В методической литературе нет общепринятого
определения понятия "занимательность обучения
математике”. Оно считается индуктивно ясным.
Однако, чтобы исследовать это понятие, его надо
как-то выделить. Поэтому рассмотрим следующее
рабочее определение.
Под занимательностью на уроке понимаем те
компоненты урока (способы подачи учебного
материала, специфические свойства информации и
заданий, связанные с учебным материалом, а иногда
и с организацией обучения), которые содержат в
себе элементы необычайного, удивительного,
неожиданного, комического, вызывают интерес у
школьников к учебному предмету и способствуют
созданию положительной эмоциональной
обстановки учения.
В дидактике и методике математики уже
выдвинуты и обоснованы основные положения,
касающиеся занимательности обучения. Перечислим
некоторые из них.
Во-первых, всю занимательность обучения, следуя
К. Д. Ушинскому, принято делить на "внешнюю”,
причем "внутренняя” занимательность
предпочтительнее "внешней” и удельный вес ее
должен постепенно увеличиваться.
Во-вторых, все материалы занимательного
характера обычно разбивают на три группы:
материалы, занимательные по форме; материалы,
занимательные по содержанию; занимательные и по
форме, и по содержанию.
В-третьих, основу занимательности,
используемой на уроках, должны составлять
задания, непосредственно связанные с
программным материалом.
Однако рассматривать занимательность обучения
только с учетом связи с учебным материалом и без
учета воздействия их на мыслительную
деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в
основу разбиения материалов занимательного
характера необходимо положить два существенных
свойства понятия "учебная занимательность”:
связь с учебным материалом и воздействие на
мыслительную деятельность учащихся.
Получаем следующее разбиение:
- организационная занимательность;
- информационная занимательность;
- внеучебные задания занимательного характера;
- учебные занимательные задания.
Под организационной занимательностью
будем понимать занимательность, связанную с
организацией урока и лишь косвенно связанную с
учебным материалом.
Например, лучший "решатель” устных упражнений
награждается значком "Самый смекалистый” и
может носить его до следующего урока. Фамилии
лучших "решателей” заносятся в специальный
альбом, один из разделов которого озаглавлен
"Смекалистые в нашем классе (школе)”. Учащимся,
блестяще проявившим себя на уроке,
предоставляется право решать задачу из
специального альбома или из какой-нибудь
математической книги.
Под информационной занимательностью будем
понимать информацию учебно-познавательного
характера, которая вызывает любопытство
учащихся. Обычно эта информация не ставит перед
учащимися проблемы, а заставляет их задуматься
об общих вопросах математики.
Например, во время изучения понятия степени
занимателен и полезен для учащихся будет
следующий рассказ: "Представьте себе гору
(высотой километр) в миллион раз тверже алмаза.
Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и
слегка касается клювом камня. В конце концов в
результате этих прикосновений гора износится до
основания. Трудно представить промежуток
времени, необходимый для этого. Однако с помощью
степеней записать его легко. Вычисления
показали, что это произойдет через 10 лет”.
Под внеучебными занимательными заданиями будем
понимать задачи, обычно не связанные
непосредственно с программным материалом.
Например, зачеркните все 9 точек четырьмя
отрезками, не отрывая карандаша от бумаги.
Под учебными занимательными заданиями
будем понимать задания, непосредственно
связанные с программным материалом и
способствующие усвоению и закреплению его
учащимися.
Например: какие числа можно поставить вместо
квадратиков, чтобы получилось верное равенство (
+ ) = ?
Учебные задания занимательного характера
ценны тем, что они наряду с привитием школьникам
интереса к учению способствуют также
определенному накоплению учебных знаний, умений
и навыков.
Занимательные задания можно разбивать и дальше
с учетом воздействия их на мыслительную
деятельность учащихся. Эти занимательные
задания могут быть как репродуктивного, так и
творческого характера.
|