Внеклассная работа является неотъемлемой
частью всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Материал для художественной и
занимательной части можно найти в книгах:
- Балх М.Б., Балх Г.Д. "Математика после уроков”
- Шустеф Ф.М. "Материал для внеклассной работы по
математике”
- Мартин Гартнер "Математические досуги”
- Игнатьев Е.А. "В царстве смекалки”
- Мазаник А.А. "Реши сам”
- Боховитанов В.Н. и др. "Твое свободное время”
- Остер Г. "Математика”
- Остер Г. "Физика”
Предметная неделя по математике проводится в
клубе, в кабинетах и в столовой.
- 1 день – открытие математической недели (клуб);
- 2 день – математическая разминка (клуб),
олимпиада по математике (кабинет);
- 3 день – классные часы (кабинеты групп);
- 4 день – математический вечер (столовая).
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Торжественная линейка, посвященная открытию
недели математики
Доклад на тему: "Математика от древности до
наших дней”
Несколько десятков лет назад была объявлена
большая премия за сочинение на тему: "Как
человек без математики жил”. Так и осталась
премия не выданной, так как не нашлось человека,
который мог бы жить без математики и т.д.
Выступление специалистов
МАТЕМАТИКА В АСТРОНОМИИ
Союз математики с астрономией сложился много
столетий назад, однако, некоторые
астрономические задачи раньше считались
неразрешимыми из-за массы вычислений. Теперь им
помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с
помощью ЭВМ. астрономы посчитали, где в данный
момент должен находиться астероид Аталия,
обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в
сонмище звёзд.
Легче найти булавку в стоге сена, чем такое
миниатюрное небесное тело, коли ему удалось
выскользнуть из поля зрения телескопов.
Астрономы вряд ли смогли бы провести вычисления,
необходимые для того, чтобы проследить путь
Аталии, с помощью же ЭВМ. эта работа была
выполнена без особых затруднений. Когда
астрономы направили телескопы в указанный
машиной пункт неба, они обнаружили потерянный
астероид.
МАТЕМАТИКА В МЕТЕОРОЛОГИИ
Всем известно, что старые люди предсказывают
погоду. Недаром даже в сводках погоды нет-нет, да
и промелькнёт фраза со ссылкой на народные
авторитеты "Такой погоды и старожилы не помнят”
или "старожилы утверждают, что сорок лет
назад…” Незаметно для себя они применяют методы
математики, анализируя некоторые признаки, –
"поясницу ломит, птицы летят у самой земли”.
Современные предсказывание погоды также
анализируют "за” и "против”. Они вооружены ЭВМ.
и математическими формулами. Но и они нередко
ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно
точно, по крайне мере, сейчас ЭВМ. обрабатывает
поступающую информацию о давлении воздуха, воды,
распределениb температуры и т. д. и на основании
этого составляют черновую карту распределения
давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем
опытные метеорологи по данным этой карты
рассчитывают, каковы наиболее вероятны в будущем
max и min суточной температуры, направления и силы
ветра, количество облаков и т. д.
МАТЕМАТИКА В ГЕОЛОГИИ
Наша Родина богата полезными ископаемыми:
нефть, газ, уголь, цветные металлы. Всего не
перечислить. Поиски продолжаются. А как искать?
Ровными рядами расставить вышки, авось, повезёт,
где-нибудь да брызнет нефтяной фонтан? Ясно, что
это слишком дорого. Совсем недавно им на помощь
пришли ЭВМ. Вначале землю прослушивали и
простукивали геофизики, геохимики, анализируя
воду, почву и даже растения и только тогда, когда
собраны многочисленные данные и поставлен
предварительный диагноз, можно приступать к
прямому зондированию – глубокому бурению.
МАТЕМАТИКА В ХИМИИ
Благодаря достижениям математики и
вычислительной техники, недавно возникла
квантовая химия, которая изучает вопросы
строения и реакционной способности химических
соединений. С помощью ЭВМ можно проводить даже
химические эксперименты без пробирок и колбочек,
т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое
именно химическое соединение получится при
взаимодействии исходных веществ. При этом бывают
неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что
при взаимодействии газообразного аммиака и
хлористого водорода образуется газообразный
хлористый аммоний. Химики привыкли к тому, что
образуется твёрдый продукт, однако потом
выяснилось, что правы и машина и химики.
МАТЕМАТИКА В БИОЛОГИИ
Долгое время биология и медицина были науками
относительными. При наборе солдат во Франции
записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет
регистрировали эти, вроде бы, случайные данные.
Но вот появились вычислительные машины, и один из
ученных решил с помощью математической
статистики обработать эти данные. Посчитав на
ЭВМ, он понял, что случайные признаки вовсе не
случайные – неожиданно выяснилась
закономерность – процент новобранцев-брюнетов
из года в год снижается.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
В клубе для учащихся проводится математическая
разминка.
ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
- Пожарных учат надевать штаны за три секунды.
Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный
пожарный за 1 минуту? (20).
- В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза
больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в
12 кренделях? 12 х 2 = 24, 24 – 7 = 17.
- Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой –
получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи –
получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
- Боксер, каратист, штангист погнались за
велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли
они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со
скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок? Нет.
- Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она
спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько
сантиметров Кати торчит из-под одеяла? 20 см.
- Сколько дырок окажется в клеенке, если во время
обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? 48.
- На уроке математике в 7-й группе присутствовали
учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на
54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать
во время урока математики? 58.
- Площадь одного уха слона равна 10 000 кв.см.
Узнай, в кв. м., площадь 2 ушей слона. 10 000 :
10 000 = 1 м2.
- Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8
метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько
метров придется тебе еще лететь поневоле? 3 м.
- Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки.
Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время
младенец Кузя радуется жизни всеми доступными
ему способами. Сколько часов в сутки младенец
Кузя радуется жизни? 24-5-16=3ч.
- Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт
получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без
паспорта. 1936-1123=813.
- Голодный Вася съедает за 9 мин. 3 батончика, сытый
Вася тратит на 3 бат. 15 мин. Насколько мин. быстрее
управляется с одним батончиком голодный Вася?
- У младенца Кузи еще 4 зуба, а у его бабушки только
3. Сколько зубов у бабушки и внука?
- Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно
купить на 85 хмурика. 5.
- У многодетного папы 10 детей 2/4 – девочки, 4/8
мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы.
- Кто окажется тяжелее после ужина: первый –
людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел
2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел
первого.
- У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко
держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали
у осьминога?
- Длина одной третий сосиски 5 см. Узнай длину
сосиски. Сколько см сосиски останется, если
быстро откусить от этой сосиски две пятых ее
части.
Конкурс групповых газет. Условия вывесить
заранее.
Рубрики:
- Математическая жизнь в нашей стране. Доступное
изложение ее достижений.
- Заметки по истории математики
(небиографического характера), например, "как
люди научились считать”, "как умножали в
старину”, "квадратура круга” и др.
- Краткие сообщения интересных фактов по
математике и её истории (под общими заголовками
"Знаешь ли ты, что...” или "Известить ли тебя...”).
- Наш словарь (в живой форме объясняется смысл и
происхождение какого-нибудь математического
термина, например "цифра”, алгебра).
- Наш календарь. Очень краткое (одна – две фразы)
сообщение по истории математики.
- Занимательные задачи.
- Математический юмор.
- Высказывание великих людей о математике.
Викторина
- За книгу заплатили рубль и ещё одна вторая
стоимости книги. Сколько стоит книга?
- Из одной точки вылетели 3 ласточки, когда они
будут в одной плоскости?
- какой город состоит из 101 имён?
- Как записать число 100 пятью единицами?
- Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую
за сутки?
- Кому принадлежит высказывание "А всё – таки
она вертится”
- Когда были впервые употреблены дроби?
- Кем была введена черта для дроби.
- Кем были предложены термин метр для обозначения
единицы длины.
- Кто создал первую счётную машину?
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Классные часы по группам.
Темы раздать учащимся, они заранее готовят и
читают не в своей группе.
ТЕМЫ:
- Как люди научились считать?
- Древние математики (Евклид, Фалес, Архимед).
- История математических символов.
- С. Ковалевская.
- Мир чисел.
- В царстве смекалки.
- Математики – участники Великой Отечественной
войны.
- Геометрия на каждом шагу.
- Математика и романтика.
Внеклассная работа дополняет обязательную
учебную работу по математике и способствует
более глубокому усвоению материала. В тоже время
внеклассная работа может значительно повысить
интерес учащихся к предмету, ведь, как известно,
основной из причин плохой успеваемости является
слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого
интереса) к математике.
Кроме углубления знаний программного
материала внеклассные занятия развивают
логическое мышление, пространственное
воображение, смекалку.
РАДИОГАЗЕТА
Математика – одна из древнейших наук. Дать ее
краткое определение просто невозможно, ведь
человек научился считать намного раньше, чем
писать. С арифметики, науке о числе, начинается
знакомство с математикой.
Из родословной математики:
- ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике
из стран Древнего Востока.
- VI век до н. э. – наиболее яркой личностью
является Пифагор, который был ученым из Древней
Греции.
- Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало
буквенной алгебры.
- IХ век н. э. – Трактат об индийском счете
Мухаммеда Аль Хорезми "Десятичная позиционная
система и нумерация”.
- Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и
измерения сторон 5 и 10-угольника.
- ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим
сочинением "Книга абака” – познакомил
европейцев с достижениями математиков Востока.
От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы
пользуемся и позиционная система счисления; от
Аль-Каши, работавшего в самаркандской
обсерватории – десятичные дроби.
- ХV век н. э. – вместе с изобретением
книгопечатания появляются первые печатныекниги
по математике. (Италия).
- ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах
обозначил числа буквами.
- Появление алгебры. В арсенале математиков уже
есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и
десятичные дроби, и многое другое.
- ХIХ век – Математика стала складывать и
умножать не только числа, но и векторы, функции,
матрицы и многое другое, а так же просто буквы,
символы.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
Математический огонек
- Оформление зала.
- Выбор жюри.
- Подготовка реквизита.
- Подарки.
- Музыка.
- Выставка лучших тетрадей, моделей.
- Составление программы вечера.
Примерная программа:
I отделение.
- Рассказ о математиках. Читает учитель
математики и сообщение трёх уч-ся о советских
математиках (см. Приложение 4).
- Перерыв (играют в игры, см. Приложение
5)
- Итоги викторины, смотра газет. Призы.
II отделение.
- Математические фокусы.
- Обозначим рыбака через х – интермедия (см. Приложение 3).
- Басня И.К. Аннундинова "Ученый кот” (см. Приложение 1).
- Сценка "Научный метод” (см. Приложение
2).
Математический огонек проводится в столовой
училища. Участники огонька сидят по 4 человека за
столом. На столах приготовлены задания: задачи,
головоломки, кроссворды, стихотворения,
интермедии, сценки.
Ведущие: преподаватель математики и учащиеся.
Столики пронумерованы, ведущий читает шуточные
задания. Получившийся ответ является номером
столика, и кто-то из сидящих за столиком учащихся
читает стихотворение, задачу, ответ на кроссворд
и т.д.
Чтобы выбрать одного из четырех, кто будет
выполнять задание, сидящие за столиком
считаются.
КТО ПРИДУМАЛ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ
- Черта, разделяющая члены дроби впервые
появились у итальянского математика Леонардо
Пизанского в 1202 году
- Заслуга введения десятичных дробей принадлежит
самаркандскому математику Аль-Каши, а их
европейским изобретателем в 1585 году стал
голландский инженер Симон Стевин.
- Запятую после целой части десятичной дроби
предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер
(1571-1630).
- Знаки (+) и (—) впервые употребил немецкий
математик Ян Видман.
- Знак равенства (=) был впервые введен английским
математиком Робертом Рикордоном.
- Знак, обозначающий бесконечность (), ввел в 1655 году английский математик
Джон Виллис.
- Знак радикала () изобрел
немецкий математик Ханс Рудольф 1525 г. и
усовершенствовал голландский математик А. Жирар
в 1629 г.
- Буквы "а”, "в”, "с” и …, для x, y, z – для
обозначения искомых величин, а также x3, x4
для обозначения степени ввел 1637 г. Рене Декарт.
- Знаки умножения в виде точки (·) и деления в виде
двух точек (:) впервые использовал Готфрид
Лейбниц в 1684 г. и 1698 г. В 1675 г. Он же изобрел знаки
интеграла и дифференциала.
- Квадратные скобки впервые употребил, в 1550 г.,
итальянский математик Рафаэль Бомбелли.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ТЕРМИНОВ
Почти все термины по математике греческого
происхождения. Геометрия – землемерие.
Однако эти слова вошли в русский язык не
непосредственно с греческого, а через латинский
язык.
- Конус – (гр. конос – сосновая шишка).
- Цилиндр – (сначала гр. "кюлиндрос”, а затем на
латинском "цилиндрус” – каток, валик).
- Сфера – (гр. "сфайра” – мяч).
- Пирамида – (египет. "пурама”).
- Трапеция – (лат. "трапезиум” – столик; заметим
"трапеза” – стол).
- Ромб – (лат. "ромбус” – бубен). Мы привыкли
бубен – круглой формы, а раньше были в виде
квадрата или ромба.
- Точка – (лат. "пункт” – пунктир; "пунктум” –
укол, медицинский термин "пункция” – прокол).
- Диагональ – (гр. "диа” – через, "гония” –
угол, рассекающий углы. В круге нет углов, поэтому
нет и диагоналей).
- Хорда – струна.
- Корень – (квадратный или корень уравнения)
пришло от арабов. Арабские ученые представляли
себе квадрат числа, вырастающий из корня – как
растение, и потому называли корнями.
- Радикс – корень по-латыни. Вслушайтесь – следы
его можно найти в словах: редис, редька.
- Радикулит – воспаление нервных корешков.
|