Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли, шли издалека...
А вопросы были нелегки.
Что есть точка? –
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
Точка - это то, в чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
Правильно ответил, молодец! –
Улыбнулся ласково мудрец. -
Ну, а в чем же линии секрет?
Есть длина, а ширины в ней нет!
Снова в точку! Я б хотел узнать:
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал - наука - это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат.
Две монеты достает мудрец.
Их берет растерянный юнец.
Все, ступай, - ученый говорит, -
Ты теперь богаче, чем Евклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
Кто поделит круг на пять частей?
Архилох поднялся:
-Я смогу!
Осветило солнце смуглый лик,
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он делит ловко на песке.
Головой кивнул ему старик:
Хорошо! - Потом спросил Евклид:
А тебя к науке что манит?
Юношу погладил по плечу.
Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: «Как умен Евклид!»
Значит, славу знание сулит.
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
«Люди! Он умней, чем я. Евклид».
На, иди, теперь ты знаменит.
Ну а третий думает о чем?
Что-то чертит,
чем-то увлечен.
Что ты чертишь?
Линию черчу.
Теорему доказать хочу.
Но другим путем, не как Евклид, -
Юноша упрямо говорит.
- Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика!
Кто же ты?
И слышит он в ответ:
Я из Сиракуз.
Я - Архимед.
Е. Ефимовский |