Когда Миттаг-Леффлер собрался в Париж,
Вейерштрасс попросил его непременно помочь Ковалевской сблизиться с
французами — Пуанкаре, Эрмитом.
— Исследования, начатые Пуанкаре, во
всяком случае, приведут к новым аналитическим трансцендентам, даже если
он еще и не находится на верном пути… И для Сони знакомство с ним будет
полезно.
Миттаг-Леффлер заинтересовал Ковалевскую личностью Эрмита.
— Это удивительный человек, — говорил ей
швед. — Когда я во время франко-прусской войны приехал во Францию
прослушать курс его лекций, Эрмит сказал мне, что я сделал ошибку, что
мне следовало слушать Вейерштрасса, ибо это наш общий учитель. Эрмит был
французом и патриотом. Но в этот момент я понял, насколько же он был
математиком!
Член Парижской академии Шарль Эрмит с
глубоким уважением отнесся к молодой русской ученице Вейерштрасса. С
первыми работами ее он был давно знаком и высоко ценил их, как
несомненно талантливые исследования. Эрмит познакомил Софью Васильевну
со всеми выдающимися исследователями Франции, и они с восхищением
отзывались о женщине-математике, покорявшей их острым умом, блеском
красноречия и глубиной познаний.
Знакомство с математиками благотворно
сказалось на ее работе, внося элемент вдохновляющего соревнования.
Соревнования тем более захватывающего, что его приходилось вести первой
ученой женщине тех лет с мужчинами, занимавшими признанное положение в
науке.
В конце июня Ковалевскую избрали членом
Парижского математического общества и просили сделать сообщение об одном
ее исследовании. Она разрабатывала его между прочим, посвящая все свое
время главным образом «Преломлению света», но оно очень заинтересовало
французов.
Софья Васильевна ожила. Ее не смущало
почти нищенское существование на 300 франков в месяц в плохой,
дешевенькой меблированной комнате, без возможности быть прилично одетой.
Что значили эти пустые, суетные соображения перед всепоглощающей
радостью творца, пролагающего дороги в науке!
А Миттаг-Леффлер и в этот приезд продолжал разговор о желании видеть ее в Стокгольме.
Софья Васильевна, растроганная таким
сердечным участием этого, по существу, малознакомого ей человека,
поделилась своими опасениями:
— Дорогой профессор, вы даете мне
настолько волнующее доказательство своей дружбы, что я считала бы себя
человеком без совести, если бы не предостерегла вас откровенно.
Особенности моих личных обстоятельств таковы, что они могут сделать
весьма неприятным мое положение в подлинно буржуазном обществе и бросить
тень на ваше имя.
— Я не совсем понимаю, о каких обстоятельствах может идти речь? — недоумевающе глядя, спросил швед.
— Во-первых, я русская и тем самым
подозрительна по нигилизму, что в данном случае недалеко от
действительности, — с плохо скрытой гордостью продолжала Ковалевская, —
во-вторых, я не живу со своим мужем…
— Но, позвольте…
— Нет, нет, дайте мне закончить! — резко
сказала Софья Васильевна. — Вы сами знаете, что каждая женщина, по каким
бы то ни было причинам разошедшаяся со своим мужем, в глазах доброй и
благомыслящей матроны является лицом двусмысленным и подозрительным. А в
таких случаях об ученых-женщинах судят хуже, чем о других.
— Я не думаю… — неуверенно начал Миттаг-Леффлер, но Ковалевская рассмеялась.
— Нет, нет, я не преувеличиваю, я вижу это
совершенно ясно по здешним математикам. Они усердно посещают меня,
осыпают любезностями и комплиментами, но никто из них не познакомил меня
со своей женой. А когда я шутя обратила на это внимание одной знакомой
дамы из их круга, она ответила, что госпожа Эрмит никогда бы не приняла в
своей гостиной молодую женщину, которая одна, без мужа, проживает в
меблированных комнатах. Вы можете себе представить, что подобные
глупости здесь, в Париже, трогают меня очень мало. В Стокгольме же это
может стать невыносимо.
Швед заговорил не сразу.
— Благодарю вас за доверие, — поклонился
он Ковалевской. — Позвольте и мне быть столь же откровенным. И ваши
политические убеждения и ваша борьба с несправедливым отношением
общества к женщине глубоко симпатичны мне. И я и моя жена Сигне — ваши
преданные друзья. Моя сестра, писательница Анна-Шарлотта Эдгрен, тоже с
достойным мужеством сражается против ханжества и лицемерия общества.
Отважным борцом показала себя наша известная публицистка Эллен Кей. Я
уверен, что вы встретите в Швеции достаточно людей с широкими взглядами.
В эти дни душевного подъема, когда
Ковалевская почувствовала себя свободной, в ней с новой силой вспыхнул
интерес к политическим делам.
Петр Лаврович Лавров как-то пригласил к
себе Ковалевскую и свою близкую приятельницу Варвару Николаевну Никитину
— писательницу, эмигрантку, выступавшую под именем Барбары Жандр. Он
пообещал познакомить их с польской революционеркой Марией Викентьевной
Янковской.
Лавров занимал две маленькие комнаты на улице Сен-Жак.
В этот вечер его квартира имела
торжественный вид: горели две закопченные лампы, в воздухе носилась пыль
после неумелой уборки, а хозяин — седой, постаревший, но по-юношески
подвижной — встречал всех нежной, доброй улыбкой.
Пока какие-то студенты распоряжались
насчет самовара, ставили на стол стаканы с отбитыми краями и чашки с
золотыми ободками — «для дам»; пока сам Петр Лаврович, открыв ящик
письменного стола, извлекал из-под обрывков бумаги, из-под пожелтевших,
исписанных мелким почерком листов тарелочку, наполненную печеньем, среди
которого было и с кремом — «только для дам», женщины приглядывались
друг к другу.
Быстрые движения, необыкновенно живой
темперамент и блестящие глаза «цвета крыжовенного варенья» Ковалевской
сразу же понравились Марии Викентьевне.
А Софья Васильевна заинтересовалась только
что вышедшей из Познанской тюрьмы Янковской в большей мере потому, что
она была полькой, дочерью свободолюбивого народа, который Ковалевская не
переставала любить с дней юности.
Ковалевская без церемоний попросила:
— Расскажите нам о ваших впечатлениях в тюрьме, во время процесса. Расскажите все, все. Пожалуйста, прошу вас.
Такая стремительность пришлась не очень по вкусу Янковской и привела ее в некоторое замешательство.
Софья Васильевна, тут же почувствовав это, быстро перевела разговор на другой предмет и вернулась к общей беседе.
У Лаврова много говорили о социализме, о
стремлении к счастью, о праве на него, о просвещении низшего класса, о
перевороте, который мог бы разрешить все современные осложнения. Они
говорили о своих мечтах как о действительности. И Ковалевская совершенно
покорила польку прямотой, каким-то удивительно честным отношением к
делу, искренними поисками правды, без всякого хвастовства или
самоуверенности. Было видно, что она старается что-то понять, ее
нисколько не задевали насмешливые замечания по поводу ее подчас наивных
вопросов. Она сама очень сердечно смеялась остроумной шутке. Янковская
вполне искренне поблагодарила Лаврова за приятный вечер и радость нового
знакомства.
На следующий же день Ковалевская нанесла ей визит.
Через несколько дней полька навестила ученую, и у них установились дружеские отношения.
Мария Викентьевна происходила из богатой
дворянской семьи Залеских. Родилась в 1850 году в деревне Ротмистровке
бывшей Киевской губернии и провела детство в роскоши. Замуж вышла за
польского магната из Кодорово бывшего Каневского уезда. Его дворец с
тремя десятками слуг ежегодно поглощал 8–10 тысяч фунтов стерлингов. Но
жизнь не удовлетворяла Янковскую. Ее брат Александр Залеский, учась в
Петербурге, проникся идеями революционных демократов Чернышевского и
Добролюбова, вместе с Евгением Михаэлисом и другими депутатами от
студентов был арестован во время студенческих беспорядков и заключен в
крепость. Он оказал большое влияние на сестру. Мария по его совету
читала Прудона, Джона Стюарта Милля. Она видела, что большинство людей,
зарабатывающих тяжким трудом кусок хлеба, живет далеко не так счастливо,
как представляется это из ее золоченой клетки. И наступил день, когда
Янковская села в поезд и отправилась в Женеву, в Союз рабочих, чтобы
поговорить с «президентом Интернационала».
— Здесь никто не имеет титулов, — ответил ей один из членов Интернационала.
— Ах, милостивый государь, — сказала
Янковская, — не будете ли вы так добры помочь мне. Я из России, хотела
бы вступить в Интернационал и что-нибудь сделать для рабочего движения.
— Как, в этих кружевах и шелку?
— Пожалуйста, не смейтесь надо мной, —
покраснела Янковская и опустила блеснувшие слезами глаза. И столько
искреннего горя и смятения выражало ее лицо, что принимавший
посетительницу член Интернационала сказал;
— Я вас не знаю, но хочу вам верить; проведу вас в союз и замолвлю за вас слово.
Свое обещание он сдержал; Янковскую
приняли в члены русской секции Интернационала. Позже Мария Янковская
познакомилась с Петром Лавровым, который стал ее советчиком и другом. А
когда узнала основателя польской партии «Пролетариат» Людвига
Варынского, она стала работать в группе его сподвижника Станислава
Мендельсона настолько энергично и ловко, что за ней принялась охотиться
царская полиция.
Летом 1881 года Мария Янковская вместе с
Мендельсоном, студентом Кружковским и переплетчиком Константином
Янишевским была арестована в Познани и заключена в тюрьму «за
принадлежность к тайному союзу».
После тюремного заключения Янковскую
должны были привезти в Александрово для передачи русским властям. Но
врачи заявили, что ее хрупкий организм не выдержит режима русских тюрем.
Приказ о выдаче был отменен. Янковскую отправили к бельгийской границе.
Из Бельгии полька уехала в Париж.
В Париже Мария Янковская поддерживала
материально еженедельник «Рассвет» и листок «Борьба классов» польской
социалистической партии, была тесно связана с лавровским крылом
«Народной воли». Ее не пугали ни опасность, ни тюрьма, ни лишения, ни
труд. Десятки лет жила она в изгнании, много раз, рискуя свободой и даже
жизнью, ездила нелегально в Россию. Для нее не существовало преград,
если требовалось выполнить партийное поручение. С 1882 до 1893 года не
было ни одной значительной идеи у польских эмигрантов, к которой бы
оказалась непричастна Янковская, по второму мужу Мендельсон. Она
очаровывала всех своим умом, умела поддерживать в людях веру и
безграничную преданность делу.
Софья Васильевна очень высоко ценила ее
глубокий интерес к вопросам науки, искусства, социологии, ее отвагу и
инициативность, независимость убеждений. Янковская платила ей нежной
любовью и доверием, ввела Софью Васильевну в круг польских
революционеров, познакомила со Станиславом Мендельсоном, Шимоном
Дикштейном, Людвигом Яновичем и другими известными членами польской
партии «Пролетариат», рассказывала ей о Варыйском.
Однажды Софья Васильевна пришла к Марии
Янковской расстроенная. Казалось, что она не могла владеть собой.
Разговор то и дело обрывался.
Наконец Ковалевская не удержалась и сказала хозяйке.
— Простите, но я должна посвятить вас в
дело, всецело поглощающее меня теперь. У одного из моих друзей,
математика Иосифа Перотта, есть шестнадцатилетняя сестра, желающая
изучать математику. Ее родители и слышать не хотят об этом. Можно бы
подумать об устройстве фиктивного брака, — добавила она, и болезненная
усмешка скользнула по ее лицу, — но нелегко найти человека, который
пожелал бы пожертвовать своей личной свободой для того только, чтобы
облегчить молодой девушке путь к науке и высшему развитию. Я
посоветовала приятелю увезти девушку тайком и одолжила свой паспорт. Мой
приятель собирался телеграфировать мне, как только они очутятся в
Пруссии. Меня очень беспокоит, что до сих пор нет никаких известий…
— А вы отдали себе отчет в том, сколько
неприятных последствий может повлечь за собой шаг, на который согласился
ваш приятель? — спросила Янковская. — Да и вас могут обвинить как
соучастницу в похищении несовершеннолетней девушки.
— Все это возможно, — возразила несколько
озабоченная Софья Васильевна, — Но я не могла поступить иначе. Ведь на
женском пути, когда женщина захочет учиться, нагромождено столько
затруднений… Я сама наталкивалась на многие из них и поэтому считаю
своей обязанностью по возможности уничтожать их на чужом пути. Кто
знает, не выйдет ли из этой девушки выдающаяся ученая?
Через неделю Софья Васильевна пришла к
Марии Янковской с молодой красивой девушкой с черными косами и
смеющимися темными глазами. Это и была сестра Перотта — Зоя, приехавшая
по паспорту Ковалевской. Она восхищалась всем увиденным в Париже и своей
прелестной опекуншей. Говорила что-то невнятное о любви к науке, о
стремлении прослушать лекции в Сорбонне, но было видно, что Париж
привлекал ее скорее как город развлечений, а не как средоточие мировой
культуры.
Софья Васильевна поселила ее с собой в
одной квартире и даже начала обучать математике. Но очень скоро
оказалось, что наука эта слишком трудна и суха для Зои. Девушка
предпочитала бегать по магазинам, наряжаться и флиртовать с молодыми
профессорами и студентами, знакомыми Софьи Васильевны. Однажды
Ковалевская с комической озабоченностью шепнула Янковской, глядя на Зою:
— Я, кажется, немножко разочарована: наука
вообще, а математика тем более, вряд ли что-нибудь приобретут от моей
молодой приятельницы.
Но к девушке она продолжала относиться очень сердечно, посмеиваясь над своим легковерием.
В эту же пору она познакомилась у Лаврова с
немецким социал-демократом Георгом Фольмаром. Бывший редактор
издававшейся в Цюрихе газеты «Социал-демократ», Фольмар сложил с себя
эти полномочия и отправился во Францию. Здесь он установил связь с
Петром Лавровичем, который считал, что решительная победа немецких
революционеров будет также и победой русских.
Последователь Маркса, Георг Фольмар
произвел большое впечатление на Ковалевскую. Он посвящал русскую
шестидесятницу в политические дела, пробудил в ней интерес к
выдвигавшемуся на передний край борьбы «четвертому сословию» —
пролетариату.
— Не думаете ли вы, — спрашивала она
нового приятеля, — что настало время, когда надо вновь вызвать к жизни
учреждение, подобное старому Интернационалу, только с более строгой
организацией и с более определенными целями?
А в одном из писем к уехавшему в Берлин
Фольмару Софья Васильевна, обнаруживая те чувства и мысли, которые ей
часто приходилось скрывать, призналась:
«Я убеждена, что при настоящих
обстоятельствах спокойное буржуазное существование для честно мыслящего
человека возможно лишь в том случае, если он намеренно закроет на все
глаза и, отказываясь от всякого общения с людьми, посвятит себя
отвлеченным, чисто научным интересам. Но тогда нужно тщательно избегать
всякого соприкосновения с действительностью, иначе возмущение
несправедливостью, которую можно видеть везде и всюду, будет так велико,
что все интересы будут забыты в сравнении с интересами происходящей на
наших глазах великой экономической борьбы и искушение самому войти в
ряды борцов окажется слишком сильным…
Временами я не могу избавиться от
мучительного сознания, что все то, чему я отдала все свои мысли и
способности, представляет интерес для немногих, тогда как каждый обязан
свои лучшие силы посвятить делу большинства». |