нахождение времени и места встречи материальных точек графическим методом

19.

1

Вектор и его проекция. Теорема Пифагора Применение теоремы Пифагора при нахождении перемещения в ХоY .

20.

1

Вектор и его проекция. Движение тела по горизонтали (или вертикали)под действием нескольких сил

21.

1

Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил, где сила тяги приложена под неким углом к горизонту.

22.

1

Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. Движение тела по наклонной плоскости под действием нескольких сил.

23.

1

Теорема косинусов. Сложение, вычитание векторов. Применение теоремы косинусов в кинематике. Относительность движения.

24.

1

Фигуры в пространстве. Объём шара, куба, призмы, цилиндра. Нахождение веса тела, выталкивающей силы, импульса тела.

25.

1

Фигуры на плоскости. Площадь круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба. Нахождение давления, веса тел, опирающихся на плоскую поверхность.

26.

1

Функции синуса, косинуса и их графики. Гармонические колебания. Нахождение периода, частоты, амплитуды при помощи графика. Закон гармонических колебаний.

27.

1

Функции синуса, косинуса и их графики. Вид волны. Волны механические и электромагнитные. Нахождение длины волны..

28.

2

Признаки равенства треугольников. Вертикальные, накрестлежащие углы. Построение изображения в прямом зеркале. Построение изображения (предмета) в собирающей и рассеивающей линзах.

29.

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Средняя линия. Построение призмы, конуса. Нахождение ширины, глубины тени.

30.

1

Вертикальные и накрест лежащие углы. Синус, косинус и тангенс острого угла. Закон преломления света в плоскопараллельных пластинах.
Проверка знаний

31.

1

Олимпиада по физике и математике. Проверка знаний.
Категория: УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ | Добавил: Олівець
Просмотров: 1669 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru