Среда, 18.10.2017, 06:47
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                           Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Август » 30 » О РАЗДЕЛЕ САЙТА "СТИХИ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ"
19:58
О РАЗДЕЛЕ САЙТА "СТИХИ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ"
Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике - чаще подразумевают уроки лите­ратуры, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдется места ли­рике? Вот что пишет по этому поводу М. Бромлей:

Это ложь, что в науке поэзии нет...

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик...

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!

Уроки математики могут быть эмоционально насыщенными благодаря использованию учителем стихотворений, сказок, инс­ценировок. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воз­действует на воображение, ассоциативное мышление, обуслов­ливает внутреннюю активность (общеизвестно, то, что вызывает эмоции у слушателей, запоминается и осмысливается ими луч­ше, чем нейтральное, индифферентное).

Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математи­ком, не будучи одновременно поэтом в душе». «Человек не мо­жет понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», - уверял С. В. Образцов. Мало напичкать душу ученика знаниями, их на­до укоренить в ней, а сделать это, не побеспокоив душу, нельзя.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем «эмоциональным аккомпане­ментом» к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. Представленные в разделе «Стихи к урокам математики» материалы будут интересны учителю, убежденному в том, что на уроке матема­тики есть место для лирики. Вниманию педагога предложены различные стихотворения, содержащие рифмованные правила, алгоритмы решения различных математических задач, занима­тельный материал (математические сказки, стихотворные зада­чи, шарады).

Следует обратить внимание на то, что в применении любого занимательного материала, необходимо соблюдать меру, то есть не стоит на каждом уроке читать стихотворения и пытаться весь изучаемый материал зарифмовать. Педагогический опыт учите­ля подскажет ему, как именно нормировать использование ма­териала, содержащегося в сборнике. Ведь даже самые нетради­ционные моменты урока, если они применяются слишком часто, перестают быть таковыми, становятся обыденными, что, в ко­нечном счете, приведет к результату, противоположному ожи­даемому, - падению у школьников интереса к предмету.

Не нужно также стремиться механически применять стихо­творения на уроке. Только если вам самим оно понравилось, «запало в душу», вы прочувствовали его, только тогда оно орга­нически вольется в сценарий вашего урока, будет звучать краси­во и эмоционально, и его применение достигнет цели. В против­ном же случае оно может стать инородным телом, без которого уроку было бы лучше. Каждый учитель может применять пред­ложенный материал так, как подскажет ему его педагогическое чутье. Одинаковых «рецептов» для всех нет и быть не может, тем более в таком тонком деле, как подготовка и проведение урока.

Значительная часть материалов раздела предназначена для учащихся 5-7 классов. По мере того как ученики взрослеют и «заражаются» любовью к математике, число лирических момен­тов на уроке уменьшается. Уже в среднем звене школы заверша­ется процесс формирования вкуса к занятиям математикой. А старшеклассники способны понимать красоту этой науки «без макияжа». Но и они (особенно в классах гуманитарного профи­ля) с энтузиазмом воспринимают, например, задания в стихах.

Среди целей обучения математике есть и такая - развивать устную математическую речь. Выполняя действия над числами, мы просим учащихся проговаривать вслух правила, по которым они это делают. Разнообразят выполнение таких заданий ком­ментарии учителя в стихотворной форме.

В стихотворной форме учитель может сообщать цель урока. Например, на уроке решения задач на применение теоремы Пи­фагора можно использовать такие строки:

Сегодня на уроке мы должны

Синус, косинус, тангенс

В памяти восстановить,

Теорему Пифагора повторить

И к решению задач применить.

В старших классах работа со стихотворениями строится по-иному. Здесь они служат не столько для запоминания чего-либо, сколько для перефразирования изучаемых определений, демон­страции применения новых понятий. К примеру, стихотворение о производной Б. Кордемского. После того как введено опреде­ление производной, учитель может предложить учащимся запи­сать на языке математики то, о чем будет идти речь в стихотво­рении: каждой строке соответствует своя математическая запись. Она может иметь примерно такой вид:



Школьная программа обязывает учителя сообщать во время преподавания сведения из истории математики и знакомить их с жизнью и деятельностью великих математиков. В школьных учебниках таких сведений не так уж много. Учитель сможет найти нужный материал в стихотворной форме в разделе «Стро­ки о великих» данного пособия. Некоторые из них - небольшие (например, о Лобачевском) и могут быть использованы на уро­ках; другие же предпочтительнее применять во внеклассной ра­боте (об Евклиде, Архимеде), а на уроках использовать лишь цитаты из них.

У каждого учителя есть своя копилка интересных фактов и нетрадиционных моментов, пополнить которую смогут предло­женные в данном разделе стихотворения и математические сказки.

Найдется место для использования стихотворений и во вне­классной работе. Учитель математики, как и любой другой пе­дагог, в своей работе не ограничивается только обучением уча­щихся на уроке. Дополнительные возможности для развития способностей детей, их заинтересованности, увлечения матема­тикой и ее применениями дают различные внеклассные меро­приятия. Подготовка к таким математическим праздникам, как правило, занимает много времени и очень трудоемка. Стихотво­рения, собранные в выше названном разделе сайта, значительно оживят любое вне­классное мероприятие по математике, какой бы серьезной ни была его тема.

Хочется надеяться, что наш раздел станет помощником всем творчески работающим педагогам - от студентов-практикантов до опытных учителей, будет полезным и интересным для всех, кто любит математику и способен разглядеть ее красоту.

Просмотров: 1838 | Добавил: admin | Теги: иду на урок математики, методические, Уроки математики, открытый урок математика, Геометрия, математика в школе, сайт для учителя математики, Алгебра | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru