Воскресенье, 28.04.2024, 16:12
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [63]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ [19]
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ » ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Современные технологии духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уроках математики
05.02.2014, 10:48

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности на различных уровнях государственной и социальной структуры рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных современных технологий. В данном случае происходит совпадение педагогических и социально-педагогических технологий, поскольку они однозначно ориентированы на воспитание и развитие собственно духовных и нравственных сторон личности.

Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. Белозерская северная земля – хранительница исконно-русских традиций, чистоты нашего языка и духа. История Белозерска и белозерского края –это богатый духовный, культурно-исторический материал для гражданского становления юных вологжан, для воспитания у них чувства любви к родному краю, городу. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира. Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего  общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края.  Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае. Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе.

На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, повышает интерес к предмету. Когда история сплетается с умением решать задачу, задача становится более значимой. Она помогает погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий. Назначением таких задач является не только формирование умения их решать, но и воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственные ценности. Такие задания способны оставить глубокий след в личностном становлении подростка. В моём распоряжении задачи по математике, составленные с опорой на краеведческий материал по теме «Мой древний город», которые сгруппированы в 4 раздела: «Натуральные числа» (Город. Его архитектура, памятники), «Обыкновенные дроби» (Храмы Белозерска), «Десятичные дроби» (Мариинская водная система, Белозерский кремль), «Проценты» (Город и посады). Внутри раздела задачи условно объединены в блоки с краткими историческими справками, определяющими содержание задач. Задачи помогают открыть красоту белозерской земли, её уникальные природные и культурные ландшафты. Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на краеведческом материале ВОВ.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.

К работе по составлению подобных задач можно привлекать  самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные. Решение краеведческих задач при обучении математики не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – разработка социально-педагогических проектов. Участие в них дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями, позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. Студенческая научно – практическая конференция «Студенческое исследование: проблемы и перспективы», районная ученическая конференция «Первый шаг в науку» стали трибуной для школьников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью. Разработаны и осуществлены проекты: «История Белозерского края в математических задачах» и «Мариинская водная система в числах». Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещали библиотеки, общественные организации, использовали  Интернет, что способствовало  развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Работа  способствовала  большей сплоченности классного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.  В результате  исследований ребята более подробно познакомилась с историей Белозерска, его достопримечательностями, которые возводились  в память о выдающихся событиях. Эти сооружения являются гордостью и украшением нашего города. Но одновременно они являются и памятниками строительного искусства своего времени. Из этих работ мы узнаём не только о размерах выдающихся сооружений, но и убеждаемся в  том, что  математика придаёт истории черты конкретности и осязаемости, что интеграция наук обогащает друг друга. Результатом проектной и исследовательской деятельности стали мультимедийные презентации, которые впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии в школе, и позволяют создать информационное пространство воспитательной системы.

Проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности, коммуникативной и информационной компетентностей. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.

Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. Систематическое использование заданий с элементами краеведения формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться своим городом.

Значит, требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, доброты, любви к родному городу. Вместе с тем у школьника можно сформировать эти чувства, но не дать современного образования. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания. Необходимо не одностороннее воспитание, а целостный подход к формированию личности школьника. Поэтому перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем. Тогда в сердце ребят на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства, о своей «малой родине».

Категория: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin | Теги: МО учителей математики, обучение математики, математика в школе, из опыта работы учителя математики
Просмотров: 1550 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru