Под методикой использования занимательных
заданий на уроках математики понимаем методы,
средства и приемы подачи занимательных задач,
занимательные формы организации обучения.
Методика использования учебных занимательных
заданий в общих чертах сходна с методикой
использования обычных заданий, и, хотя четкой
границы между ними провести невозможно,
использование занимательности обладает
некоторыми особенностями.
Рассмотрим вначале некоторые тенденции в
использовании занимательности на уроках
математики.
Первая и основная тенденция заключается в том,
что учителя автоматически переносят на урок
занимательные материалы из внеучебной
занимательности, но внеучебные занимательные
материалы создавались для других целей, и только
редкие из них могут быть использованы на уроках.
Необходимо из внеучебной занимательности брать
приемы, формы, идеи, а не конкретные материалы.
На основе этого ошибочного подхода в практике
учителей появилась и вторая отрицательная
тенденция – основное внимание уделяется
зрелищности, интересности, увлекательности
материалов и совершенно (за редким исключением)
игнорируется выполнение ими дидактических
функций. Многие учителя поэтому полагают, что
роль использования занимательности заключается
в том, чтобы поднять тонус учащихся, дать
кратковременный отдых и пр. Однако установлено,
что работа на уроке, внешне эффективная и
нравившаяся и ученикам, и учителю, фактически
оказывается бесполезной. Почти все внешне
интересные привходящими моментами уроки
оказывались в итоге малоэффективными, ибо
уводили в сторону от выполнения учебных задач
урока.
Третья тенденция, непосредственно вытекающая
из второй, заключается в том, что многие учителя
не задумываются над вопросом, органично ли
входит тот или иной занимательный материал в
урок. На уроках порой используется такая
занимательность, которая надолго выбивает
учащихся из колеи. Другая крайность состоит в
том, что учителя используют ограниченное число
приемов занимательности. В итоге подача
занимательных материалов становится однотипной,
что довольно скоро надоедает учащимся и теряет
свой эффект.
Наконец, четвертая тенденция заключается в том,
что учителя пытаются сами составлять
занимательные материалы. А ведь, составляя их,
учителя значительно глубже поймут существо
занимательности и смогут эффективнее ее
использовать как на уроках, так и во внеклассной
работе.
Думается, что все это в совокупности и привело к
порочной методике использования
занимательности на уроках, иногда практикуемой
учителями математики. Эта "методика”
заключается в следующем. Учитель ограничивается
сообщением, что при выполнении плана урока
оставшиеся в конце урока несколько минут будут
посвящены занимательной математике. Такой
подход явно несостоятелен. При этом на первых
порах действительно наблюдается возросшее
внимание ребят к изучению учебного материала.
Однако спустя некоторое время (обычно 2–3 месяца)
ученики остывают, и даже занимательные
пятиминутки не могут подогреть их интерес к
школьной (как они теперь поняли, скучной!)
математике. Намного продуктивнее будут уроки,
если удастся органично вкраплять занимательный
материал в структуру урока, придавать ему
дидактические, развивающие и познавательные
функции и тем самым уничтожить явную границу
между занимательным и учебным материалом.
Таким образом, противопоставление
занимательного и учебного материала не дает
положительных результатов.
Сформулируем выводы, которые полезно учитывать
при использовании занимательных заданий на
уроках математики.
Использование занимательных заданий
целесообразно тогда, когда есть
- опасность непринятия учащимися какого-либо
учебного задания;
- при прохождении сложных тем или постановке
трудных дидактических задач урока;
- при выработке умений и навыков учащихся, когда
требуется выполнить значительное количество
однотипных упражнений;
- при изучении материала, подлежащего прочному
запоминанию.
При этом следует отдавать предпочтение
занимательному материалу, отражающему
существенные моменты изучаемого, а также
занимательным заданиям неоднократного
использования.
Для каждого занимательного материала, который
предполагается использовать на уроке, учитель
должен выяснить: будет ли он занимательным для
учащихся данного класса? Органично ли он войдет в
структуру урока? Будет ли его использование
эффективным?
Учителю надо постараться избежать таких ошибок
в использовании занимательности на уроке, как
отвлечение от темы и дидактических задач урока
(резкий скачок в сторону), неподготовленность
занимательного задания предыдущей учебной
работой на уроке, отсутствие учета всех
категорий учащихся и др.
|