В этой главе нас будет интересовать не
формальная логика, а задачи, для решения которых не нужны особые
познания в математике, но необходимо умение мыслить последовательно.
Некоторые из предлагаемых нами задач напоминают загадки в том смысле,
что содержат умышленно введенные в их условия утверждения, способные
«сбить с толку» не слишком проницательного читателя, или решения,
основанные на игре слов, но в большинстве случаев мы предлагаем вам
честную игру — задачи, которые имеют решение.
В том, как собранные в этой главе различные
логические задачи-головоломки относятся к математике, нетрудно
усмотреть некую общую тенденцию. Все математические задачи решаются при
помощи рассуждений, проводимых в рамках некоторой дедуктивной системы,
включающей в себя наряду с другими правилами основные законы логики.
Хотя для решения любой задачи из этой главы не требуется знание
формальной логики, тем не менее ведущие к решению неформальные
рассуждения по существу имеют много общего с теми, которые проводят
математики, физики, химики и биологи, сталкиваясь с какой-нибудь трудной
проблемой.
Под «трудной проблемой» мы понимаем здесь
задачу, подход к решению которой неизвестен. Разумеется, если алгоритм
решения существует, то ни о какой по-настоящему трудной проблеме не
может быть и речи: достаточно лишь засыпать зерна исходных данных и
привести в действие жернова алгоритма, как мы получим ответ. Например,
памятная всем формула корней квадратного уравнения говорит нам о том,
какие действия и в какой последовательности необходимо произвести над
коэффициентами уравнения, чтобы найти его корни.
И в математике, и в естественных науках
интересными задачами, бросающими вызов исследователю, принято считать
такие, для решения которых не существует готовых методов. Столкнувшись с
такой задачей, исследователь долго, а иногда и мучительно размышляет,
перебирая в памяти всю информацию, имеющую хотя бы отдаленное отношение к
интересующей его теме, в надежде, что удачная догадка подскажет нужное
решение. Именно поэтому решение занимательных логических задач служит
великолепной тренировкой к решению важных научных проблем.
Некоторые задачи в этой главе связаны с
серьезной математикой еще более тесными узами. Например, задача «В
костюмах одного цвета» и следующая за ней задача легко решаются
табличным методом, аналогичным широко используемому в формальной логике
методу таблиц истинности. В одной из этих задач встречается важное
логическое отношение — так называемая «материальная импликация». В
исчислении высказываний (одном из разделов математической логики,
имеющем первостепенное значение) импликацию принято обозначать знаком
⊃ или →. Отношение A ⊃ B означает, что если A истинно, то B
должно быть истинно. Одно из возможных истолкований этого логического
отношения (на языке теории множеств) гласит: все элементы множества B содержатся в множестве A.
Слово «индукция» имеет по существу два
различных значения. Неполная индукция — это процесс восхождения от
частного к общему. Ученый, наблюдающий частные случаи (например,
замечающий, что некоторые вороны черные), делает общее заключение (о том, что все
вороны черные). Это заключение никогда не носит характер достоверного
утверждения: вполне возможно, что на свете существует по крайней мере
одна белая ворона, которая еще не попадалась на глаза наблюдателю.
Математическая индукция, с которой вы
познакомитесь в комментариях к тестам со шляпами в задаче «Аховы
награды», представляет собой совершенно иной процесс, хотя и в
математической индукции мы имеем дело с восхождением от частного к
общему, охватывающему информацию о бесконечной последовательности
частных случаев. Математическая индукция — неоценимое средство
исследования почти во всех разделах математики.
Большинство задач, собранных в этой главе,
по сложности и серьезности уступает задаче о шляпах. Тем не менее и они
позволят вам отточить свое остроумие, научат внимательно следить за
всякого рода словесными «ловушками», расставленными в условиях задачи, и
в особенности оценить преимущества непредвзятого, широкого поиска
возможного подхода к решению задачи. Чем больше подходов вы
проанализируете, сколь бы причудливыми и экзотическими они ни были, тем
больше шансов у вас на успех. В этом один из секретов всех творчески
мыслящих математиков.
|