Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать возможности сделать
его немного более занимательным. (Б.Паскаль.)
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету
является организация их игровой деятельности.
Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые
пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы,
чтобы не подвести напарника по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и
следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от
удач игроков. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным
миром науки, в который вступают ученики.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные
воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают
самые разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра
развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов,
выявлять их существенные признаки, оказывает большое влияние на умственное
развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все
игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого, в игре
привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем
радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно всех людей,
независимо от возраста привлекает игра.
Наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры,
по новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение
содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых
технологий при изучении всех предметов в школе.
На уроках математики игра приобретает особое значение не столько для друзей
математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить
к учению. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся.
Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых
этого не хватает для систематического приготовления уроков.
Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского: "Сделать учебную работу насколько
возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из
труднейших задач дидактики”.
Часто некоторые учителя, желая разнообразить урок, слишком увлекаются
вопросом "интересности” обучения. Необходимо помнить, что занимательность ради
занимательности малоэффективна в вопросе выполнения учебных задач на уроке.
Учебная занимательность может дать разные результаты как положительные, так и
отрицательные поэтому, готовясь к уроку, учитель, должен продумать, где и в
каком месте использовать игру или игровой момент. Также не следует
преувеличивать образовательное значение дидактических игр, так как они не могут
стать источником систематических и точных знаний. Если есть опасность, что
ученики не усвоят тот или иной трудный материал, то следует найти элементы
занимательности, игры, в процессе которых учащиеся незаметно для себя выполняют
обучающую задачу, тогда дидактические игры будут представляться учащимся не
простой забавой, а интересным, необычным занятием.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются вне обычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий,
развивают фантазию. Во время игры дети, как правило, очень внимательны,
сосредоточены, дисциплинированы.
Игра – творчество, игра – труд. Дидактическую игру следует отличать от игры
вообще и игровой формы занятий. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид
преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной
работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках происходит по следующим
направлениям:
- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Педагогическая направленность "дидактическая игра” - многообразие её
применения, поэтому использование дидактической игры в системе обучения
математике в 5 классах является важным средством интенсификации учебной
деятельности школьников, осуществление преемственности между обучением в 1–4-х и
5-х классах.
При использовании дидактических игр и игровых элементов следует
придерживаться:
- Определения места в системе других видов деятельности на уроке;
- Целесообразность использования их на разных этапах изучения различного
по характеру математического материала;
- Разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической
цели урока и уровня подготовленности учащихся;
- Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего
обучения.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения,
использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих
задач:
- учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют современному
уровню развития науки;
- научить учащихся самостоятельно приобретать знания.
Требования к организации дидактических игр:
- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной
деятельности учащихся;
- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой,
а оформление красочным и разнообразным;
- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать
удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными
участниками;
- роль активности учащихся во время проведения игры;
- воспитательное, познавательное значение игры.
Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:
- положить начало творческой работе учащихся;
- контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и
самостоятельность детей;
- подготовить учащихся старшего возраста для проведения игр в 5 классе;
- подготовить контрольные карты
Игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, математических
вечерах, предметных неделях. Классифицируя математические игры в зависимости от
игровой цели, можно выделить 3 типа игр:
- творческие игры;
- игры с раздаточным материалом;
- игры - соревнования
Казиева Наталья Владимировна
Список литературы, которую можно использовать в своей практике:
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Москва. Наука, 1984.
- Оникул П.Р. 19 игр по математике. Союз: С - Петербург, 1999.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5 -11 классы, Волгоград:
Учитель,2006.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва "Просвещение”,
1990.
- Шуба М.Ю Занимательные задания в обучении математике Москва "Просвещение”,
1994.
- Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5 – 11классы. "Грамотей” 2004.
|