Для повышения эффективности уроков геометрии, я использую карты
самоконтроля и опорные конспекты, позволяющие сочетать внешний контроль
с самоконтролем и взаимоконтролем.
Урок представляет собой этап усвоения одного учебного материала и
базу для изучения другого. Тем самым он всегда является частью системы
уроков сначала по теме, затем в разделе и курсе. Поэтому и важно при
планировании изучения темы и раздела определить их сквозные идеи и
место каждого урока в раскрытии этих идей. Вокруг них и строится весь
учебный материал. Важно, чтобы ни одна существенная часть учебного
материала одного урока не прекращала играть роль в последующих темах,
разделах. Этого можно добиться, применяя на уроках ОК в системе с
картами самоконтроля.
Карта самоконтроля позволяет ребёнку видеть весь материал по теме в
системе. Дает возможность ребёнку ставить цели, соответствующие его
зоне «ближайшего развития», планировать свою деятельность. Наличие карт
самоконтроля создает условие для определения самим учащимся уровня
освоения материала, выработки у него инструментария самоконтроля.
Создаются условия, в которых индивидуальный результат учебной
деятельности каждый ученик видит сам и сам его оценивает «с самим собой
вчерашним», что дает возможность обеспечить эмоциональный комфорт в
учебном процессе.
Методика работы с картой самоконтроля.
Карта самоконтроля является тематической картой. Выдается детям на
первом уроке по изучению новой темы. В первой части помещаются
микроцели по изучаемой теме. При изучении новой темы, деятельность
ученика начинается с цели, с микроцели. Цель – это предполагаемый
результат. Учитель не является организатором и руководителем деятельности
ученика на уроке. Поэтому с первых минут урока ребёнок сам должен
четко понимать, какими знаниями, умениями, навыками он должен овладеть.
В графе «целепологание» теоретический материал переводится на язык
целепологания: «Знать . . .», «Уметь . . .», «Понимать . . .».
Формулировка микроцелей должна быть диагностируемой. Учителю должен
быть понятен механизм диагностики. Все цели должны быть достижимыми и
конкретными.
Вторая графа представляет собой список столбиков, количество которых
соответствует числу уроков по изучаемой теме. В каждой строке в начале
каждого урока ребенок оценивает свои знания «+» или «-», или «±». При
подготовке домашнего задания ученик обратившись к карте самоконтроля,
может быстро и достаточно точно сориентироваться в изучаемом материале и
устранить пробелы в знаниях.
Третья графа предупреждает ученика о формах и сроках проведения
проверочных работ: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая
работа, КР – контрольная работа.
Четвертая графа содержит достаточный и необходимый набор заданий для
усвоения базового уровня знаний по изучаемой теме. Рекомендуется
просматривать решения данных заданий перед контрольными и проверочными
работами.
Достоинствами применения карт самоконтроля являются следующие
аспекты: обеспечивается возможность реализоваться детям с разным
уровнем подготовки, разным темпом работы, пропустившим урок по
некоторым причинам; четкость, структурность, обоснованная норма. У
учащегося формируется метод видения учебного процесса.
Таким образом, карта самоконтроля представляет собой набор основных
требований, которые предъявляются к учащимся после изучения данной
темы. Требования относятся как к знанию теоретического материала, так и
к умению решать задачи и соответствуют принятым стандартам
образования.
Использование карт самоконтроля при работе с ОК.
Все основные определения, понятия, формулировки теорем содержаться в
графе «целепологание» в карте самоконтроля и отражены в ОК в виде схем
или знаков. На первом этапе урока-целепологания, определяется ,с каким
блоком ОК будет проходить работа на данном уроке. Соответственно
ребёнок точно знает, что он должен знать, уметь, понимать при работе с
определенной частью конспекта.
Главные достоинства карты самоконтроля.
- Ребенок знает, какие формы контроля и на каком уроке будут
проводиться, тем самым уменьшается стрессовая, эмоциональная
напряженность.
- Учащиеся учатся ставить цель и находить методы её достижения.
- Ученик, пропустивший урок, по какой-либо причине имеет
возможность изучить материал дома по заданным целям. Карта поможет
ребенку быстро сориентироваться в материале и выделить главное.
Анализ работы с использованием карт самоконтроля
на уроках геометрии в 7 классе.
Работая с картами самоконтроля, я пришла к следующим выводам:
- При введении карт необходим период адаптации. Ребенок должен понять
систему работы, а главное уяснить, чем и как помогает ему карта в
учебе.
- В начале учащиеся подходят к оценке своих знаний необъективно, но
уже после первой проверочной работы они видят несоответствие между их
оценкой знаний и реальным уровнем знаний.
- Изучая карты можно видеть, что понятия, факты, изучаемые на
первых уроках с течением времени забываются, а карта позволяет
стимулировать изучение, напоминая каждый урок о том, что данный
материал ребенок должен усвоить.
- Если ребенок отсутствовал несколько уроков, качество знаний по
ранее изученному материалу резко снижается. Необходимо привлечь этого
ребенка на этапе актуализации знаний к активной работе.
Форсова Ольга Борисовна
|