Обучение — длительный процесс, который складывается из отдельных
уроков. В первоначальном своем смысле слово «урок» означало трудовое задание,
которое требуется выполнить за определенный срок. Школьный урок тоже можно
рассматривать как трудовое (учебное) задание классу, рассчитанное на определенный
срок.
Урок как форма учебной работы существует с XVII в., т.е.
более 300 лет.
Не удивительно, что многим кажется, будто урок
существовал всегда. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным,
что и в наши дни урок остается основной формой организации учебных занятий. На
уроке дети не только учатся, но и работают в коллективе, привыкают к нормам
общения в нем, вместе и каждый в отдельности переживают свое отношение к
изучаемому, друг к другу, к учителю. А это ведь и есть воспитание.
Важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо
проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является
органическим звеном обшей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего
учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения - процесс двухсторонний, для успеха обучения
требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность
учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их интерес к
обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Все эти
реакции у детей должен вызвать к действию учитель, опираясь на свой авторитет,
на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и
благожелательное отношение к учащимся.
Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит,
что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев — уроков, каждый
из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь.
Каждый урок нужно рассматривать не как отдельную единицу
учебно-воспитательного процесса, а видеть его место, цель и роль в системе всех
уроков. Урок имеет определенную, четко обозначенную, основную образовательную
цель. Цель достигается не сразу, а постепенно, по мере решения ряда
последовательных задач. Эти отдельные задачи необходимы для достижения основной
образовательной цели и являются элементами структуры урока. На структуру урока
влияют методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем
рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических действий учителя
и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть
различной, что заметно сказывается на результатах урока. Поэтому эффективность
урока определяется как его структурой, так и методикой, которая предусматривает,
какие методы, приемы, средства обучения и в какой последовательности и
взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу.
Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики
ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Необходимо строить уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и
увлеченно, это использовать как отправную точку для возникновения и развития
любознательности, глубокого познавательного интереса к предмету. Немаловажную
роль в этом играет проведение нестандартных уроков.
Эти нестандартные уроки имеют следующую типологию:
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета,
дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина...;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы,
известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия...;
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного
материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок- дублер начинает
действовать!»...;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-
конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама,
телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал...;
уроки, основанные на имитации деятельности при проведении
общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,
путешествие, прогулки...;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: следствие, патентное бюро, учебный совет, суд...;
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз...;
использование на уроках нетрадиционных форм внеклассной
работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут «счастливый
случай», «звездный час» и т.д.
Во время проведения нестандартных уроков предполагается
реализация следующих моментов:
поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу;
проверка теоретических знаний и практических навыков по
теме;
знакомство с историческими сведениями, фактами, касающимися
данного изучаемого материала;
выполнение нестандартных заданий, головоломок, ребусов,
кроссвордов, фокусов и т.д.
Каждый такой урок-игра оставляет неизгладимое впечатление
на учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые
пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все
усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В младших классах можно привлекать
для проведения игровых уроков учащихся старших классов. Они помогают быстро
оценивать учеников на каждом этапе урока, знакомят их с историческим
материалом, проводят игры и математические фокусы. Постепенно из пассивных
участников таких уроков учащиеся переходят к активной деятельности: сами
готовят доклады, рефераты, сочиняют стихи и сказки, готовят ребусы, фокусы,
кроссворды и загадки.
Проведение нестандартных уроков очень хорошо уживается с
«серьезным» учением. Включение проведения нестандартных уроков в процесс
обучения делает его интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Нестандартные уроки не нужно путать с забавой, не следует рассматривать их как
деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На проведение
нестандартных уроков нужно смотреть как на вид преобразующей творческой
деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Сайт "Школа Пифагора" предлагает Вам ознакомиться с примерами нестандартных уроков, размещенными в одноименной рубрике.
|