— Однажды царь Птолемей призвал Эвклида и
спросил: «Есть ли к геометрии путь короче того, который проложен в твоих
«Началах»?» На что Эвклид гордо ответил: «К геометрии нет особенного
пути для царей!..»
Голос учителя чистой математики Григория
Ивановича Карташевского звучит торжественно, почти благоговейно. У
Григория Ивановича сильное воображение. Когда он рассказывает о великих
математиках древности, в казенные белые стены гимназии врывается шелест
пальм далекой Александрии — бессмертного города, «волшебного цветка
геометрической мысли прошлых веков», видишь лазурь Средиземного моря,
голубоватые и розовые мраморные храмы Афин. То был особый мир, словно
изваянный из единого куска мрамора — мир эллинов: Фидия, Эвклида и
Архимеда. Древние греки говорили: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд,
если был и не восхитился — осел»…
— Один юноша, пришедший к Эвклиду учиться,
будто бы спросил: какую, собственно, выгоду он получит от изучения
геометрии. Эвклид повернулся к рабу и сказал: «Дай этому человеку три
обола, он ищет не знаний, а выгоды…»
Николай Лобачевский не похож на того юношу,
который пришел к Эвклиду за выгодой: он бескорыстно любит геометрию и
даже по болезни старается не пропускать уроков Карташевского. Молодой,
прекрасный, как античный бог, Карташевский представляется Николаю неким
связующим звеном между тем, навсегда утраченным миром эллинов и серой,
будничной действительностью, когда тебя поднимают по звонку в пять утра,
«фрунтом» ведут в столовую, в классные комнаты, придирчиво проверяют
мундирные куртки, суконные галстуки, допытываются на исповеди, не
читаешь ли крамольных книг, веруешь ли в святую троицу. За каждым твоим
шагом следят надзиратели: главный, старший, классный, комнатный. Всю
ночь по спальням в чаду сальных свечей и каганцов разгуливают дежурные
надзиратели.
Двенадцатилетний Лобачевский тайком от
товарищей пописывает стихи. Он подражает любимому поэту Державину.
Говорят, Гавриил Романович родился в Казани, учился вот в этой самой
гимназии и даже стихи городу своей юности посвятил:
О колыбель моих первоначальных дней,
Невинности моей и юности обитель.
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по-прежнему всегдашний буду житель?
Державин живет в Петербурге, обласкан царем
и, конечно же, никогда не вернется в Казань. Да и что ему делать тут? В
окно видны глубокие красные овраги, тяжелые черные лодки на озере Кабан,
по берегам которого сгрудились саманные и дощатые домишки суконных и
татарских слободок, игольчатые минареты и купола мечетей, золотой шар
Сюмбекиной башни, синие маковки церквей, праздная публика у вонючего
канала… Только живя вдали от Казани, можно писать о ней красивые стихи.
Николаю нравятся трагедии Державина, особенно «Аталиба, или Покорение
Перу», «Ирод и Марианна». Он и сам мечтает написать что-нибудь в этом
роде. Действие трагедии, разумеется, нужно перенести в Александрию —
столицу греко-египетского государства, основанную великим завоевателем
Александром Македонским. Здесь мудрый старец в белой тоге Эвклид чертил
бамбуковыми палочками на песке свои геометрические фигуры, здесь он две
тысячи лет назад создал знаменитые «Начала», по которым с тех пор все
обучаются геометрии; сюда приезжал учиться родственник царя Гиерона
Архимед, сказавший «Дай мне, где стать, и я сдвину Землю». Здесь, в
Александрии, закатилось солнце древнегреческой математики. Лобачевского
поразил рассказ учителя о Гипатии Александрийской. То было во времена
Римской империи, в IV веке, когда в Александрии хозяйничали христианские
монахи. На мрачном фоне умирающего великого города вспыхнула необычайно
яркая математическая звезда — Гипатия, женщина — философ и математик.
Она славилась своей необыкновенной красотой, а еще больше — умом. Со
всех концов империи на поклон к Гипатии стекались несметные толпы. Ею
восхищались ученые: ведь это она составила обширные комментарии на
алгебраические сочинения Диофанта и по теории сечений Аполлония
Пергского! Гипатии приписывают честь изобретения планисферы и ареометра.
Злобный мракобес архиепископ Кирилл решил уничтожить «язычницу»,
натравив на нее монахов. Гипатию растерзали, разрубили ее прекрасное
тело на куски и сожгли на костре.
— В плоскости через точку можно провести один только перпендикул к линии… — звучит голос Григория Ивановича.
Николай Лобачевский с братьями Александром и
Алексеем сидит за первым столом. Они все трое — казеннокоштные.
Казеннокоштные гимназисты обязаны сидеть за первыми столами; за казенных
деньги платит государство, а потому они должны учиться лучше
пансионеров и полупансионеров. Для казенных установлен военный режим, их
не отпускают в город; гулять разрешается лишь на переднем дворе
гимназии. Задний двор — запретное место: оттуда легко удрать.
Своекоштные пользуются полной свободой. Зато они вынуждены платить за
учение по триста рублей в год и еще издерживать на «дядьку», платье,
книги рублей двести. Пансионеры платят за полное содержание и одежду,
полупансионеры одежды не получают, а делают взнос за содержание.
Так и сидят в классной комнате:
казеннокоштные, дальше — своекоштные, пансионеры и полупансионеры.
Казеннокоштные в большинстве своем — дети разночинцев; остальные — из
дворян. Николай с презрением поглядывает на второгодника, барчука Сережу
Аксакова. Сережа живет на квартире у Григория Ивановича. В неурочные
часы Карташевский занимается с ним отдельно, опекает его, втолковывает
алгебру и геометрию. Аксаков хорошо разбирается в литературе, читает
наизусть оды и трагедии Державина, Хераскова, Сумарокова; но когда дело
доходит до математики, Сережа превращается в истукана. Понять, почему в
плоскости через точку можно провести один только перпендикул к линии,
Аксаков не в состоянии. А такие люди не могут не вызывать презрения. С
Аксаковым Николай не водится, он дружит со старшеклассниками — братьями
Княжевичами, Перевощиковыми, Петром Алехиным, Пахомовым, Сыромятниковым,
Крыловым. В гимназии учатся целыми семьями: братья Перевощиковы, братья
Княжевичи, братья Панаевы, братья Лобачевские. Братьев вызывают по
номерам: первый, второй, третий, или же — старший, младший.
Откуда знать Лобачевскому, что много лет
спустя писатель Сергей Тимофеевич Аксаков помянет его восторженным
словом в своей замечательной книге «Семейная хроника и воспоминания». С
легкой грустью расскажет писатель об этих вот на первый взгляд ничем не
примечательных буднях Казанской гимназии, о своих товарищах и
воспитателях, о Григории Ивановиче Карташевском, который породнится с
семьей Аксаковых, станет попечителем учебного округа, сенатором.
«Григорий Иванович серьезно занимался своей наукой и, пользуясь трудами
знаменитых тогда ученых по этой части, писал собственный курс чистой
математики для преподавания в гимназии, — расскажет Аксаков, — он читал
много немецких писателей, философов и постоянно совершенствовал себя в
латинском языке. Григорий Иванович отлично знал новейшие языки и
свободно писал на них…» Карташевский войдет в историю как великолепный,
незаурядный педагог, всеми помыслами преданный науке. Другие, сидящие
сейчас за классными столами, тоже войдут в историю. Дмитрий Перевощиков,
например, сделается известным математиком, профессором астрономии и
математики. Его брат Василий станет профессором российской словесности
действительным членом Российской Академии. Александр Княжевич будет
министром финансов. Много добрых исполнительных чиновников выйдет из
стен Казанской гимназии. Вот они, еще не осознавшие своего назначения,
склонились над тетрадками и аспидными досками. И никому невдомек, что
среди них сидит гений, которому суждено возвыситься над всеми — над
академиками, министрами, попечителями и сенаторами, над своим временем,
шагнуть в бессмертие.
У этого сероглазого, русоголового гения
скверные замашки: не так давно он прибил гвоздем к столу кондуитный
журнал перед самым носом задремавшего учителя латинского языка.
Кондуитный журнал был вконец испорчен. Разгневанный свыше всякой меры
латинист Гилярий Яковлевич, приняв позу римского патриция, воскликнул:
«Ты, Лобачевский, будешь разбойником!» Жаловаться, однако, не стал:
дремать на уроках строго воспрещено. Лобачевский — первый ученик. И в то
же время он — бич учителей. Его изобретательность на шалости
неистощима. Уличить Лобачевского в проказах почти невозможно. Он хитер,
осторожен, умеет делать постное, благонравное лицо. И его всякий раз
аттестуют как «весьма прилежного и благонравного». Он положил себе за
правило не связываться с попами; с попами связываться опасно. По
катехизису и священной истории у Лобачевского хорошая отметка, и все же в
аттестации священник записал: «Уроки знает твердо, но до катехизиса и
священной истории не охотник». Он внимателен на уроках Карташевского и
учителя русской литературы и славянской грамматики Николая Мисаиловича
Ибрагимова. Ибрагимов настоящий поэт. Они вместе с Григорием Ивановичем
учились в Московском университете, вместе приехали в Казань. Много
теплых слов об Ибрагимове скажет впоследствии в своих «Воспоминаниях»
Аксаков. Другой воспитанник гимназии, поэт-идиллик Владимир Панаев
напишет о Николае Мисаиловиче: «Он имел необыкновенную способность
заставить полюбить себя и свои лекции». Лобачевский вначале недоумевал:
почему татарин Ибрагимов стал знатоком русской литературы и славянской
грамматики? В гимназии, помимо французского, немецкого, латинского,
преподают также татарский. Вот Ибрагимову и обучать бы татарскому — ведь
это намного легче славянской грамматики. «В жизни нужно искать не самое
легкое, а самое трудное. Полюбишь трудное — оно станет легче
легкого», — отвечал Ибрагимов.
Казанская гимназия по уставу, утвержденному
еще Павлом I, обязана «подготовить юношей к службе гражданской и
военной, но не к состоянию, отличающему ученого человека». Здесь
воспитывают будущих чиновников, нужда в которых для Российского
государства растет с каждым годом. И никто из гимназистов наперед не
может сказать, к какому ведомству его причислят после окончания учебы.
Не может этого сказать и Николай Лобачевский. Ему известно одно: царю
нужны чиновники, а не поэты и математики. Незачем мечтать о будущем.
Казеннокоштный имеет право думать только о прошлом.
Над Казанью висит малиновое марево. Июнь.
Душно. Скоро экзамены, затем вакации — каникулы. Николай Лобачевский
вместе с братьями Александром и Алексеем поедет в Нижний, где их ждет
мать. Там — родной дом. Мать пишет редко. Да она и не умеет писать.
Корявым почерком выводит внизу письма: «Ваша мать Прасковья
Александровна Лобачевская». Под ее диктовку пишет старый учитель из
народной школы, тот самый, что готовил братьев Лобачевских к
вступительным экзаменам в Казанскую гимназию.
Братья Лобачевские попали в гимназию два
года назад. От Нижнего Новгорода до Казани тряслись в скрипучем возке,
крытом рогожей; ночевали в крестьянских избах на узких лавках или же
прямо на соломе. Их поразили высокие темные виселицы на пустырях.
Словоохотливый возница объяснил Прасковье Александровне, что виселицы
поставили после подавления пугачевского восстания для устрашения
мужиков.
Потом они переправлялись через Волгу на
косной лодке. Когда выбрались на середину реки, лодку закрутило,
завертело. Черная волна дыбилась перед самым лицом, с гулом валилась на
низкий борт. Седобородый, морщинистый бабай в стеганом халате и высокой
бараньей шапке едва удерживал кормовое весло; его шесть помощников изо
всех сил налегали на весла. Замирая от страха, мать плотнее прижимала к
себе младшенького Алешу. Старшие — Александр и Николай, когда их
обдавало крупными брызгами, хохотали. Они выросли на Волге и не боялись
воды. Впереди вздымался невиданный город, пронизанный осенним синеватым
солнцем: башни и стены кремля, каменные дома, белые громады Зилантова и
Воскресенского монастырей. А на самом высоком бугре — гимназия с
колоннами. Как древнегреческий храм. Издали казалось, будто все это
сбилось в кучу и встает над водой единым сказочным дворцом.
Тогда еще никто не мог сказать наверное, что
Николаю и его братьям придется жить в этом городе. Мать всю дорогу
волновалась. Замирала от страха и в тот день, когда они стояли на
тяжелом парадном крыльце гимназии у белых высоких колонн. Во всей фигуре
матери, в ее опущенных плечах, в выражении больших печальных глаз были
робость и растерянность. И, может быть, тогда, у чистых белых колонн,
Николай впервые заметил, что на ней старенький, весь потертый плисовый
салоп и темный, совсем не городской, полушалок. Мать все не решалась
переступить заветный порог гимназии. Ее угнетало огромное ослепительно
белое здание с колоннами, куполом и строгими дубовыми дверями с
бронзовыми кольцами, пугал предстоящий разговор с директором гимназии.
Ведь гимназия именовалась императорской! Одно время ее закрыли было
совсем, но в 1798 году по ходатайству казанского генерал-губернатора
князя Мещерского открыли вновь. Не считая народных училищ и церковных
школ, это было одно-единственное среднее учебное заведение с новыми
порядками на весь край — от Москвы до Тихого океана. В гимназию наряду с
детьми дворян допускались также дети разночинцев. Особенно бедных брали
на казенный кошт.
Оставшись вдовой, Прасковья Александровна
Лобачевская сразу же замыслила устроить сыновей на казенный кошт. Она
выбивалась из сил — и все же не могла прокормить большую семью. Отдать
на казенный кошт — значит учить, одевать, кормить за счет государства.
Прасковье Александровне, дочери бедных
мещан, не было и шестнадцати, когда она в 1789 году вышла замуж за
тридцатилетнего уездного землемера Ивана Максимовича Лобачевского.
Родня не стала противиться этому браку, так
как Иван Максимович, человек не без дарования, надеялся со временем
сделаться архитектором, а следовательно, разбогатеть.
Кроме того, существовало предание: род
Лобачевских якобы имел древнее дворянское происхождение, но к XVIII веку
пришел в упадок; имения измельчали, были утрачены. И вот Лобачевские,
дворяне Волынской губернии, незаметно превратились в разночинцев. Некто
Патриций Лобачевский до сих пор числился коморником в земле Ковенской,
другие Лобачевские рассеялись по необъятной Российской империи.
В Нижнем Новгороде проживал дядя Ивана
Максимовича Егор Алексеевич Аверкиев, казенной палаты губернский
казначей и надворный советник. Он-то и переманил Ивана Максимовича с
молодой женой в Нижний Новгород. Через год после свадьбы у них родился
сын Александр.
20 ноября 1792 года (по новому стилю — 1
декабря) появился Николай, будущий великий геометр. Сохранилась
метрическая книга Алексеевской церкви Нижнего Новгорода за 1792 год, где
записано: «О родившихся в ноябре. 20. Нижегородского
наместнического правления у регистратора Ивана Максимова сын Николай,
восприемником был Нижегородской межевой конторы секретарь Петр
Григорьевич Лошкин». Еще через два года родился Алексей.
И хотя Иван Максимович числился коллежским
регистратором, то есть имел первый классный чин гражданской службы,
соответствовавший званию подпоручика в военной службе, получал он мало.
Жалованья мелкого чиновника едва хватало на пропитание. Семья
бедствовала. Э. П. Янишевский, заслуженный профессор чистой математики
Казанского университета, ученик Н. И. Лобачевского, свидетельствует:
«Бедность и недостатки окружали колыбель Лобачевского». В довершение ко
всему Иван Максимович тяжело занемог. Его друг и родственник Прасковьи
Александровны землемер Сергей Степанович Шебаршин взял детей на
воспитание к себе. Но добрый Сергей Степанович вскоре умер. А весной
1802 года внезапно скончался и Иван Максимович. Прасковья Александровна
осталась с тремя малолетними детьми на руках.
Откуда было понять детям озабоченность
Прасковьи Александровны в тот хмурый осенний день 1802 года, когда они,
сбившись в кучу, стояли на крыльце гимназии у гладких белых колонн! Одна
мать знала, как трудно сыновьям разночинца попасть в императорское
учебное заведение. Сюда отбирали наиболее способных, детям разночинцев
устраивали особо строгие экзамены. В Казань приезжали из самых
отдаленных углов, а казенных вакансий имелось не так уж много. Да и
могла ли малограмотная Прасковья Александровна судить о том, достаточно
ли хорошо подготовил ее малышей к трудным экзаменам учитель из народной
школы?
Экзамен принимали Карташевский и инспектор
гимназии Яковкин Илья Федорович. Тут впервые Карташевский выделил
Николая Лобачевского. Древнюю, как мир, но весьма сложную задачу —
бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его в день,
вторая — в два дня, третья — в три, а четвертая — в четыре; требуется
узнать, во сколько времени наполнится бассейн, если все четыре трубы
открыть одновременно? — Николай Лобачевский решил в уме. Учитель
заинтересовался и теперь уж умышленно стал усложнять задачи; но Николай
даже не притрагивался к грифелю и аспидной доске, он схватывал условие
на лету и сразу же давал правильный ответ. Он был наделен этим даром —
считать в уме. Карташевский понял, что имеет дело с высокоодаренным
ребенком.
5 ноября 1802 года состоялось заседание
совета Казанской гимназии, решившее участь братьев Лобачевских. Вот
выписка из протокола заседания: «Слушали прошение коллежской
регистраторши Прасковьи Александровой дочери, жены Лобачевской, о
принятии трех сыновей: Александра 11-ти, Николая 9-ти и Алексея 7-ми
лет, детей губернского регистратора Ивана Максимова Лобачевского, в
гимназию для обучения на казенное разночинское содержание, а когда нет
вакансии, на собственное, со включением их в число кандидатов. Еще
представляет сия просительница, что по бедности своей не может ничего
взнести единовременно в пользу гимназии. Определено: понеже
просительница представила свидетельство на состояние детей своих и
притом также инспекторское и докторское, то удовлетворить ее просьбу, о
чем институту объявить словесно в совете. Подписали: Никита Куклин, Илья Яковкин, Иван Эрих, Григорий Карташевский, Иван Запольский, Лев Левицкий и Богдан Линкер».
Это был праздник семьи. Упорство матери
одержало победу над извечным несчастьем, преследовавшим семью Ивана
Максимова Лобачевского. Братья Лобачевские в мундирных куртках из
зеленого сукна, при галстуках, остриженные наголо, наперебой
рассказывали матери о гимназических порядках. У каждого — отдельная
железная кровать, байковое одеяло и даже простыни. На завтрак дают
стакан молока с булкой, обед — из трех блюд, ужин — из двух. Для
любителей кваса есть специальная «квасная комната», где стоит огромный
жбан.
На что надеялась вдова, когда писала в совет
гимназии, что просит принять ее детей на «собственное» содержание, если
нет казенных вакансий, то есть определить их как своекоштных? И тут же
она сообщает, что «по бедности своей не может ничего взнести
единовременно в пользу гимназии». Прасковья Александровна решила продать
домик в Нижнем Новгороде и сразу уплатить за трехгодичное обучение
сыновей. Она готова была ради будущности детей пойти на любые жертвы.
Они знали это. Им нельзя было провалиться на вступительных экзаменах,
братьям Лобачевским… Они спасали родной дом. И спасли.
Час свиданья кончился. Прасковья
Александровна поцеловала детей и в тот же день уехала в Нижний Новгород,
где ждало ее немудрящее хозяйство. Братья Лобачевские остались под
присмотром многочисленных надзирателей.
В те времена в средних учебных заведениях,
подобных Казанской гимназии, существовало трехгодичное обучение, а не
семилетнее, как стало позже. За три года братья Лобачевские обязаны были
усвоить обширную программу: помимо иностранных языков и татарского,
надлежало изучить русскую грамматику, арифметику и алгебру, геометрию и
тригонометрию, механику, химию, гидравлику, землемерие, историю,
словесность, логику, практическую философию и гражданскую архитектуру;
военное дело — артиллерию, фортификацию, тактику; юридическое
законодательство; научиться рисовать, фехтовать, танцевать, разбираться в
музыке. Один список этих наук вызывает изумление. Сможет ли семилетний
Алеша Лобачевский усвоить, например, практическую философию или же
тригонометрию?
Загадка легко разрешается, если внимательно
присмотреться ко всей системе воспитания того времени. Скуповатое
министерство народного просвещения строго следило, на какие нужды
расходуется каждый грош. Нерадивых педагогов немедленно увольняли.
Официальных учебников почти не существовало, каждый преподаватель обязан
был написать учебник по своей дисциплине. Так, Григорий Иванович
Карташевский создал учебник чистой математики, учитель истории и
географии инспектор Якопкин составил пособия по своим предметам;
оригинальные изыскания Ибрагимова являлись в полном смысле научными
работами; физик и математик Иван Запольский также читал собственный
курс. Учебники обсуждались на совете гимназии. Каждый учитель имел свой
класс и головой отвечал за него. Все лишнее, несущественное в
преподавании безжалостно отметалось. Широко практиковались приватные
занятия. Каждый педагог брал трех-четырех гимназистов и два раза в
неделю занимался с ними у себя на дому. Особенно жестокие требования
предъявлялись к казеннокоштным воспитанникам. В гимназии официально
утвердилась спартанская метода закалки. В спальных комнатах даже зимой
строго выдерживали температуру не выше двенадцати градусов тепла.
Большое внимание уделялось спорту. Отлучки из гимназии запрещались.
Целый штат надзирателей следил за дисциплиной и самоподготовкой.
Нерадивых сажали на хлеб и воду, ставили на колени. Установленный
распорядок дня никто не имел права нарушать. Педагоги, в основном
воспитанники духовных семинарий и академий или же из обедневших дворян
(как, например, Карташевский), стремились установить в гимназии
демократичные порядки, обсуждать все вопросы быта и учебы на совете,
приходить к окончательным решениям большинством голосов. Правда, не
всегда им это удавалось. Так, талантливый педагог, поборник равенства,
одинакового отношения учителей к детям дворян и детям разночинцев,
главный надзиратель Николай Иванович Камашев, человек непреклонного
характера, незадолго до поступления братьев Лобачевских в гимназию был
уволен. Такая же участь, как мы увидим дальше, постигнет и честного,
прямого Карташевского и многих других. Григорий Иванович Карташевский и
Николай Мисаилович Ибрагимов, сами в недалеком прошлом казеннокоштные,
особенно чутко относились к этой категории воспитанников.
Маленькие «арестанты» не знали никаких
радостей жизни. Зубрежка до потемнения в глазах, окрики надзирателей,
собачий холод в спальнях, муштра. И лишь изредка — короткие свиданья с
родителями в приемной зале. Жаловаться родителям на трудности
категорически воспрещалось. Всю переписку гимназистов с родными
просматривали надзиратели. При гимназии имелась даже своя больница со
штатом лекарей и подлекарей. Взятый на казенный кошт мальчик поступал в
полное распоряжение начальства гимназии. Родители не имели права забрать
его домой, если ребенок даже заболевал. Когда мать Аксакова, испуганная
суровым режимом в гимназии, попыталась взять сына обратно (вначале
Сережа был казеннокоштным), тот же Камашев сказал, что правительство не
затем тратит деньги на жалованье чиновникам и учителям и на содержание
казенных воспитанников, чтобы увольнять их до окончания полного курса
учения и, следовательно, не воспользоваться их службою по ученой части.
Нужно сказать, что ничем не избалованные
братья Лобачевские легко переносили строгий режим. Ведь они до этого
никогда не спали на отдельных кроватях, не умывались из рукомойника, не
ели обеда из трех блюд. Дома в зимние холода лежали вповалку на печи,
укутавшись в тряпье и дерюги. Особенно донимал голод, который был
постоянным спутником их детства. В гимназии они быстро освоились, вместе
готовили уроки, заступались друг за друга; воспитанники побаивались их
костлявых кулаков.
И все же гимназическая жизнь им скоро
надоела. Они лишены были самого главного — свободы. По вечерам
вспоминали Нижний, родной дом, заветные места на Волге, грачиные гнезда,
старицы, где попадаются огромные щуки, арбузы на чужих бахчах. Николай
отличался от своих братьев живостью воображения и мечтательностью. Там, в
Нижнем, они часто залезали в чужие сады. Своего не было. Глубокой
осенью сбивали с яблонь случайно уцелевшие яблоки. Обладатели садов
казались Николаю самыми счастливыми людьми. «Когда мы вырастем, то
обязательно разведем большой сад и устроим оранжерею, как у
Аверкиевых», — говорил он. Этот зеленый сад виделся ему даже во сне.
Соседские мальчишки дразнили Николая «Зеленый сад».
Из людей, окружавших Николая Лобачевского в
гимназические годы, внимание привлекает инспектор, учитель истории и
географии Илья Федорович Яковкин. Это был холодный, волевой человек,
изворотливый, ради достижения своих целей способный на все. Яковкин всю
жизнь рвался к власти, к почету, стремился сделать блестящую карьеру. В
таком духе он старался воспитать и своего единственного сына, толстого
глупого парня. Илье Федоровичу было под сорок, а он, как и в молодости,
по-прежнему оставался на мизерных ролях. Каждый раз на его пути стояли
люди или более влиятельные, или более умные. Илье Федоровичу удалось с
помощью всякого рода интриг устранить главного надзирателя Камашева,
прямого, как шпага, честного, умного, демократичного. Жертвой интриг
Ильи Федоровича стал бывший директор гимназии безвольный Пекин. Тут бы
начальству и вспомнить о Яковкине, проявить добрую волю, повысить в
должности старательного чиновника! В его возрасте человек вправе
надеяться на повышение. Но начальство доброй воли не проявило. Должность
директора после Пекина поручили исправлять Никите Куклину. А потом
директором назначили местного помещика Лихачева. Илью Федоровича вновь
обошли и забыли. Уязвленный, доведенный до отчаяния, он стал измышлять,
каким образом лучше выжить из гимназии новоявленного директора. У
Лихачева было много недостатков. В гимназию он почти не заглядывал,
хозяйственными делами не занимался. Должность ему требовалась лишь для
удовлетворения собственного тщеславия. Будучи помещиком старого закала,
он презрительно относился к разночинцам, открыто называл их
«трескиными», «кутейниками», ратовал за то, чтобы ограничить доступ в
гимназию детям разночинцев.
Лучшего повода для уничтожения нового
директора в глазах учителей и воспитанников трудно было придумать.
Яковкин решил сделать «шах королю»: он выступил на совете с резкой
критикой действий Лихачева, обвинил его в бесхозяйственности, в
посягательстве на высочайшее повеление. Лихачев, боясь доноса, стал
трусливо оправдываться и тем самым окончательно уронил себя во мнении
учителей. Даже воспитанники перестали его бояться. Все симпатии теперь
были на стороне Ильи Федоровича. Он стал героем, защитником. В открытую
войну между Яковкиным и директором вскоре включились и гимназисты,
особенно из казеннокоштных.
Однажды во время обеда произошел из ряда вон
выходящий случай, весьма порадовавший честолюбивого Илью Федоровича:
казеннокоштные, все, как один, отказались от обеда. И лишь потому, что
воспитаннику Петру Алехину попался в каше свечной огарок. Кто его
подбросил в кашу, трудно сказать. Появившийся в столовой зале Лихачев,
вместо того чтобы спокойно разобраться в происшествии, стал топать
ногами, браниться, обещал посадить всех на три дня на хлеб и воду.
Угрозы не подействовали: воспитанники так и не притронулись к пище.
Поднялся ропот. Кто-то крикнул: «Вон Лихачева из гимназии!»
— В таком случае, господа, — спокойно произнес Лихачев, — я вас всех сажаю с этого дня на черный хлеб и воду.
Аксаков, лично знавший Лихачева,
свидетельствует, что директором он был плохим, неумным; к тому же имел
карикатурную внешность, не внушавшую расположения: «Нижняя его губа была
так велика, как будто ее разнесло от укушения благой мухи или осы».
Сегодня утром все увидели на стенах, на
белоснежных колоннах и даже на куполе здания надписи, выведенные красным
карандашом: «Лихачев дурак и жаба». Надпись на куполе была признана
чудом смелости и ловкости.
Разъяренный директор наконец-то решил
наведаться во все классы и сделать воспитанникам строгое внушение, а
возможно, выявить зачинщиков «бунта».
И вот он сидит у раскрытого окна, сверлит
глазами казеннокоштных. О проделках Николая Лобачевского он уже
наслышан, а потому задерживается взглядом на его лице. Но лицо у
Лобачевского постное, «благонравное». Он смотрит прямо, спокойно. Он
успел научиться многому у Григория Ивановича: выдержке, лицемерному
почтению, разящей логике суждений. Карташевский и Ибрагимов редко
показываются в церкви, но обвинить их в равнодушии к религии никто не
может: всегда наготове убедительный предлог, оправдание, изъявления в
своей приверженности слову божьему.
Откуда знать Лихачеву, что вчера, под
покровом ночной темноты, Николай Лобачевский вместе с Петром Алехиным,
Сыромятниковым и Крыловым тащил тяжелую лестницу, а потом слюнявил
красный карандаш, старался вывести буквы покрупнее. Утром он вместе с
остальными восхищался смелости проказника, сумевшего начертать красные
слова на куполе здания.
«Кутейники, трескины», — думает с возмущением Лихачев.
Звенит голос Карташевского:
— …Византийский историк Зонарас сообщает,
что подошедшему к нему римскому солдату Архимед сказал: «Бей по голове,
но не по чертежу!»
Лихачев поднимается, идет к двери и уже у самого порога говорит:
— Сегодня лишаю всех послеобеденной прогулки. До тех пор, пока не будут смыты оскорбительные надписи…
Кто-то успел прицепить ему сзади на мундир
бумажный хвост. Воспитанники давятся от смеха. Карташевский как ни в чем
не бывало продолжает:
— Знаменитый итальянский математик Кардано
выразил свое восхищение «Началами» Эвклида в следующих словах:
«Неоспоримая крепость их догматов и их совершенство настолько абсолютны,
что никакое другое сочинение, по справедливости, нельзя с ними
сравнить. Вследствие этого в них отражается такой свет истины, что,
по-видимому, только тот способен отличать в сложных вопросах геометрии
истинное от ложного, кто усвоил Эвклида»…
Так начался учебный день июня 1804 года в
Казанской императорской гимназии. Это был день необыкновенный. Ему
суждено войти в историю гимназии скандальным «делом о беспорядках».
«Беспорядки» произошли сразу же после обеда.
Казеннокоштные, несмотря на то, что прогулка была отменена директором,
все, как по уговору, собрались на переднем дворе. Они были возбуждены,
решили не уходить со двора до темноты. Масла в огонь подлил сын
Яковкина. Он принес удивительную новость: в начале нового года в Казани
будет открыт университет! Ждут только, когда государь соизволит
подписать устав университета. Яковкину-младшему удалось подслушать
разговор Ильи Федоровича с директором. Уже намечены кандидаты в
студенты. Конечно же, сын Яковкина попадет в университет первым. Потом —
любимчик Ильи Федоровича фискал Петр Кондырев. Лихачев прочит в
кандидаты в основном своекоштных и сыновей надзирателей.
Весть взбудоражила гимназистов. Опять
ненавистные своекоштные окажутся впереди! Больше всех кричали братья
Лобачевские. Они особенно презирали сытеньких барчуков, которые
появляются в классах, как важные господа, ни с кем не хотят знаться.
Своекоштный не удостаивает вас даже ответа. Скорчит брезгливую мину,
отвернется. За ним вприпрыжку следует «дядька», снимает пылинки с
мундирчика. Своекоштный не ходит «фрунтом», не ест кашу со свечным
салом. Он ведет светский образ жизни: бывает в гостях, посещает театр,
маскарад, платит за место в партере целый рубль, а за кресло — два с
полтиной.
Каждый чувствовал себя приниженным,
оскорбленным. Требовался незначительный толчок, чтобы гнев на начальство
прорвался наружу. Таким толчком послужило избиение неким отставным
военным чиновником, именовавшимся «квартирмистром»,
инвалида-привратника. Экзекуция происходила на заднем дворе, куда доступ
воспитанникам был воспрещен. Несмотря на запрет, сербы братья
Княжевичи, заслышав стоны инвалида, первыми кинулись на задний двор. За
ними устремились остальные казеннокоштные. Охваченный благородным
негодованием Александр Княжевич вырвал палку из рук квартирмистра. Тот с
руганью бросился на гимназиста, однако подоспевший Дмитрий Княжевич
двинул чиновника кулаком в бок. Квартирмистр взвыл от боли и трусливо
бежал.
— Этого подлеца нужно уволить! — предложил Алехин. — Напишем жалобу и отнесем директору.
Но Лихачев не оценил благородного порыва юношей. Он пообещал посадить их в карцер.
С этого все и началось.
Старшеклассники организовали руководящую
восьмерку. В нее вошли братья Княжевичи, Петр Алехин, Пахомов,
Сыромятников, Крылов и другие. В средних классах верховодили братья
Лобачевские. Восьмерка постановила не ходить на занятия до тех пор, пока
экзекутор квартирмистр не будет уволен из гимназии. К высшим классам
присоединились средние и даже младшие.
Напрасно учителя и надзиратели уговаривают
воспитанников вернуться к урокам. Казеннокоштные непреклонны. Они
повсюду выставили часовых, вооруженных палками и половыми щетками, —
вход в здание своекоштным закрыт. На ночь двери спальных комнат
припирают поленьями, скамейками.
Даже Илья Федорович Яковкин в растерянности.
Три дня заседает совет гимназии. Лихачев пробирается на совет тайком,
через квартиру Яковкина. Прознав, что Лихачев сидит в совете,
казеннокоштные решают отрезать директору путь к бегству. Захвачен черный
ход, окружена квартира Ильи Федоровича. Старшеклассники выстроились у
двери конференц-зала. Они хором требуют убрать квартирмистра.
Лихачев напуган. Члены совета уговаривают директора пойти на уступки.
— Хорошо. Я согласен, — сдается Лихачев. — Составьте определение об увольнении этого человека.
Когда определение было прочитано
воспитанникам, все успокоились и разошлись. Жизнь в гимназии потекла
своей обычной колеей. Но казеннокоштные плохо знали Лихачева. Он сразу
же помчался к губернатору и объявил, что в гимназии бунт. Встревоженный
губернатор вызвал солдат.
И вот солдаты с ружьями с примкнутыми
штыками врываются в гимназию. В сопровождении Лихачева появляется
губернатор. Гимназисты поражены. Им кажется, что сейчас начнется
стрельба. Директор по списку вызывает старшего Княжевича, Алехина,
Крылова — всего шестнадцать человек. Солдаты уводят их в карцер.
Арестованы лучшие ученики. Губернатор поднимает глаза к потолку,
замечает старательно выведенные красным карандашом печатные буквы,
читает вслух: «Лихачев дурак и жаба». Директор вздрагивает.
«Дело о беспорядках в Казанской гимназии»
закончилось исключением восьми воспитанников из высшего класса. Главными
зачинщиками были признаны Дмитрий Княжевич, Петр Алехин, Пахомов,
Крылов, Сыромятников. Алехин и Дмитрий Княжевич считались красой
гимназии. Но их не пощадили.
Вместе с воспитанниками был уволен и Лихачев. Директором гимназии назначили Илью Федоровича Яковкина.
После экзаменов Николаю Лобачевскому выдали
на акте похвальный лист и книжку с золотой надписью: «За прилежание и
успехи». Ему в то время было всего лишь двенадцать лет, и его имя не
попало в «дело о беспорядках».
Но ни книжечка с золотой надписью, ни
похвальный лист, ни слухи об открытии университета не радовали Николая
Лобачевского. Он беспрестанно думал об исключенных из гимназии
товарищах. Нет, они не просили о снисхождении, не признали своей вины.
Они ушли гордо, словно победители. И в этом было нечто прекрасное,
неотразимое, как в рассказах Карташевского о древних греках и римлянах.
«Бей по голове, но не по чертежу!..» |