«Итак, ученые видят: блоха, На ней сидят блошки поменьше и сосут ее кровь,
На меньших блошках сидят еще меньшие и кусают их.
И так — до бесконечности».
Эти строки написал Джонатан Свифт,
ирландский сатирик, который подарил нам «Путешествия Гулливера». В своей
поэме он выражает идею, что жизнь, такая, какой мы ее знаем,
повторяется в меньших и еще более меньших формах «ad infinitum» — до
бесконечности. И таким же образом это может идти в другом направлении:
мир, в котором мы живем, является частью внутри гигантского организма,
который, в свою очередь, сам живет на частице… и так далее.
После прочтения книги о таком большом
количестве чисел, каждое из которых имеет важное значение и является
единицей чего-то завершенного, размышлять о бесконечности, о великом
бесчисленном множестве — это вызов для человеческого мозга. Но, думая об
этом, мы можем легко пропустить такие числа, как 10гугол,
так как они фактически бесполезны, кроме тех случаев, когда могут
служить темой для разговора, и мы обнаруживаем, что часто нас
захватывают понятия, которые требуют понимания бесконечности: Вселенная —
Время — Бездна — Лента Мёбиуса — Параллельные линии — Смерть.
Одним из величайших прорывов в
искусстве в эпоху Ренессанса было овладение перспективным изображением.
Это достигалось нанесением точек схода — точек, в которых, как казалось,
соединяются параллельные линии. Конечно, параллельные линии никогда не
пересекутся. Проходя рядом, они длятся до бесконечности.
Обдумайте следующее. Объект,
достигающий неподвижной точки, двигается с постоянной скоростью, по
истечении 1 секунды расстояние сокращается наполовину; после 1,5 секунды
расстояние снова сокращается в 2 раза; после 1,75 секунды оно снова
делится пополам и так далее. По определению, объект в реальности никогда
не сможет достигнуть неподвижной точки, потому что с каждой долей
секунды оставшееся расстояние только сокращается в 2 раза. Как время,
так и расстояние теоретически могут делиться бесконечно.
Но не тратьте слишком много времени,
размышляя о бесконечности. Эта тема может любого свести с ума, а еще она
является хорошим завершением такого бесконечно обширного предмета, как
числа. |