Давно известна классическая формула
репортёров: если собака укусила человека, это не новость; если человек
укусил собаку — это новость. Сведения о том, что петербургский математик
Григорий Перельман решил великую математическую проблему, стоявшую
более ста лет, начали появляться в средствах массовой информации с 2003
года. Но это была ещё не новость. Подлинной новостью, согласно
приведённой формуле, стала сенсация, облетевшая СМИ и заметное время
удерживаемая ими летом 2006 года: Перельман отказался от всех
присуждённых ему наград — в частности, от миллиона долларов.
Корреспондентам, пытавшимся взять у него интервью, Перельман вежливо, но
решительно отказал во встрече, сославшись на неуместную шумиху, но
прежде всего на то, что должен идти в лес по грибы, — эти причины отказа
были названы им в оглашённой по телевидению записи телефонного
разговора с домогающимися корреспондентами. Одновременно сообщалось, что
проблема не только трудная и знаменитая, но и существенная для
теоретической физики, а именно для понимания устройства окружающего нас
физического пространства.
Пожалуй, со времени вхождения в
общекультурный оборот проблемы Ферма ни одна математическая проблема с
сопровождающим её шлейфом обстоятельств не приобретала такой массовой
известности. Произошло вторжение математической проблематики в
общественное сознание. Следует ли закрепить величие великой проблемы
тем, что оставить её окружённой ореолом тайны, открытой лишь для
посвящённых и полностью недоступной пониманию широкой публики? Не знаю;
может быть, и стоит. Тем не менее в этой главе мы попытаемся в самых
общих чертах объяснить читателю-нематематику, в чём состоит проблема.
Но сперва о «шлейфе обстоятельств».
Григорию Яковлевичу Перельману, безработному кандидату
физико-математических наук, в отличие от якобы доказавших теорему Ферма
«академиков» (см. выше главу 2) и в самом деле решившему так называемую проблему Пуанкаре, ещё только предстоит отказаться (или не отказаться) от миллиона долларов.
До тех пор, пока премия не будет ему
предложена, Перельман, по его собственным словам, не намерен заниматься
решением вопроса, принимать её или нет. Что касается самой этой премии,
то расположенный в Массачусетсе частный Математический институт Клэя
(Clay Mathematics Institute) действительно включил проблему Пуанкаре в
список из семи математических «Проблем Тысячелетия» и за решение каждой
из них обещает выплатить миллион. Но выплата происходит по прошествии
определённого срока и после специальной экспертизы. В случае проблемы
Пуанкаре ни то, ни другое, кажется, ещё не произошло. К тому же к
рассмотрению, как правило, принимаются лишь решения, опубликованные в
авторитетных изданиях, реферируемых в специальных реферативных журналах.
Ни одно из бумажных изданий Перельман не удостоил и своё решение
обнародовал лишь в Интернете. От чего Перельман действительно отказался,
так это от медали Филдса.
Математика, как известно, не входит в
список наук, за которые присуждают Нобелевские премии. Существует
забавная литература, посвящённая попыткам выяснить причину того, почему
математика не была включена в завещание Нобеля. Наиболее популярное
объяснение сводится к cherchez la femme! — якобы Нобель не
поделил женщину с неким знаменитым шведским математиком и не хотел,
чтобы тому досталась премия его имени. Однако такие объяснения всего
лишь привлекательны, но не слишком достоверны.
Медаль Филдса по уровню престижа
занимает в мире математиков примерно такое же положение, какое занимает
Нобелевская премия в мире, скажем, физиков, и как бы заменяет собою эту
премию. Имеются по меньшей мере три отличия филдсовской медали от
Нобелевской премии. Нобелевская премия присуждается ежегодно,
филдсовская медаль — раз в четыре года; зато присуждается от двух до
четырёх медалей сразу. В нобелевском случае возраст лауреата ничем не
ограничен, и премия зачастую присуждается за достижения весьма и весьма
давние. Возраст математического лауреата ограничен 40 годами, и потому
Уайлс, решивший проблему Ферма в возрасте 41 года, медали не получил;
вместо медали председатель Филдсовского комитета торжественно вручил ему
специальную серебряную табличку. Наконец, хотя медаль и сопровождается
некоей суммой, но сумма эта в несколько десятков раз меньше Нобелевской
премии. Медали вручают на происходящем раз в четыре года Международном
конгрессе математиков. Президент Международного математического союза
специально прилетал в Петербург, чтобы уговорить Перельмана посетить
конгресс в Мадриде, предстоявший в августе 2006 года, и получить там
медаль из рук короля Испании. Перельман остался непреклонен и на
конгресс не поехал.
Это был первый случай отказа от
филдсовской медали. Проблемы и даже скандалы, сопровождавшие процедуры
присуждения и вручения филдсовских медалей, возникали и раньше. Так, по
причине Мировой войны не было ни конгрессов, ни присуждений в промежутке
между 1936 и 1950 годами (в 1936 году в Осло прошёл последний
предвоенный Международный конгресс математиков, а в 1950 году в
Кембридже, что в Массачусетсе, — первый послевоенный). Все последующие
причины были порождены советскими властями. Например, конгресс в
Варшаве, намеченный на 1982 год, был перенесён на август 1983 года из-за
объявленного в Польше военного положения. В 1966 году французский
математик Александр Гротендик, один из крупнейших математиков XX века, в
знак протеста против советской политики в Восточной Европе не приехал в
Москву на очередной конгресс, где ему должны были вручить медаль.
Церемония вручения проходила в Кремле, во Дворце съездов; вручавший
медали президент Академии наук М. В. Келдыш скороговоркой огласил список
лауреатов и всех чохом пригласил на сцену для получения медалей; кто
есть ху, понять из зала было невозможно. В 1970 и в 1978 годах конгрессы
состоялись, соответственно, в Ницце и в Хельсинки. На них должны были
получить свои медали два математика из СССР: в Ницце — Сергей Петрович
Новиков (родился в 1938 году; кстати, племянник того самого Келдыша), а в
Хельсинки — Григорий Александрович Маргулис (родился в 1946 году). Их
поездки были признаны, по советской бюрократической терминологии,
«нецелесообразными», а сами они не были выпущены за пределы СССР.
Маргулис был тогда кандидатом наук, и в «Московском комсомольце» (едва
ли не единственном издании, откликнувшемся на присуждение ему высшей
математической награды) появилась статья с замечательной фразой: «и…
[даже] докторская диссертация на подходе». Владимир Игоревич Арнольд был
номинирован на медаль Филдса 1974 году. Далее — изложение рассказа
самого Арнольда; надеюсь, что помню его правильно. Всё было на мази,
Филдсовский комитет рекомендовал присудить Арнольду медаль.
Окончательное решение должен был принять высший орган Международного
математического союза — его исполнительный комитет. В 1971–1974 годах
вице-президентом Исполнительного комитета был один из крупнейших
советских (да и мировых) математиков академик Лев Семёнович Понтрягин.
Накануне своей поездки на заседание исполкома Понтрягин пригласил
Арнольда к себе домой на обед и на беседу о его, Арнольда, работах. Как
Понтрягин сообщил Арнольду, он получил задание не допустить присуждение
тому филдсовской медали. В случае, если исполком с этим не согласится и
всё же присудит Арнольду медаль, Понтрягин был уполномочен пригрозить
неприездом советской делегации в Ванкувер на очередной Международный
конгресс математиков, а то и выходом СССР из Международного
математического союза. Но чтобы суждения Понтрягина о работах Арнольда
звучали убедительно, он, Понтрягин, по его словам, должен очень хорошо
их знать. Поэтому он и пригласил Арнольда, чтобы тот подробно рассказал
ему о своих работах. Что Арнольд и сделал. По словам Арнольда,
задаваемые ему Понтрягиным вопросы были весьма содержательны, беседа с
ним — интересна, а обед — хорош. Не знаю, пришлось ли Понтрягину
оглашать свою угрозу, но только филдсовскую медаль Арнольд тогда не
получил — и было выдано две медали вместо намечавшихся трёх. К
следующему присуждению медалей родившийся в 1937 году Арнольд исчерпал
возрастной лимит. В 1995 году Арнольд уже сам стал вице-президентом, и
тогда он узнал, что в 1974 году на членов исполкома большое впечатление
произвела глубина знакомства Понтрягина с работами Арнольда.
Проблема, которую решил Перельман,
состоит в требовании доказать гипотезу, выдвинутую в 1904 году великим
французским математиком Анри Пуанкаре (1854–1912) и носящую его имя. О
роли Пуанкаре в математике трудно сказать лучше, чем это сделано в
энциклопедии: «Труды Пуанкаре в области математики, с одной стороны,
завершают классическое направление, а с другой — открывают пути к
развитию новой математики, где наряду с количественными соотношениями
устанавливаются факты, имеющие качественный характер» (БСЭ, изд. 3-е, т.
2).
Гипотеза Пуанкаре как раз и имеет
качественный характер — как и вся та область математики (а именно
топология), к которой она относится и в создании которой Пуанкаре принял
решающее участие.
На современном языке гипотеза Пуанкаре звучит так: всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере.
В следующих абзацах мы постараемся хотя бы частично и очень приблизительно разъяснить смысл этой устрашающей словесной формулы.
Для начала заметим, что обычная сфера, которая есть поверхность обычного шара, двумерна (а сам шар — тот трёхмерен). Двумерная сфера
состоит из всех точек трёхмерного пространства, равноудалённых от
некоторой выделенной точки, называемой центром и сфере не принадлежащей.
Трёхмерная сфера состоит из всех точек четырёхмерного
пространства, равноудалённых от своего центра (сфере не принадлежащего).
В отличие от двумерных сфер трёхмерные сферы недоступны нашему
непосредственному наблюдению, и нам представить себе их так же трудно,
как Василию Ивановичу из известного анекдота квадратный трёхчлен. Не
исключено, однако, что все мы как раз в трёхмерной сфере и находимся, то
есть что наша Вселенная является трёхмерной сферой. В этом состоит
значение результата Перельмана для физики и астрономии. Термин
«односвязное компактное трёхмерное многообразие без края» содержит
указания на предполагаемые свойства нашей Вселенной. Термин
«гомеоморфно» означает некую высокую степень сходства, в известном
смысле неотличимость. Формулировка в целом означает, следовательно, что
если наша Вселенная обладает всеми свойствами односвязного компактного
трёхмерного многообразия без края, то она — в том же самом «известном
смысле» — и есть трёхмерная сфера.
Понятие односвязности — довольно простое
понятие. Представим себе канцелярскую резинку (то есть резиновую нить
со склеенными концами) столь упругую, что она, если её не удерживать,
стянется в точку. От нашей резинки мы потребуем ещё, чтобы при
стягивании в точку она не выходила за пределы той поверхности, на
которой мы её расположили. Если мы растянем такую резинку на плоскости и
отпустим, она немедленно стянется в точку. То же произойдёт, если мы
расположим резинку на поверхности глобуса, то есть на сфере. Для
поверхности спасательного круга ситуация окажется совершенно иной:
любезный читатель легко найдёт такие расположения резинки на этой
поверхности, при которой стянуть резинку в точку, не выходя за пределы
рассматриваемой поверхности, невозможно. Геометрическая фигура
называется односвязной, если любой замкнутый контур,
расположенный в пределах этой фигуры, можно стянуть в точку, не выходя
за названные пределы. Мы только что убедились, что плоскость и сфера
односвязны, а поверхность спасательного круга не односвязна. Не
односвязна и плоскость с вырезанной в ней дырой. Понятие односвязности
применимо и к трёхмерным фигурам. Так, куб и шар односвязны: всякий
находящийся в их толще замкнутый контур можно стянуть в точку, причём в
процессе стягивания контур будет всё время оставаться в этой толще. А
вот баранка не односвязна: в ней можно найти такой контур, который
нельзя стянуть в точку так, чтобы в процессе стягивания контур всё время
находился в тесте баранки. Не односвязен и крендель. Можно доказать,
что трёхмерная сфера односвязна.
Надеемся, что читатель не забыл ещё разницу между отрезком и интервалом, которой обучают в школе. Отрезок имеет два конца, он состоит из этих концов и всех точек, расположенных между ними. Интервал
же состоит только из всех точек, расположенных между его концами, сами
же концы в состав интервала не входят; можно сказать, что интервал — это
отрезок с удалёнными из него концами, а отрезок — это интервал с
добавленными к нему концами. Интервал и отрезок являются простейшими
примерами одномерных многообразий, причём интервал есть многообразие без края, а отрезок — многообразие с краем; край
в случае отрезка состоит из двух концов. Главное свойство многообразий,
лежащее в основе их определения, состоит в том, что в многообразии
окрестности всех точек, за исключением точек края (которого может и не
быть), устроены совершенно одинаково. При этом окрестностью какой-либо точки A называется совокупность всех точек, расположенных вблизи от этой точки A.
Микроскопическое существо, живущее в многообразии без края и способное
видеть только ближайшие к себе точки этого многообразия, не в состоянии
определить, в какой именно точке оно, существо, находится: вокруг себя
оно всегда видит одно и то же. Ещё примеры одномерных многообразий без
края: вся прямая линия целиком, окружность. Примером одномерной фигуры,
не являющейся многообразием, может служить линия в форме буквы T:
здесь есть особая точка, окрестность которой не похожа на окрестности
других точек — это точка, где сходятся три отрезка. Другой пример
одномерного не-многообразия — линия в форме восьмёрки; в особой точке
здесь сходятся четыре линии. Плоскость, сфера, поверхность спасательного
круга служат примерами двумерных многообразий без края. Плоскость с
вырезанной в ней дырой также будет многообразием — а вот с краем или без
края, зависит от того, куда мы относим контур дыры. Если мы относим его
к дыре, получаем многообразие без края; если оставляем контур на
плоскости, получаем многообразие с краем, каковым и будет служить этот
контур. Разумеется, мы имели здесь в виду идеальное математическое
вырезание, а при реальном физическом вырезании ножницами вопрос, куда
относится контур, не имеет никакого смысла.
Несколько слов о трёхмерных
многообразиях. Шар вместе со сферой, служащей его поверхностью,
представляет собою многообразие с краем; указанная сфера как раз и
является этим краем. Если мы удалим этот шар из окружающего
пространства, получим многообразие без края. Если мы сдерём с шара его
поверхность, получится то, что на математическом жаргоне называется
«ошкуренный шар», а в более научном языке — открытый шар. Если
удалить открытый шар из окружающего пространства, получится многообразие
с краем, и краем будет служить та самая сфера, которую мы содрали с
шара. Баранка вместе со своей корочкой есть трёхмерное многообразие с
краем, а если отодрать корочку (которую мы трактуем как бесконечно
тонкую, то есть как поверхность), получим многообразие без края в виде
«ошкуренной баранки». Всё пространство в целом, если понимать его так,
как оно понимается в средней школе, есть трёхмерное многообразие без
края.
Математическое понятие компактность
отчасти отражает тот смысл, какой слово «компактный» имеет в
повседневном русском языке: ‘тесный’, ‘сжатый’. Геометрическая фигура
называется компактной, если при любом расположении бесконечного
числа её точек они накапливаются к одной из точек или ко многим точкам
этой же фигуры. Отрезок компактен: для любого бесконечного множества его
точек в отрезке найдётся хотя бы одна так называемая предельная точка,
любая окрестность которой содержит бесконечно много элементов
рассматриваемого множества. Интервал не компактен: можно указать такое
множество его точек, которое накапливается к его концу, и только к
нему, — но ведь конец не принадлежит интервалу! За недостатком места мы
ограничимся этим комментарием. Скажем лишь, что из рассмотренных нами
примеров компактными являются отрезок, окружность, сфера, поверхности
баранки и кренделя, шар (вместе со своей сферой), баранка и крендель
(вместе со своими корочками). Напротив, интервал, плоскость, ошкуренные
шар, баранка и крендель не являются компактными. Среди трёхмерных
компактных геометрических фигур без края простейшей является трёхмерная
сфера, но в нашем привычном «школьном» пространстве такие фигуры не
умещаются.
Самое, пожалуй, глубокое из тех понятий,
которые связывает между собой гипотеза Пуанкаре, — это понятие
гомеоморфии. Гомеоморфия — это наиболее высокая ступень геометрической
одинаковости. Сейчас мы попытаемся дать приблизительное разъяснение
этому понятию путём постепенного к нему приближения.
Уже в школьной геометрии мы встречаемся с
двумя видами одинаковости — с конгруэнтностью фигур и с их подобием.
Напомним, что фигуры называются конгруэнтными, если они совпадают
друг с другом при наложении. В школе конгруэнтные фигуры как бы не
различают, и потому конгруэнтность называют равенством. Конгруэнтные
фигуры имеют одинаковые размеры во всех своих деталях. Подобие же, не
требуя одинаковости размеров, означает одинаковость пропорций этих
размеров; поэтому подобие отражает более сущностное сходство фигур,
нежели конгруэнтность. Геометрия в целом — более высокая ступень
абстракции, нежели физика, а физика — чем материаловедение. Возьмём, к
примеру, шарик подшипника, бильярдный шар, крокетный шар и мяч. Физика
не вникает в такие детали, как материал, из которого они сделаны, а
интересуется лишь такими свойствами, как объём, вес, электропроводность и
т. п. Для математики — все они шары, различающиеся только размерами.
Если шары имеют разные размеры, то они различаются для метрической геометрии, но все они одинаковы для геометрии подобия. С точки зрения геометрии подобия одинаковы и все шары, и все кубы, а вот шар и куб — не одинаковы.
А теперь посмотрим на тор. Тор — эта та
геометрическая фигура, форму которой имеют баранка и спасательный круг.
Энциклопедия определяет тор как фигуру, полученную вращением круга
вокруг оси, расположенной вне этого круга. Призываем благосклонного
читателя осознать, что шар и куб «более одинаковы» между собой, чем
каждый из них с тором. Наполнить это интуитивное осознание точным
смыслом позволяет следующий мысленный эксперимент. Представим себе шар
сделанным из материала столь податливого, что его можно изгибать,
растягивать, сжимать и, вообще, деформировать как угодно, — нельзя
только ни разрывать, ни склеивать. Очевидно, что шар тогда можно
превратить в куб, но вот в тор превратить невозможно. Толковый словарь
Ушакова определяет крендель как выпечку (буквально: как сдобную витую
булку) в форме буквы В. При всём уважении к этому замечательному
словарю, слова «в форме цифры 8» кажутся мне более точными; впрочем, с той точки зрения, которая выражена в понятии гомеоморфии, и выпечка в форме цифры 8,
и выпечка в форме буквы В, и выпечка в форме фиты имеют одну и ту же
форму. Даже если предположить, что хлебопёки сумели получить тесто,
обладающее вышеуказанными свойствами податливости, колобок невозможно —
без разрывов и склеиваний! — превратить ни в баранку, ни в крендель, как
и последние две выпечки друг в друга. А вот превратить шарообразный
колобок в куб или в пирамиду — можно. Любезный читатель несомненно
сумеет найти и такую возможную форму выпечки, в которую нельзя
превратить ни колобок, ни крендель, ни баранку.
Не назвав этого понятия, мы уже познакомились с гомеоморфией. Две фигуры называются гомеоморфными,
если одну можно превратить в другую путём непрерывной (т. е. без
разрывов и склеиваний) деформации; сами такие деформации называются гомеоморфизмами.
Мы только что выяснили, что шар гомеоморфен кубу и пирамиде, но не
гомеоморфен ни тору, ни кренделю, а последние два тела не гомеоморфны
между собой. Просим читателя понимать, что мы привели лишь
приблизительное описание понятия гомеоморфии, данное в терминах
механического преобразования.
Коснёмся философского аспекта понятия
гомеоморфии. Представим себе мыслящее существо, живущее внутри
какой-либо геометрической фигуры и не обладающее возможностью посмотреть
на эту фигуру извне, «со стороны». Для него фигура, в которой оно
живёт, образует Вселенную. Представим себе также, что когда объемлющая
фигура подвергается непрерывной деформации, существо деформируется
вместе с нею. Если фигура, о которой идёт речь, является шаром, то
существо никаким способом не может различить, пребывает ли оно в шаре, в
кубе или в пирамиде. Однако для него не исключена возможность
убедиться, что его Вселенная не имеет формы тора или кренделя. Вообще,
существо может установить форму окружающего его пространства лишь с
точностью до гомеоморфии, то есть оно не в состоянии отличить одну форму
от другой, коль скоро эти формы гомеоморфны.
Для математики значение гипотезы Пуанкаре, превратившейся теперь из гипотезы в теорему Пуанкаре — Перельмана,
огромно (не зря ведь за решение проблемы был предложен миллион
долларов), равно как огромно и значение найденного Перельманом способа
её доказательства, но объяснить это значение здесь — вне нашего умения.
Что же касается космологической стороны дела, то, возможно, значимость
этого аспекта была несколько преувеличена журналистами. Впрочем,
некоторые авторитетные специалисты заявляют, что осуществлённый
Перельманом научный прорыв может помочь в исследовании процессов
формирования чёрных дыр.
Чёрные дыры, кстати, служат прямым
опровержением положения о познаваемости мира — одного из центральных
положений того самого передового, единственно верного и всесильного
учения, которое 70 лет насильственно вдалбливалось в наши бедные головы.
Ведь, как учит физика, никакие сигналы из этих дыр не могут к нам
поступать в принципе, так что узнать, что там происходит, невозможно. О
том, как устроена наша Вселенная в целом, мы вообще знаем очень мало, и
сомнительно, что когда-нибудь узнаем. Да и сам смысл вопроса о её
устройстве не вполне ясен. Не исключено, что этот вопрос относится к
числу тех, на которые, согласно учению Будды, не существует ответа.
Физика предлагает лишь модели устройства, более или менее согласующиеся с
известными фактами. При этом физика, как правило, пользуется уже
разработанными заготовками, предоставляемыми ей математикой.
Математика не претендует, разумеется, на
то, чтобы установить какие бы то ни было геометрические свойства
Вселенной. Но она позволяет осмыслить те свойства, которые открыты
другими науками. Более того. Она позволяет сделать более понятными
некоторые такие свойства, которые трудно себе вообразить, она объясняет,
как такое может быть. К числу таких возможных (подчеркнём: всего лишь
возможных!) свойств относятся конечность Вселенной и её
неориентируемость.
Долгое время единственной мыслимой
моделью геометрического строения Вселенной служило трёхмерное евклидово
пространство, то есть то пространство, которое известно всем и каждому
из средней школы. Это пространство бесконечно; казалось, что никакие
другие представления и невозможны; помыслить о конечности Вселенной
казалось безумием. Однако ныне представление о конечности Вселенной не
менее законно, чем представление о её бесконечности. В частности,
конечна трёхмерная сфера. От общения с физиками у меня осталось
впечатление, что одни отвечают «скорее всего, Вселенная бесконечна»,
другие же — «скорее всего, Вселенная конечна».
Ниже мы попытаемся объяснить теоретическую возможность конечности Вселенной.
Пока что заметим лишь, что конечность Вселенной не означает наличие у
неё края, «стены». Ведь само по себе отсутствие у геометрической фигуры
конца и края ещё не означает её бесконечности. Поверхность нашей
планеты, например, конечна, но края у неё нет. В детстве я, как и
другие, наслаждался старинной картинкой, на которой был изображён монах,
дошедший до Края Земли и просунувший голову сквозь небесный свод. Ещё
более, чем упомянутая картинка, детское воображение увлекала модная
гипотеза (потом она как-то заглохла), что некие две далёкие туманности,
наблюдаемые с Земли в противоположных концах небосвода, являются на
самом деле не различными астрономическими объектами, а одним и тем же
объектом, видимым с разных сторон. Если бы это подтвердилось, это было
бы доказательством конечности Вселенной. Вот три мысленных эксперимента,
способные засвидетельствовать указанную конечность, если она
действительно имеет место. Первый: экспериментатор отправляется в
космическое путешествие и, двигаясь всё время в одну сторону,
возвращается в исходную точку. Второй: обнаруживается окружность, длина
которой меньше той, которую сообщают нам в школе, то есть меньше двух
пи, помноженных на длину радиуса. Третий (предложен Эйнштейном):
экспериментатор окружает себя сферой, сделанной из прочной и
неограниченно растягивающейся плёнки, и начинает эту сферу раздувать;
площадь поверхности сферы сперва будет возрастать, но начиная с
некоторого момента — уменьшаться, а в итоге вся сфера стянется в точку —
при том, что экспериментатор остаётся внутри сферы.
Чтобы понять, как такое возможно, надо напрячь воображение, а затем рассуждать по аналогии.
Вообразим себе обычную двумерную сферу, населённую двумерными же существами; их принято называть флатландцами. Мы с вами живём на сфере (на поверхности Земли), флатландцы же пребывают в
теле сферы, в её «толще»; эта «толща», конечно, не имеет толщины, но
ведь и флатландцы её не имеют. Органы чувств не позволяют флатландцам
ощутить что-нибудь вне пределов этой сферы, которая для них составляет
Вселенную. Сфера большая, а двумерные жители обитают на небольшом её
участке и — внимание! — полагают, что их Вселенная представляет собою
двумерное евклидово пространство, то есть плоскость. Посмотрим, что
может поколебать их в этом убеждении. Если считать, что флатландцы умеют
видеть чрезвычайно далеко, то удалённый от них объект они видят с двух
сторон: ведь в их Вселенной луч света идёт по сфере, огибая её.
Космический путешественник, двигающийся всё время в одну сторону,
возвращается, обогнув сферу, в исходную точку. Радиус окружности
двумерные существа проводят по сфере, и его длина оказывается больше
радиуса той же окружности, проведённого в недоступном им «внешнем»
пространстве, — а потому длина окружности окажется меньшей, нежели та,
которая вычисляется через «фатландский радиус» по нашей школьной
формуле. Посмотрим теперь, что произойдёт, если двумерный
экспериментатор окружит себя канцелярской резинкой, способной
неограниченно растягиваться, придаст ей форму окружности и станет
увеличивать радиус этой окружности. Сперва длина окружности будет
возрастать, а после прохождения через «экватор» уменьшаться и в итоге
уменьшится до нуля.
А теперь картину, только что изложенную
нами для двумерного мира, надо по аналогии перенести на мир трёхмерный.
Мы, как и флатландцы, убеждены, что пребываем в «прямом» евклидовом
пространстве школьной геометрии. Однако не исключено, что на самом деле —
в (не «на», а «в») сфере, только трёхмерной. И эту трёхмерную сферу
можно представлять себе расположенной в евклидовом четырёхмерном
пространстве — наподобие того, как двумерная сфера расположена в
пространстве трёхмерном. Четырёхмерного пространства мы, разумеется, не
воспринимаем своими органами чувств, но ведь и флатландцы не
воспринимают пространства трёхмерного. Как и флатландцы, мы можем
убедиться в кривизне мира, увидев какой-нибудь весьма отдалённый предмет
с двух противоположных сторон или сравнивая длину окружности с той,
которая выражает эту длину через радиус по стандартной, известной из
школы формуле. Вместо эксперимента с канцелярской резинкой надлежит
произвести тот эксперимент с растягивающейся плёнкой, о котором было
сказано выше.
Нередко представления об устройстве
Вселенной, уже включённые наукой в перечень подтверждённых, кажутся
парадоксальными; не исключено, что некоторые её свойства могут оказаться
ещё более парадоксальными. Пожалуй, сейчас уже всем известен так
называемый парадокс близнецов. Если один из двух близнецов
совершает космическое путешествие, а другой остаётся на Земле, то в
момент возвращения из космоса космонавт непременно окажется моложе
своего брата; если ускорения, которым подвергался космонавт во время
путешествия, были достаточно велики и длительны, разница в возрасте
будет заметна на глаз. Сейчас мы опишем другое явление — парадокс зеркального отражения.
Встретится ли когда-либо названный парадокс в действительности,
неизвестно; в отличие от парадокса близнецов, описывающего реальные
(точнее сказать — общепризнанные) свойства мироздания, возможность
осуществления зеркального отражения чисто теоретическая, она всего лишь
не опровергнута.
Итак, парадокс зеркального отражения.
В 1896 году Г. Дж. Уэллс написал свою «Историю Платтнера» («The
Plattner story») — уже упоминавшийся рассказ о том, как школьный учитель
Готфрид Платтнер претерпевает фантастическое путешествие, после чего
возвращается зеркально перевёрнутым. До путешествия он не был левшой и
имел нормальное строение тела за исключением лёгкой асимметрии: «Левый
глаз немного больше правого и челюсть чуть-чуть отвисает с левой
стороны». А вот каким он сделался после своего путешествия: «Правый глаз
немного больше левого, и правая часть челюсти слегка тяжелее левой. ‹…›
Сердце Готфрида бьётся с правой стороны! ‹…› Все другие несимметричные
части его тела расположены не на своих местах. Правая доля его печени
расположена с левой стороны, левая — с правой, аналогично перепутаны и
лёгкие. ‹…› Он может писать только левой рукой, причём справа налево».
Уэллс объясняет происшедшие с Платтнером
изменения выходом в другой мир, в четвёртое измерение: «Если вы
вырежете из бумаги любую фигуру, имеющую правую и левую стороны, вы
можете легко переместить эти стороны, если подымете и перевернёте
фигуру. Но с предметом объёмным дело обстоит иначе. Теоретики-математики
говорят нам, что единственный способ, посредством которого правая и
левая сторона какого-нибудь твёрдого тела могут перемениться, — это если
изъять тело из пространства (в том виде, в каком мы понимаем
пространство), вынуть его из обычных условий и переместить куда-то вне
пространства. ‹…› Случившаяся у Платтнера перемена местами правой и
левой частей есть не что иное, как доказательство того, что он переходил
из нашего пространства в так называемое Четвёртое Измерение, а затем
снова вернулся в Наш Мир».
Здесь существенна заключённая в скобки
оговорка: «…в том виде, в каком мы понимаем пространство…» Имеется в
виду стандартное, школьное понимание пространства. Математики, однако,
обнаружили теоретическую возможность такой формы трёхмерного
пространства, что поменять местами правую и левую части тела можно и без
выхода за пределы этого пространства. При стандартном школьном
понимании формы окружающего нас трёхмерного пространства действительно
никаким перемещением в этом пространстве невозможно превратить кисть
правой руки в кисть левой руки. Но это невозможно именно при стандартном
школьном понимании. Существуют, однако, и иные формы пространства,
допускающие такое перемещение. Попытаемся разъяснить, как такое может
быть.
Как справедливо замечает Уэллс,
вырезанный из бумаги силуэт правой ладони невозможно превратить в силуэт
левой ладони, ограничиваясь перемещением по плоской поверхности стола;
чтобы это сделать, надо поднять силуэт над столом, то есть выйти в
третье измерение, перевернуть и снова положить на стол. Существует,
однако, такая поверхность, перемещением по которой правое превращается в
левое. Два немецких математика, Иоганн Бенедикт Листинг и Август
Фердинанд Мёбиус, независимо друг от друга открыли её в 1858 году. По
имени одного из них поверхность получила название лист Мёбиуса.
Изображение листа Мёбиуса можно
встретить на обложках математических изданий и значках математических
сообществ (в частности — на значке мехмата Московского университета).
Рекомендуем любезному читателю самому изготовить эту знаменитую
поверхность. Сделать это просто. Если взять бумажную ленту и склеить её
торцы, то полученная поверхность будет боковой поверхностью цилиндра.
Если же перед склеиванием ленту крутануть на 180 градусов, как раз и
получится лист Мёбиуса. Во избежание недоразумений повторим сказанное на
языке математики. Надо взять прямоугольник ABCD, у которого сторона AB
параллельна стороне CD, а сторона AD параллельна стороне BC, и склеить
друг с другом стороны AD и BC («торцы»). Склейку можно производить
различными способами. Если сделать это без перекрутки, точка A склеится с
точкой B, а D — с C, и получится боковая поверхность цилиндра. Если же A
склеить с C, а D с B, получим лист Мёбиуса. Случается, что,
подпоясавшись и застегнув ремень, вы обнаруживаете, что ремень
перекрутился; такой перекрученный и застёгнутый ремень может служить
примером листа Мёбиуса[5].
Лист Мёбиуса обладает рядом
замечательных свойств. Так, он имеет всего лишь одну сторону. Чтобы
убедиться в этом, проделаем такой мысленный эксперимент. Представим себе
сделанный из прочного материала и расположенный в невесомости лист
Мёбиуса, поставим на него человека и попросим этого человека
прогуляться. Можно выбрать такой маршрут, что в какой-то момент прогулки
человек окажется в положении антипода по отношению к тому положению,
какое он имел в исходный момент. Ясно, что ни для боковой поверхности
цилиндра, ни для плоскости, ни для сферы такая прогулка невозможна. Лист
бумаги можно закрасить с одной стороны в чёрный цвет, оставив другую
его сторону незакрашенной. Точно так же и поверхность цилиндра, и сферу
можно выкрасить с одной стороны, оставив другую незакрашенной. Поступить
так с листом Мёбиуса не удастся. И плоскость, и поверхность цилиндра, и
сфера суть поверхности двусторонние. Лист же Мёбиуса является односторонней поверхностью.
Другое свойство листа Мёбиуса особенно важно для целей нашего изложения. Оно состоит в так называемой неориентируемости.
Лист Мёбиуса, как и всякая поверхность, не имеет толщины. Если на листе
изображён силуэт ладони, то невозможно сказать, правая она или левая, —
это зависит от того, с какой стороны посмотреть. (Читатель да не
смутится употреблением здесь слова «сторона»: лист Мёбиуса в целом
односторонен, но тот малый его участок, на котором изображена ладонь,
двусторонен, и гуляющий по этому участку не может стать своим
антиподом.) Если рядом изображены две ладони, то можно сказать,
одинаковы ли они или же одна есть зеркальное отражение другой. Так вот,
можно совершить такое передвижение силуэта ладони по листу Мёбиуса, при
котором этот силуэт вернётся на прежнее место зеркально отражённым, а
возможность такого передвижения и означает неориентируемость. Каждый
может проверить наличие указанной возможности; для наглядности полезно
представлять себе лист Мёбиуса изготовленным из промокательной бумаги,
так что любой рисунок, нанесённый чернилами, проступает насквозь. Снова
прибегнем к методу аналогии и перенесёмся из двумерного мира в
трёхмерный. Очень трудно представить себе трёхмерную геометрическую
фигуру, которая была бы неориентируемой, то есть такой, внутри которой
возможна траектория, приводящая к зеркальному отражению. В нашем обычном
трёхмерном пространстве такие фигуры не умещаются. Те из них, которые
компактны и не имеют края, не умещаются даже в «обычном» (то есть
евклидовом) четырёхмерном пространстве — подобно тому, как
неориентируемые компактные поверхности без края не умещаются в
трёхмерном пространстве (умещающийся в трёхмерном пространстве лист
Мёбиуса имеет край). Однако уже не вызывает протеста предположение о
существовании таких фигур в высших измерениях — ведь и двумерный лист
Мёбиуса, не умещаясь на плоскости, требует для своего размещения
трёхмерного пространства. И действительно, все неориентируемые
трёхмерные тела хорошо себя чувствуют в пятимерном евклидовом
пространстве.
Итак, неориентируемая поверхность — это
поверхность, перемещая по которой силуэт правой ладони можно (без выхода
за пределы поверхности!) превратить его в силуэт левой ладони. Лист
Мёбиуса — самая известная и самая простая из неориентируемых
поверхностей. Из других наиболее известна так называемая бутылка Клейна,
названная по имени знаменитого немецкого математика Феликса Клейна,
запустившего её в математический оборот в 1874 году. Представим себе
бутылку с очень длинным и очень гибким горлышком. Толщиной материала, из
которого изготовлена бутылка, мы пренебрегаем, так что бутылку
воспринимаем как двумерную фигуру, то есть как поверхность. Можно ли
изогнуть горлышко так, чтобы дотронуться им до дна бутылки? Разумеется,
можно; прикосновение при этом произойдёт с наружной стороны дна.
Коснуться же горлышком дна изнутри бутылки невозможно, для этого
горлышку пришлось бы пройти сквозь стенку. Но вот если бы это удалось,
как раз и получилась бы бутылка Клейна.
Так зачем же говорить о такой
поверхности, которой нет и не может быть, возмутится читатель. А дело в
том, что такая поверхность есть, только «живёт» она в четырёхмерном
пространстве. Чтобы понять, как можно изготовить бутылку Клейна при
помощи четвёртого измерения, следует вновь обратиться к флатландской
аналогии. Обычная бутылка есть двумерная поверхность в трёхмерном
пространстве. Что является её аналогом на плоскости? Тень бутылки? Нет,
аналог должен быть на одно измерение меньше окружающего пространства, то
есть в данном случае одномерным. Обведём карандашом контур тени, сделав
в этом обводе перерыв на месте отверстия горлышка. Полученная линия и
является искомым одномерным аналогом двумерной бутылки. Представим себе
эту линию в виде тонкой и гибкой проволоки. У этой проволочной фигуры
можно выделить дно, горлышко и две стенки. Можно ли, не выходя за
пределы плоскости, изогнуть горлышко так, чтобы коснуться им дна?
Разумеется, можно, но только с наружной стороны; коснуться с внутренней
стороны (то есть со стороны тени) невозможно, для этого пришлось бы
пересечь одну из стенок. Однако можно коснуться и с внутренней стороны,
если разрешить выход за пределы плоскости: в том месте, где проволочное
горлышко хочет пересечь проволочную стенку, надо приподнять горлышко над
плоскостью, провести его над стенкой наподобие моста, а затем снова
опустить на ту же плоскость — но уже внутри бутылки. И дотянуть горлышко
до дна. А теперь, напрягая воображение и прибегая к аналогии, можно
постараться представить себе изгибание горлышка двумерной бутылки в
четвёртом измерении — с последующим касанием дна изнутри.
И евклидово пространство средней школы, и
трёхмерная сфера ориентируемы. В них отсутствуют траектории, приводящие
к зеркальному отражению. Но теоретические представления о возможной
геометрической структуре Вселенной не исключают того, что она
неориентируема. А тогда путешествие, приводящее к зеркальному
отражению путешественника, может быть осуществлено и без выхода из
нашего трёхмерного мира. Таким образом, не вполне прав был поэт, сказавший:
Какая тяжкая обида
Существовать и твёрдо знать,
Что из пустых пространств Евклида
Нам никуда не убежать.
И нам с тобою неужели
Идти в грядущие года —
Как в бесконечность параллели,
Не пересекшись никогда.
|