Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего
образования, "изучение предметной области
"Математика и информатика” должно
обеспечить ...формирование представлений о
социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки; ...формирование
представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке
науки, позволяющем описывать и изучать реальные
процессы и явления”. Согласно ФГОС
основного общего образования, в содержание
программы по математике основной школы включены
два дополнительных методологических раздела:
логика и множества; математика в историческом
развитии, что связано с реализацией целей
общеинтеллектуального и общекультурного
развития учащихся. Раздел "Математика в
историческом развитии” предназначен для
формирования представлений о математике как
части человеческой культуры, для общего развития
школьников, для создания культурно-исторической
среды обучения. На него не выделяется
специальных уроков, усвоение его не
контролируется, но содержание этого раздела
органично присутствует в учебном процессе как
своего рода гуманитарный фон при рассмотрении
проблематики основного содержания
математического образования.
В своей статье я хочу более подробно
остановиться на некоторых особенностях изучения
раздела "Математика в историческом развитии” в
процессе преподавания математики в основной
школе.
Изучение раздела "Математика в
историческом развитии” предполагает:
- знакомство обучающихся с историей
возникновения и развития понятия числа,
уравнения, функции и т.д.;
- знакомство обучающихся с историей накопления и
развития математических знаний в различные
исторические эпохи и в разных государствах;
- знакомство обучающихся с вкладом в развитие
математической науки выдающихся учёных
древности и наших современников;
- знакомство обучающихся с различными способами
изучения и решения текстовых задач в разные
исторические эпохи.
Одним из путей формирования у обучающихся
представлений о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития
цивилизации является изучение старинных единиц
измерения, их эволюции в различные исторические
эпохи и причин, по которым они были вытеснены
современными мерами.
Вопрос о значимости единиц измерения всегда
актуален, так как метрология всегда находится в
центре внимания человеческой деятельности.
Сегодня старинные русские меры для нас –
метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не
исчезнувшие вместе с модернизацией метрической
системы. Знать исконный смысл этих метафор –
значит постичь частицу истории нашей страны,
углубить свою патриотическую память. Ушли давно
из нашей речи версты, сажени, аршины. Появились
новые меры длины с новыми названиями. Но
старинные меры остались в крупицах народной
мудрости: пословицах и поговорках, литературных
произведениях, старинных задачах.
Изучение прежде всего старинных русских мер
длины на уроках математики и во внеурочной
деятельности оправдано тем, что длина – это одно
из первых геометрических понятий, введённых
человеком. Первые меры длины были естественными
и самыми простыми.
Нашим далёким предкам требовалось измерять
длины при строительстве, в торговле, при
изготовлении различных орудий труда, на охоте,
рыбной ловле, при обработке земли, посадке
растений и т.д.
У наших предков были весьма любопытные способы
измерения:
- вержение камня – бросок камнем;
- перестрел – расстояние, которое пролетела
стрела, выпущенная из лука;
- бычачий рев – расстояние, с которых еще слышен
рев быка;
- бука – расстояние, на котором человек перестает
видеть раздельно рога быка (в Сибири).
Какими же измерительными приборами они могли
пользоваться?
Из измерительных приборов они располагали
только собственным ростом, руками и ногами.
Многие единицы длины, которыми пользовались
наши предки, представляют собой измерения
различных частей человеческого тела. Человек как
бы всегда носит их с собой и может пользоваться
ими в любых условиях.
Наиболее уместно рассматривать старинные
русские меры длины на уроках математики в 5-7
классах, поскольку младших подростков отличает
любознательность, повышенная активность,
стремление к деятельности.
Изучение старинных русских мер длины возможно
проводить по нескольким направлениям:
- практическая работа по соотнесению старинных
мер длины с современными, измерению расстояний и
длин в старинных русских мерах и современных
мерах длины;
- проведение исследования литературных
произведений на предмет употребления в них
старинных русских мер длины, перевод данных в
современные меры длины;
- изучение русских пословиц и поговорок, в
которых употребляются старинные русские меры
длины, анализ полученных данных;
- проведение опроса, анкетирования среди
обучающихся и их родителей по вопросам,
связанным с использованием старинных русских
мер длины (например, "Назовите старинные русские
меры длины”, "Где вы встречали старинные
русские меры длины в повседневной жизни?”, "В
каких художественных произведениях вы встречали
старинные русские меры длины?”, "Необходимо ли
знание старинных русских мер в современной
жизни? Почему?”, "Назовите пословицы или
поговорки со старинными единицами длины”);
- подготовка буклетов, презентаций на тему
"Старинные русские меры длины (в литературных
произведениях, в пословицах и поговорках и т.д.)”;
- рассмотрение старинных текстовых задач, в
которых употребляются старинные русские меры
длины, поиск ответов на вопрос "Как связаны
старинные меры с современными?”.
В ходе работы по изучению старинных русских мер
длины необходимо подчёркивать, по какой причине
старинные меры были вытеснены современными.
Поскольку соотношения между единицами мер были
самые разнообразные, у всех народов складывалась
сложная и запутанная система. Это вносило
большую неразбериху при учете ценностей,
особенно в торговле. К XVIII веку насчитывалось до
400 различных по величине единиц мер,
употребляемых в разных странах. Разнообразие мер
затрудняло торговые операции. Поэтому каждое
государство стремилось установить
единообразные меры для своей страны. С развитием
торговых отношений между иностранными
государствами потребовалось создание эталонов.
За это время система мер, в том числе в России,
протерпела множество изменений. Современный
технический прогресс требует более точных
расчётов и измерений. В настоящее время во многих
странах мира действует единая международная
система единиц (система интернациональная – СИ),
что облегчает внешнеполитические, экономические
и торговые связи между странами.
Результатом проведённой работы по изучению
старинных русских мер длины может стать
театрализованное представление с
использованием сюжетов, в которых
рассматриваются старинные русские меры длины;
защита проектных работ; представление докладов,
сообщений, результатов проведённых исследований
литературных произведений, результатов
проведённых практических работ и т.д. Важно,
чтобы работа, которая проводится со школьниками
по изучению старинных русских мер длины,
вызывала у них интерес и способствовала
формированию личностных и метапредметных
умений, в первую очередь таких, как умение ясно,
точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи; креативность мышления,
инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач; умение контролировать
процесс и результат учебной математической
деятельности; умение находить в различных
источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в
понятной форме; умение планировать и
осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера.
|