Сегодня очень актуально звучат слова
В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто
хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Человек в современном обществе – это
человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать
знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие
разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное
изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех
предметов, в том числе и математики, в полном объеме.
Возникает необходимость выйти за рамки
сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к
поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности,
направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Задача учителя – помочь ученику стать
свободной, творческой и ответственной личностью.
Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения
этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью
самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает
выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А
самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении
проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.
В соответствии с реальной ситуацией выделяю для себя наиболее значимые позиции:
активная мыслительная деятельность,
самостоятельное приобретение знаний,
умение работы с источниками информации,
поиск рациональных способов решения задач,
сотрудничество,
поэтапное формирование навыков.
Программа по математике в 5 классе позволяет и обязует заниматься на уроке проектно-исследовательской деятельностью.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке.
ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или
иную истину в результате процедуры исследования и представленный в
стандартном виде.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно объединить в три группы:
Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Теоретические
– предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Практические – составление, поиск решений заданий.
Формирование проектно-исследовательских
умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития
специальных навыков по предмету. Поэтому важно определить на каком
уровне первоначально находятся учащиеся.
Мои пятиклассники в начальной школе не
осуществили переход на новые стандарты, поэтому с первых дней я начала
предлагать детям задания, направленные на самостоятельное добывание
знаний самые элементарные. Но это с первого взгляда задания кажутся
простыми. Например, первый урок знакомства «Путешествие в мир
математики» я начала со слов Карла Гаусса, которые написаны на стенде
кабинета «Математика – царица наук». Мы поговорили о том, что это значит
и ребята получили задание: подобрать в литературе, интернете
высказывания великих людей о математике и подумать, как вы понимаете
смысл данного высказывания. На следующий день учащиеся принесли огромное
количество оформленных мини-проектов, и мы решили сделать стенд. Защиту
этих мини-проектов мы проводили в течение недели в начале урока.
В 1-й четверти 5-классники готовили мини проект «Составить задачу с буквенными данными»
Какие меры веса использовались в старину.
Какие меры длины использовались в старину.
История развития нуля.
Составление задач по числовому выражению.
Составить задачу, используя старинные
меры веса и длины. Мини-проекты на составление задач мы с ребятами
планировали собрать в красочный задачник. Это будет продукт нашей работы
к концу года или полугодия.
Самостоятельное составление задач
учащимися – важная часть обучения математике. Придумывая задачи,
школьники более глубоко вникают в учебный материал, находят связи между
математическими понятиями и объектами, изучают методы решения задач.
Задача, составленная учеником, обычно
сразу же и решается. Наиболее удачные («красивые») задачи предлагаются
для решения одноклассникам и учителю. При этом он начинает мыслить за
другого: как другой ученик (учитель) будет решать его задачу. В итоге он
еще раз «прокручивает» решение задачи, фиксирует идеи решения, т. е.
опять обучает себя решению задач.
При такой учебной деятельности учащимися
задачи и методы их решения прочно запоминаются и легко вспоминаются ими
в нужный момент, при решении незнакомых задач.
Составление задач учащимися позволяет им
научиться более эффективно решать задачи, проблемы, В самом деле,
придумывая задачи, основанные на тех или иных математических идеях,
ученик решает их до того, как они им сформулированы, а значит, учится
видеть самую суть проблемной ситуации.
Составление задач учениками позволяет им
лучше усваивать программный материал. Важно отметить, что при этом
усвоение математики сочетается с поиском идей решения и поэтому
становится более эффективным.
Какие исследования можно проводить на
уроке математики? Я думаю, что будет более понятно на примере. Тема
«Прямая. Луч. Отрезок». Дети ставят для себя цель: выяснить, что такое
прямая, луч, отрезок, как их различать, где они встречаются в окружающем
мире. На этом уроке работаем в парах.
Берем прямую, и по ней отправляем в
путешествие точку. Точка идет в одну сторону, в другую. Делаем вывод:
прямую можно продолжить до бесконечности.
Далее берем ножницы и разрезаем прямую.
Получаем два луча и даем определение луча, что это часть прямой,
ограниченная с одной стороны. А лучи называем дополнительными друг
друга. Дети эти лучи ассоциируют с солнечными лучиками, которые идут от
Солнца без конца до самой Земли. И опять ножницы пускаем в ход. Обрезаем
с другой стороны и получаем часть прямой, ограниченную с двух сторон и
называем отрезками.
Выясняем случаи взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точки.
В ходе этой работы учащиеся выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою
учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества;
понимают причины успеха в своей учебной деятельности. На следующем уроке
пятиклассники не дают заученное книжное определение изученных
геометрических фигур, а вспоминают проведенное исследование и на этой
основе своими словами с четким пониманием говорят правила.
По математике не просто придумать темы
проектно-исследовательских работ и не на каждый урок я это делаю, но для
себя я уже поняла, что этим нужно заниматься, начиная с 5 класса и не
нужно ждать, когда вы перейдете на новые стандарты. Не за горами то
время, когда выпускники основной школы на государственной итоговой
аттестации будут защищать проекты. А чтобы они это успешно сделали,
нужно учить их этому уже сейчас. |