В апреле 1871 года занятия с Вейерштрассом
пришлось неожиданно прервать. От сестры Анюты не было известий, а она
находилась в Париже, выдержавшем жестокую осаду немецких войск, ставшем
плацдармом революционных боев, провозгласившем первое в истории
пролетарское государство — Парижскую коммуну.
Связав свою жизнь с социалистом Жакларом,
Анюта разделила с ним все неизбежные опасности его существования. Летом
1870 года Жаклар был привлечен к судебной ответственности как участник
«заговора против Наполеона III» по процессу членов Интернационала и
приговорен к ссылке. Ему удалось бежать в Швейцарию.
В Женеве он завершал свое медицинское
образование и давал уроки французского языка. Анюта уехала к нему,
работала в русской секции и Центральном комитете Интернационала,
переводила брошюры Карла Маркса для приложений к газете «Народное дело».
Незадолго до осады Парижа, когда стал очевиден революционный подъем
французского народа, Анюта сообщила сестре, что уезжает с мужем в Париж.
Она не закрывала глаза на предстоящие трудности: «Условия для хорошего и
прочного водворения республики очень плохи. Безденежье, поражение и
неприятель на границе, и, может быть, и под самым Парижем, — все это не
очень благоприятствует «социальному» движению, без которого республика
та же тирания». Но для нее было ясно одно: когда человек хочет, чтобы
его убеждения и поступки были приняты за известное дело, он должен
рисковать…
Не получая больше никаких известий от
сестры, Софья Васильевна решила немедленно отправиться в Париж. Владимир
Онуфриевич, отложив свои дела, пожелал сопутствовать ей в опасном
путешествии. Чтобы проникнуть в столицу Франции, им пришлось пешком
перебираться через зоны, занятые немецкими войсками, плыть на лодке по
Сене, каждую минуту рискуя быть обнаруженными и расстрелянными как
лазутчики. 5 апреля Ковалевские, наконец, достигли парижского берега
Сены и незаметно проникли в город. Они разыскали Петра Лавровича Лаврова
и с его помощью нашли Анну Васильевну.
Супруги Жаклар жили на Монмартре, в самом
боевом рабочем 18-м округе. После свержения империи Жаклар — депутат
Красной Лионской республики — был избран со времени осады Парижа
командиром 158-го батальона Национальной гвардии, созданной из
добровольцев революционным населением столицы. Жаклар участвовал в
народных восстаниях против «правительства национальной измены»,
подвергался аресту, затем состоял помощником мэра 18-го округа, а в дни
Парижской коммуны был назначен начальником войска Монмартра.
Анна Васильевна нашла в Парижской коммуне
обширное поле для труда, дала выход долго сдерживавшимся творческим
силам. Она работала в женском комитете бдительности Монмартра, входила в
состав деятелей народного образования Коммуны, писала и подписывала
воззвания к населению Парижа, была организатором замены в госпиталях
враждебно настроенных сиделок-монахинь революционными гражданками
столицы. В инструкции школам 18-го округа, где работала Анна Жаклар,
было написано: «Мы просим вас удалить с глаз детей все то, что могло бы
напоминать им о глупостях, которыми нас так долго морочили; в наших
школах не должно быть больше места ни картинам, ни книгам религиозного
содержания, ни крестам, ни статуям святых. Вы покроете слоем белой или
черной краски латинские религиозные надписи и замените их такими
общечеловеческими девизами, как свобода, равенство, братство, труд,
справедливость. Равным образом вы упраздните и притом немедленно
преподавание так называемой священной истории, катехизиса и церковного
пения. Словом, вы понимаете, царство заблуждения кончилось; мы должны
распространять свет истины и научить других любить ее». В этих словах
отражались те верования, каких давно держалась передовая русская
женщина.
Вместе со своим другом, писательницей Андре
Лео, Анна Васильевна основала ежедневную вечернюю газеты «La sociale»,
выходившую с 31 марта по 17 мая. В статьях они излагали свои верования.
В газете «Коммуна» Андре Лео писала,
встревоженная половинчатостью действий многих членов правительства:
«Париж, восставший против Национального собрания, это уже не Коммуна, это революция. Он и должен быть революцией. Пусть Франция и весь мир услышат его голос. Гордо укрепившись в своем праве и в своей идее,
пусть он победит с ними и с помощью их, если это возможно, или пусть он
падет, оставив невежественному и бедному народу наследство идеи,
которая освободит этот народ. Париж обладает социальной идеей. Он должен
высказать ее громко, определенно, ясно. В настоящую минуту ему нечем
дорожить». Андре Лео разъясняла и крестьянам задачи Парижа. В середине
апреля ее воззвание к «французским крестьянам», напечатанное в ста
тысячах экземпляров, было разбросано с воздушных шаров по всей Франции:
«Дело Парижа — ваше дело; он работает для вас, как и для фабричного
рабочего». Так думала и Анна Жаклар. Из письма русской революционерки,
землячки сестер Крюковских Елизаветы Дмитриевой к члену Генерального
Совета I Интернационала Герману Юнгу видно, что правительство Коммуны не
придало значения союзу города и деревни: «К крестьянам не обратились
вовремя с манифестом; мне кажется, что он вообще не был составлен,
несмотря на мои и Жаклар настояния», — сообщала Елизавета Дмитриева,
одна из видных последовательниц Карла Маркса.
Анна привлекла к работе и приехавшую в
Париж сестру. Ковалевская с ней и с другими русскими женщинами,
знакомыми по Петербургу, такими, как Екатерина Григорьевна Бартенева,
дежурила в госпиталях Монмартра. Словно во сне, видела она трагические
сцены. На улицах рвались бомбы, в госпиталь приносили все новые жертвы
остервенелых врагов Коммуны. Страха она не испытывала. «Только при
каждом разрыве бомб сильнее билось сердце и где-то в глубине души
вспыхивала радость, что судьба позволила и мне, кабинетной ученой,
принять участие в событиях мирового значения», — рассказывала она потом
своим друзьям.
Пусть не в России взял народ в свои руки
судьбу государства, французская Коммуна отзовется и на русских делах! На
баррикады Парижа стекались все те, кто не мог дышать тюремным воздухом
своей родины, — поляки, русские, венгры, итальянцы, австрийцы,
американцы. Венгр Франкель был одним из выдающихся политических
руководителей Коммуны. Елизавета Дмитриева возглавила женский батальон,
боровшийся с версальцами, ворвавшимися в Париж. Недаром вожди польских
повстанцев Ярослав Домбровский и Валерий Врублевский, командовавшие
войсками Коммуны, говорили французам, что в Париже идет битва «за вашу и
нашу свободу».
И еще ближе, дороже стала Ковалевской бесценная сестра, которую она недавно осудила за брак по любви как за измену «делу».
Ковалевские вернулись в Берлин 12 мая. А
через несколько дней Коммуна пала. Париж был взят версальцами.
Французская буржуазия пришла к власти при поддержке прусского «железного
канцлера» Бисмарка и фельдмаршала Мольтке. Тьер и генерал Галифе
объявили «кровавую неделю» расправы с коммунарами. Революционных парижан
хватали в домах, на улицах и убивали без суда.
Жаклара, начальника войск Монмартра,
сражавшегося на баррикадах до последних минут Коммуны, и жену его,
известную своей многосторонней деятельностью, версальцы искали с особым
ожесточением. Было расстреляно несколько человек, принятых за Жаклара.
Анна Васильевна сообщила было сестре, что она с мужем успела спастись, но через день Жаклар был арестован.
И снова Ковалевские поехали в Париж. По
дороге они прочитали в газетах, что арестована и Анна Васильевна.
Известие оказалось неверным: полиция действительно охотилась за ней, но
схватила ее друга, писательницу Андре Лео. Анна Васильевна сумела
укрыться в надежном убежище.
С большим трудом удалось Ковалевским
разыскать преследуемую коммунарку и помочь ей бежать в Гейдельберг.
Владимир Онуфриевич узнал, где содержится Жаклар, добился разрешения на
свидание с ним. Жаклар сидел в тюрьме в невыносимых условиях: над ним и
его товарищами тюремщики нагло глумились. Заключенных раздевали донага,
привязывали к столбу и избивали шомполами, заставляли выполнять самые
грязные, унизительные работы.
Жаклар сказал Ковалевскому, что его сошлют
скорее всего на каторгу в Новую Каледонию, куда отправляли коммунаров
независимо от пола и возраста.
Софья Васильевна не сомневалась, что Анна
последует за мужем, а так как одну ее нельзя было отпустить в тяжелый
путь, то она решила ехать с сестрой в место ссылки Жаклара. Против этого
плана восстал Владимир Онуфриевич. Он считал, что Софье Васильевне
нецелесообразно оставлять занятия до получения докторского диплома. Он
сам проводит Анну Васильевну, а Софья приедет в Новую Каледонию после
экзамена.
«Видишь ли, дорогой друг мой, — писал
Владимир Онуфриевич брату Александру, — какой странный оборот приняли
дела; но иначе, рассуди строго, поступить невозможно. Софа и Анюта стали
мне совсем родными, так что разлучиться с ними мне будет невозможно».
На такую жертву мог решиться только
истинный друг, любящий человек. Так и восприняла намерение Ковалевского
Софья Васильевна, растроганная до глубины души. |