Через несколько лет после смерти Франсин двадцатитрехлетняя королева Кристина Шведская
пригласила Декарта ко двору. В биографическом фильме 1933 года
Кристину сыграла Грета Гарбо, и воображение и впрямь рисует изящную юную
шведку — эдакую высокую беспечную блондинку. Как водится, голливудская
история не вполне близка к истине. Настоящая Кристина была коротышкой,
одно плечо выше другого, с низким мужским голосом. Ей не нравилась
традиционная женская одежда, по описаниям она смахивала на кавалериста.
Говаривали, что еще ребенком королева обожала пушечную пальбу. К
двадцати трем годам из Кристины уже получился суровый десятник,
нетерпимый к хлюпикам. Она спала не более пяти часов в сутки и нимало не
трепетала от мысли о долгих ледяных зимах Швеции: ведь тогда можно
играть в хоккей на асфальте, залитом водой из шланга (если бы хоккей,
асфальт и шланги были к тому времени уже изобретены). И сотни лет спустя
мы, читая о Декарте, можем предположить, что двор ее шведского
величества — не совсем то место, где нашему герою хотелось бы
прохлаждаться. И тем не менее Декарт выбрал эту игру. Отчего же? Кристина
была умнейшей женщиной, преданной учению, и ей было одиноко в этом
северном краю. Желая создать в своих снегах собственный интеллектуальный
эдем, средоточие науки, удаленное от центра Европы, она тратила немалые
средства на приобретение томов для грандиозной библиотеки. Как и
Птолемей, она собирала книги, но, в отличие от египетского императора,
коллекционировала и их авторов. Судьба Декарта оказалась предопределена,
когда в 1644 году он встретился и подружился с Пьером Шану. На
следующий год Шану отправили в Швецию посланником короля Франции. Прибыв
в Швецию, он раструбил о своем друге, а другу воспел Снежную королеву.
Кристина согласилась с Шану: Декарт — первостатейная добыча. Она
отправила во Францию одного своего адмирала — уговорить Декарта.
Пообещала ему кое-что дорогое его сердцу: создать под него академию,
которой он станет руководить, и придать ему дом в самой теплой части
Швеции (что, задним числом, не самое шикарное предложение). Декарт
колебался, но в конце концов согласился. У него не было доступа к сайту
прогнозов погоды, но он имел некоторые представления и о шведском
климате, и об особе, его пригласившей. За день до отъезда Декарт
составил завещание. Зима, встретившая Декарта в 1649 году, оказалась одной из суровейших в
истории Швеции. Если и были у него мечты лежать весь день под
множеством толстых одеял, в тепле и уюте, подальше от адского холода
снаружи, и размышлять о природе Вселенной, мечты эти были грубо
разрушены. Его ежедневно призывали ко двору к пяти утра — давать
Кристине пятичасовые уроки морали и этики. Декарт писал другу: «Кажется,
самая мысль человеческая замерзает здесь этой зимой — как вода…» Тем
январем друг его Шану, с которым они делили жилище, свалился с
пневмонией. Декарт нянчился с другом — и заболел сам. Врач Декарта
находился в отлучке, и Кристина отправила к нему другого медика, который
оказался заклятым врагом Декарта — тот у многих при дворе вызывал злую
зависть. Декарт отказался от услуг этого человека, который в любом
случае, вероятно, ничем бы не помог — предписанное им лечение сводилось к
кровопусканию. Лихорадка усиливалась. Всю неделю или больше Декарт
провел в бреду. В перерывах между припадками забытья он рассуждал о
смерти и философии. Надиктовал письмо своим братьям, прося их приглядеть
за няней, что ходила за ним в годы его болезненного детства. А
несколько часов спустя, 11 февраля 1650 года, Декарт скончался. Его
похоронили в Швеции. В 1663 году цель Воэция наконец была достигнута:
Церковь запретила работы Декарта. Однако церковники заметно утеряли свое
влияние во многих кругах, и этот запрет лишь подогрел интерес к трудам
ученого. Правительство Франции запросило останки Декарта, и в 1666 году,
после долгих уговоров, шведское правительство выслало кости Декарта на
родину. Ну, большую часть: череп они оставили себе. Останки Декарта еще не раз после этого перезахоранивали. Ныне они
покоятся под маленьким поминальным камнем на кладбище Сен-Жермен-де-Пре.
Почти все — за вычетом черепа, который в конце концов прибыл во Францию
в 1822 году. В наши дни его экспонируют в стеклянной витрине Музея
человека в Париже. Через четыре года после смерти Декарта
Кристина отказалась от трона. Она обратилась в католичество, считая, что
своим просветлением обязана Декарту и Шану, и осела в Риме, постигнув,
быть может, прелести более теплого климата — вероятно, и этим
постижением она обязана Декарту.
|