Случилось, что именно в это время на Соню обратила внимание Анюта, которой она всегда немножко завидовала.
В судьбе старшей сестры ничего завидного не
было. Когда Крюковские переехали в деревню, Анюта выходила из детского
возраста, общества же для нее не было: молодежь примкнула к польскому
восстанию. Родители занимались своими делами; пустяки, которыми
заполняли дни сверстницы, ее не интересовали. Ничего достойного глубоких
чувств вокруг не находилось. Оставались книги с их вымышленными
страстями. В пятнадцать лет Анюта перечитала в деревенской библиотеке
все романы о рыцарях. Книги горячили воображение и укрепляли убеждение,
что ее жизнь должна сложиться иначе, чем у других, что сама она, Анюта,
отличается от знакомых ей девушек.
Одетая в белое платье, спустив две толстые
длинные косы, как средневековая героиня, Анюта сидела за пяльцами и
вышивала бисером герб короля Матвея Корвина, хотя младшая ее сестра не
верила в сомнительную легенду о происхождении их рода Корвин-Круковских и
неизменно подписывалась С. Крюковская.
Анюта с надеждой смотрела на почтовую
дорогу и, как в сказке о Синей Бороде, ждала, не идет ли там кто-нибудь?
Но перед ней бежала, неведомо куда, пылящая дорога да зеленели травы.
Вместо рыцаря к отцу приезжали исправник, акцизные чиновники и
евреи-маклеры…
«Рыцарский период» кончился ничем. Анюта
перенесла свое внимание на окружавших людей. В воображении она
сочувственно переживала их горе и радости. Видела ли Анюта чье-то
семейное счастье — в мечтах своих она рисовала более полные его картины;
слышала ли о чужом горе — оно тоже представало ей более горьким, как бы
распадалось на множество новых бед, из которых каждая пускала корни в
ее сердце, делалась ее личным горем. Эта способность, развиваясь,
становилась источником и больших радостей и жестоких страданий, словно
девушка сама все испытывала с удесятеренной силой.
Спустя какое-то время попался в руки Анюты
роман Бульвера-Литтона «Гаральд» — о битве последнего короля англосаксов
с нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем при Гастингсе.
Умирая после долгого пребывания в
монастыре, героиня романа, невеста погибшего короля Гаральда Эдит —
Лебединая шея, замаливавшая его грехи, просит у бога знамения, что он
простил жениха, что Эдит встретится с Гаральдом в раю. Знамения не было,
и Эдит проклинает бога за несправедливость…
Роман совершил перелом в жизни Анюты. Она
впервые задумалась: есть ли загробная жизнь? «Как теперь помню, —
вспоминала Софья Васильевна, — был чудесный летний вечер; солнце уже
стало садиться; жара спала, и в воздухе все было удивительно стройно и
хорошо. В открытые окна врывался запах роз. и скошенного сена. С фермы
доносились мычание коров, блеяние овец, голоса рабочих — все
разнообразные звуки деревенского летнего вечера, но такие измененные,
смягченные расстоянием, что их стройная совокупность только усиливала
ощущение тишины и покоя.
У меня на душе было как-то особенно светло и
радостно. Я умудрилась вырваться на минутку из-под бдительного надзора
гувернантки и стрелой пустилась наверх, на башню, посмотреть, что-то
делает там сестра. И что же я увидела?
Сестра лежит на диване с распущенными
волосами, вся залитая лучами заходящего солнца, и рыдает навзрыд, рыдает
так, что, кажется, грудь у нее надорвется.
Я испугалась ужасно и подбежала к ней.
— Анюточка, что с тобой?
Но она не отвечала, а только замахала
рукой, чтобы я ушла и оставила ее в покое. Я, разумеется, только пуще
стала приставать к ней. Она долго не отвечала, но, наконец, приподнялась
и слабым, как мне показалось, совсем разбитым голосом проговорила:
— Ты все равно не поймешь. Я плачу не о
себе, а о всех нас. Ты еще дитя, ты можешь не думать о серьезном; и я
была такою, но эта чудесная, эта жестокая книга, — она указала на роман
Бульвера, — заставила меня глубже взглянуть в тайну жизни. Тогда я
поняла, как призрачно все, к чему мы стремимся. Самое яркое счастье,
самая пылкая любовь — все кончается смертью. И что ждет нас потом, да и
ждет ли что-нибудь, мы не знаем и никогда-никогда не узнаем. О, это
ужасно! Ужасно!
Она опять зарыдала и уткнулась в подушку дивана».
Соня попыталась возразить, сказать, что
есть бог и после смерти все пойдут к нему. Анюта кротко смотрела на нее и
печальным голосом произнесла: «Да, ты еще сохранила детски чистую веру.
Не будем больше говорить об этом».
Несколько дней она ходила отрешенная от
всего земного, романов не читала, а углубилась в «Подражание Иисусу
Христу» Фомы Кемпийского и решила путем самобичевания заглушить
сомнения. Она была мягка и снисходительна с прислугой. Младшей сестре и
брату уступала, о чем бы ее только ни просили.
Все в доме обращались с ней нежно и
предупредительно, лишь гувернантка возмущенно пожимала плечами, да
Василий Васильевич за общим обедом подтрунивал над мрачным видом дочери.
Но это продолжалось недолго. К именинам
матери надо было устроить домашний спектакль. Не хватало актеров.
Елизавета Федоровна с большой осторожностью предложила Анюте принять
участие в спектакле. Девушка согласилась. Ей досталась главная роль во
французском водевиле. На репетициях у нее обнаружился сценический
талант, мрачное настроение улетучилось. Анюта поверила, что ее призвание
— быть актрисой, и снова потерпела неудачу. Отец не стал даже
разговаривать с ней о поступлении на сцену, настолько несовместимо было
подобное желание с ее общественным положением.
Анюта скучала в деревне, со слезами укоряла
отца за то, что он держит ее в заточении. Василий Васильевич с горечью
отшучивался, а иногда снисходил до объяснений и убеждал, что сейчас для
помещиков наступило трудное время, что бросить имение — значит разорить
семью.
Раз в году, зимой, Василий Васильевич
отпускал жену и дочь на месяц-полтора в Петербург погостить у тетушки.
Поездки обходились дорого и не давали удовлетворения.
А между тем поток новых идей разносился по
России. Поколение шестидесятников восставало против всего старого,
отжившего. Вопрос «отцов и детей» приобретал небывалую остроту. Идея
женского равноправия, выразившаяся в пятидесятые годы в стремлении к
освобождению от семейного рабства, в сознании, что «доля лучшая, иная,
мне в этом мире суждена», перерастала в идею равноправия в образовании и
труде.
Статья революционного демократа М. И. Михайлова «Женский вопрос» явилась откровением. Женщина — человек!
Новые «крамольные» идеи проникали даже в
гостиные дворянских особняков, просачивались в глухие дворянские гнезда,
где родители укрывали своих дочерей от «тлетворного» влияния
«нигилизма». Не замедлили они объявиться и в Палибине.
Послушный, добронравный сын деревенского
священника отца Филиппа, окончив семинарию, вдруг отказался принять
духовный сан и поступил в университет изучать естествознание. Приехав на
каникулы, он стал рассказывать о том, что якобы человек происходит от
обезьяны, а профессор Сеченов доказал: души нет, есть рефлексы.
Попович не сделал обязательного визита в
генеральский дом, а пришел к генералу в неположенный день. Василий
Васильевич возмутился, что этот молодой «нигилист» посмел явиться к нему
запросто, и велел лакею сказать, что принимает по делу утром, до часу.
Юноша вознегодовал и передал барину через лакея, что с этого дня ноги
его не будет в генеральском доме.
Узнав о случившемся, Анюта влетела в кабинет отца и, задыхаясь от волнения, почти прокричала:
— Зачем ты, папа, обидел Алексея Филипповича? Это ужасно, это недостойно так обижать порядочного человека.
Василий Васильевич сразу даже не нашелся,
что ответить, а Анюта от страха убежала. Отец решил обратить все в
шутку. За обедом он рассказал сказку про царевну, вздумавшую заступаться
за конюха, и выставил обоих в очень смешном свете.
Против обыкновения Анюта слушала сказку с
вызывающим видом, а свой протест выразила тем, что стала гулять в лесу с
молодым студентом.
Заподозрить девушку в любовной истории было
трудно: попович не отличался красотой. Студент был интересен тем, что
приехал из Петербурга, где видел собственными глазами людей, перед
которыми преклонялась молодежь России: Чернышевского, Добролюбова,
Слепцова!
Алексей Филиппович приносил Анюте «Современник» и «Русское слово», а однажды дал ей номер герценовского «Колокола».
Чтение запрещенных и вольнодумных книг,
разговоры со студентом произвели на Анюту сильное впечатление. Перед ней
открылась новая сторона жизни: несправедливость узаконенного
существования господ и тяжесть крестьянской доли. Девушка начала
заниматься школой, устроенной Елизаветой Федоровной, учила детишек,
разговаривала с деревенскими бабами об их делах и лечила их.
На карманные деньги, которые прежде шли на
наряды, она стала выписывать книги. Среди них были «Физиология обыденной
жизни», «История цивилизации» и им подобные произведения.
Анюта изучала латинский язык, труды по
социальным и экономическим вопросам. На ее письменном столе Соня видела
томик стихов Добролюбова, чаще всего раскрытый на странице со
стихотворением «Милый друг, я умираю, оттого, что был я честен».
Сестра Елизаветы Федоровны Брюллова,
гостившая в Палибине, сообщала своей дочери: «…Анюта показывается только
к столу. Остальное время она проводит в своей комнате, где изучает
Аристотеля и Лейбница и заполняет целые листы выписками и рассуждениями.
Никогда она ни к кому не подсаживается с рукоделием, никогда не
принимает участия в прогулках. И только вечером, когда остальные сидят
за карточным столом, она, погруженная в свои философские размышления,
иногда большими поспешными шагами проходит через зал… При этом она
любезна, умна, весьма сведуща и оживленна. Я понимаю, что окружающие — я
имею в виду соседей — люди, стоящие значительно ниже ее, слепы по
отношению к ее недостаткам и считают ее выдающейся личностью…»
Малевич познакомил семью Крюковских с
бывшим своим учеником Михаилом Ивановичем Семевским, который, очевидно,
по его совету приехал в Палибино.
Молодой поручик-литератор увлекся Анютой,
удивляясь, как в деревенской глуши, за годы почти безвыездной жизни,
могла взрасти и развиться такая прекрасная девушка. «Она вся дышит
возвышенными идеалами жизни, чего-чего только она не перечитала на
трех-четырех языках; какое близкое знакомство с историей, какая бойкость
суждений в области философии и истории, и все это проявляется в таких
простых очаровательных формах; и вас не гнетет вся эта начитанность, вся
эта вдумчивость в прочитанное и изученное», — говорил он о девушке.
Не осталась равнодушной к Семевскому и
Анюта, лишенная общества молодых людей. М. И. Семевский искал ее руки.
Девушка склонна была выйти замуж за не имеющего ни состояния, ни
положения отставного поручика, но Василий Васильевич резко воспротивился
этому браку. Сцены объяснений отца с дочерью, с Малевичем, с
претендентом следовали одна за другой. Роман Анюты насильственно
оборвался.
«Анюта скучает, — писала в дневнике мать
Елизавета Федоровна, — желает чего-то неведомого, этих, ей не известных,
наслаждений жизни. Я, смотря на нее, хотя не одобряю ее взгляд на
жизнь, но понимаю мечтания и стремления юности».
Однажды Анюта пришла к отцу, потребовала,
чтобы он отпустил ее в Петербург, в Медико-хирургическую академию, и
доказывала: если он обязан жить в имении, то это не значит, что и ее
следует заточить в деревне.
Отец рассердился, прикрикнул:
— Если ты не понимаешь, что долг всякой
порядочной девушки жить с родителями, пока она не выйдет замуж, спорить с
глупой девчонкой я не стану!
С этого дня они не могли видеть друг друга
без раздражения. В мирную семью Крюковских вошла та война, которая
велась в интеллигентных семьях России: дети восставали против отцов!
За обедом, когда все сходились вместе,
слышались только язвительные намеки, повторялись слухи о чудовищных
«нигилистах», об эпидемии бегства девушек, одни из которых устремлялись
за границу учиться, другие — в какую-то Знаменскую коммуну, где жили
вместе юноши и девушки, без прислуги, собственноручно мыли полы и
начищали самовары.
Особенно энергично действовала Маргарита
Францевна. Она окрестила Анюту «нигилисткой» и «передовой барышней»,
учредила за ней полицейский надзор и старалась совершенно удалить Соню
от старшей сестры. На каждую попытку своей воспитанницы убежать из
классной комнаты к Анюте Маргарита Францевна смотрела как на величайшее
преступление и устраивала бурные сцены. Анюта же отсылала сестренку, не
желая сражаться с гувернанткой. А девочке нестерпимо хотелось узнать,
чем занимается, что важное пишет старшая сестра: если Соня неожиданно
появлялась в ее комнате, Анюта быстро прикрывала какие-то листки бумаги.
Соня восхищалась своей сестрой, беспрекословно слушалась ее во всем,
чувствовала себя польщенной всякий раз, как Анюта поделится с ней
чем-либо, и была готова пойти за нее в огонь и в воду.
Разлад в семье повлиял и на покорную Соню.
Она стала ссориться с гувернанткой, да так бурно, что Маргарита
Францевна решила покинуть дом Крюковских. Ее не задерживали, надеясь,
что авось без нее восстановится мир. Соня обрадовалась: теперь можно
будет свободно встречаться с сестрой, и тут же побежала к ней.
Анюта ходила по комнате, ничего не замечая. Не заметила она и Соню.
— Анюта, мне очень скучно. Дай мне одну из твоих книжек почитать, — попросила девочка.
Анюта не ответила.
— Анюта, о чем ты думаешь?
— Ах, отстань, пожалуйста, слишком ты мала, чтобы я тебе обо всем говорила, — презрительно ответила сестра.
Со слезами на глазах повернулась Соня,
чтобы уйти, но вдруг Анюта задержала ее. Ей и самой хотелось хоть
кому-нибудь рассказать, что ее волнует, а говорить не с кем!
— Если ты обещаешь, что никому, никогда, ни под каким видом не проговоришься, то я доверю тебе большой секрет, — сказала Анюта.
Она повела Соню в свою комнату, к
старенькому бюро, в котором хранились самые заветные тайны, открыла одни
из ящиков и вынула конверт с красной печатью, на которой было вырезано:
«Журнал „Эпоха"».
На этом конверте стоял адрес экономки, а на
другом, поменьше, вложенном в него, написано: «Для передачи Анне
Васильевне Корвин-Круковской».
Анюта достала из конверта письмо и дала его Соне.
«Милостивая государыня, Анна Васильевна! —
читала девочка. — Письмо Ваше, полное такого милого и искреннего доверия
ко мне, так меня заинтересовало, что я немедленно принялся за чтение
присылаемого Вами рассказа.
Признаюсь Вам, я начал читать не без
тайного страха; нам, редакторам журналов, выпадает так часто на долю
печальная обязанность разочаровывать молодых, начинающих писателей,
присылающих нам (на суждение) свои первые литературные опыты. В Вашем
случае мне это было бы очень прискорбно. Но, по мере того как я читал,
страх мой рассеялся, и я все более поддавался под обаяние той юношеской
непосредственности, той искренности и теплоты чувства, которыми
проникнут Ваш рассказ.
Вот эти-то качества так подкупают в Вас (в
Вашем произведении), что я боюсь, не нахожусь ли я теперь под их
влиянием; поэтому я не смею еще ответить категорически и беспристрастно
на тот вопрос, который Вы мне ставите: «Разовьется ли из Вас со временем
крупная писательница?»
Одно скажу Вам: рассказ Ваш будет мною (и с
большим удовольствием) напечатан в будущем номере моего журнала; что же
касается Вашего вопроса, то посоветую Вам: пишите и работайте;
остальное покажет время.
Не скрою от Вас — есть в Вашем рассказе еще
много недоделанного, чересчур наивного; есть (попадаются) даже,
простите за откровенность, погрешности против русской грамоты. Но все
это мелкие недостатки, которые, потрудившись, Вы можете осилить
(побороть), общее же впечатление самое благоприятное.
Поэтому, повторяю, пишите и пишите.
Искренно буду рад, если Вы найдете возможным сообщить мне побольше о
себе: сколько Вам лет и в какой обстановке живете. Мне важно это знать
для правильной оценки Вашего таланта.
Преданный Вам Федор Достоевский».
Дочитав, Соня онемела от потрясения. Имя
Достоевского ей было знакомо: это один из самых выдающихся русских
писателей! Она смотрела на сестру и не знала, что сказать.
— Понимаешь ли ты! — заговорила Анюта,
волнуясь. — Я написала повесть и, не сказав никому ни слова, послала ее
Достоевскому. И вот видишь, он находит ее хорошею и напечатает ее в
своем журнале. Сбылась моя заветная мечта. Теперь я — русская
писательница!
Соня бросилась к ней на шею. Ни она, ни
Анюта еще никогда в жизни не видели живого писателя, кроме
малоизвестного тогда М. И. Семевского. Василий Васильевич
женщин-писательниц не терпел: когда-то он знавал поэтессу графиню
Ростопчину и был о ней весьма невысокого мнения.
Сестры условились домашним ничего не
рассказывать. Вдвоем пережили они восторг, когда несколько недель спустя
пришел номер «Эпохи» с повестью Ю. О-ва (Юрий Орбелов — псевдоним
Анюты) «Сон» — о девушке, которая даром потратила молодость.
Приободренная Анюта тотчас же принялась за
другую повесть — «Послушник». На этот раз героем она взяла юношу,
воспитанного в монастыре, «лишнего человека». Под названием «Михаил»
повесть напечатали в следующем номере «Эпохи», и Достоевский нашел ее
более зрелой.
А через несколько дней произошла
катастрофа. В день именин Елизаветы Федоровны отец, обратив внимание на
страховое письмо, адресованное экономке, позвал ее к себе, заставил
вскрыть конверт в своем присутствии и обнаружил: в письме Достоевский
посылал Анюте гонорар за ее повести — триста с чем-то рублей. Его дочь
получает тайком деньги от незнакомого мужчины?! Василию Васильевичу
стало дурно. У него было больное сердце, камни в печени, и врачи
говорили, что всякое волнение смертельно.
А дом полон гостей. Играет полковая музыка.
Гости танцуют. Елизавете Федоровне и Анюте пришлось собрать все силы,
чтобы скрыть от досужих соседей ужасное происшествие.
Когда гости разъехались, отец вызвал Анюту к
себе и чего он только не наговорил ей! Одна фраза ей особенно
запомнилась: «От девушки, которая способна тайком от отца и матери
вступить в переписку с незнакомым мужчиной и получать от него деньги,
можно всего ожидать. Теперь ты продаешь свои повести, а придет, пожалуй,
время, и себя будешь продавать!»
Слуги, подслушав, все исказили. Новость разнеслась по округе. Соседи толковали об «ужасном поступке палибинской барышни».
Однако и эта буря, как всякие бури,
понемногу улеглась. Сначала заинтересовалась повестью Елизавета
Федоровна. Повесть ей понравилась. Было даже приятно сознавать, что
Анюта — писательница, хотя незадолго перед этим, когда Василий
Васильевич потребовал, чтобы дочь дала ему слово больше не писать, а она
отказывалась дать такое обещание, Елизавета Федоровна умоляла ее
уступить и приводила в пример себя. Ей в юности хотелось играть на
скрипке, но отец находил это неграциозным, и она от своего желания
отступила…
Василий Васильевич не разговаривал с Анютой, Елизавета Федоровна ходила от одного к другой, увещевала, умоляла.
Первым сдался отец. Он согласился послушать
Анютину повесть. Чтение было весьма торжественно. За столом собралась
вся семья. Анюта читала голосом, дрожавшим от волнения. Отец слушал, не
проронив ни слова. А когда Анюта дошла до последних страниц и, едва
сдерживая рыдания, стала читать, как героиня, умирая, сокрушалась о
загубленной юности, на глазах у Василия Васильевича появились слезы. Он
встал и молча вышел из комнаты.
Ни в тот вечер, ни потом не говорил он с
Анютой о ее произведении. Он только обращался с ней удивительно мягко и
нежно и разрешил, показывая письма, переписываться с Достоевским, а при
поездке в Петербург обещал даже познакомиться с ним. Анюта победила! |