Среда, 27.01.2021, 09:55
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                           Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ


В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [63]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ [19]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ » ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

ЗОЖ-технологии на уроках математики
27.08.2014, 18:18

Цель: создать в классе условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка, повседневная  помощь своим воспитанникам быть здоровыми, развитыми, образованными, воспитанными, творческими, интересными себе и другим,  любящими своих родителей и свою малую  Родину.

Задачи:

  • Разработать систему упражнений  для снятия напряжения, стресса, утомляемости;
  • Организовать сбор трав для фито-чая;
  • Применять  коврики-массажёры «Стоп-массаж» на уроках и во внеклассной работе.

План:

  1. Введение. Компоненты здоровья.
  2. Причины заболевания детей.
  3. Факторы, влияющие на здоровье ребёнка.
  4. Цели и задачи для решения проблем сохранения здоровья учащихся.
  5. Система здоровьесберегающих упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.
  6. Фитотерапия и ароматерапия.
  7. «Стоп-массаж». Комплекс упражнений для учащихся.
  8. Практика применение и развитие творческого потенциала школьников.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная цену здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных…».

Мы же можем это проиллюстрировать  словами русской пословицы: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Принято выделять несколько компонентов здоровья человека:

  • Соматическое (состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая  программа онтогенеза, опосредованная потребностями и обеспечивающая индивидуальный характер процесса развития;
  •  Физическое (уровень роста и развитие  органов и систем организма. Измеряется физическим развитием человека: подготовленностью, формой и тренированностью и функциональной готовностью;
  •  Психическое (состояние психической сферы, уровень душевного комфорта, умение человека управлять своими , обеспечение адекватной поведенческой реакции;
  • Нравственное (комплекс характеристик потребностно-мотивационной сферы сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. (Попов, 1997).

На сегодняшний день представления о компонентах здоровья значительно расширились.  Выделяются компоненты здоровья:

  • Эмоциональный (понимание себя и умение выражать свои чувства);
  • Интеллектуальный (уровень знаний о своём организме);
  • Социальный (осознание себя как полезной части социума);
  • Личностный (осознание себя как реализующейся  личности);
  • Духовный (стержень, суть нашего бытия). (Фонд Сороса).

Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, можно определить его отношение к собственному здоровью принципами:

Физическое здоровье – «я могу»;

Психическое – «я хочу»;

Эмоциональное – «я умею»;

Интеллектуальное – «я знаю»;

Социальное – «я нужен»;

Духовное – «я способен»

Нравственное – «я должен».

О состоянии здоровья населения, в том числе и детей,  можно судить по целому ряду показателей:

  • Физическое развитие;
  • Заболеваемость;
  • Инвалидизация;
  • Демографические показатели.

Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов, поэтому антропометрические показатели, показатели функциональных проб достоверно показывают, как развивается детский организм. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребёнка. Для оценки физического развития используют стандарты физического развития, которые разрабатываются для конкретного региона в результате обследования большого контингента детского населения.

Заболеваемость – также очень важный показатель здоровья детского населения. Дела со здоровьем  детей дошкольного возраста обстоят неважно: это показывают обследования детей при прохождении медицинской комиссии при поступлении в школу. А ведь позже эти дети приходят в школу. Их здоровье  порой не улучшается, а порой чаще и ухудшается. Попробуем проанализировать и определить  таковы причины:

  • Неправильное питание;
  • Избыточная масса тела;
  • Нарушение осанки тела;
  • Неврозы;
  • Плохое состояние зубов;
  • Хронические заболевания носоглотки;
  • Снижение остроты зрения.

Можно ещё и ещё продолжать этот список.

Вследствие чего это происходит? Взрослые, находясь часто в депрессии из-за разрешения экономических  и личных проблем, забывают и не осознают, что здоровье детей находится прежде всего в их руках. Они же своим,  порой беспечным отношением к питанию, режиму питания, режиму дня только способствуют ухудшению и снижению показателей здоровья  собственных детей. Дети перешли на фастфудовое питание,  питание «в сухомятку». Употребление в пищу вредных продуктов: чипсов, гамбургеров, кириешек,  жареных «окорочков», кока-колы, спрайтов, промышленных йогуртов,   имеющих  неограниченный срок действия стало повседневной нормой. Дети стали употреблять мало фруктов, овощей, натуральных продуктов. В ходе бесед, анализа анкетирования выясняется, что сегодняшние дети не грызут морковки, не едят гороха с грядки. О таком овоще как репа- вообще не знают. Те продукты, которые употребляют школьники, содержат порой много нитратов и других вредных для организма веществ.

Кроме того, анализ  и наблюдения  показывают, что современные будущие мамы не игнорируют и не стараются  избавиться от вредных привычек во время ожидания ребёнка. Позже при выявлении той или иной паталогии  у ребёнка родители в недоумении, и  отвергают причину в личной причастности к этому.

На формирование здоровья оказывают влияние  целый ряд факторов. Поэтому их можно разделить на несколько групп: гигиенические, учебно-организационные, психолого-педагогические (Смирнов, 2002 г.)

  • Гигиенические факторы:

- шум, освещённость, воздушная среда;

- размер помещений, дизайн, цвет стен, стройматериалы, краска;

- размеры мебели, её размещение;

- видеоэкранные средства;

- пищеблок;

-экологическое состояние школьной территории;

- состояние сантехнического оборудования.

  • Учебно-организационные факторы:

- объём учебной нагрузки;

- расписание уроков, распределение  нагрузки по дням, неделям в учебном году;

- плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.;

- объём физической нагрузки.

  • Психолого-педагогические  факторы:

- личностные, психологические особенности учителя;

- психологический климат педагогического коллектива, характер отношений по горизонтали;

- психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок;

- стиль педагогического общения с учащимися;

- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;

- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

- особенности работы с «трудными» подростками;

- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника;

- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

- обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального  переключения;

- степень возможности инновационной деятельности учителя;

- стиль управления администрации,  характер отношений по «вертикали»;

- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;

- подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Каждый человек рано или поздно понимает, что рано или поздно понимает, что самое главное богатство- это собственное здоровье. Не лучше ли взять инициативу в свои руки и заблаговременно позаботиться о профилактике ряда заболеваний?  На помощь в этом может прийти Природа – всё, что ею создано: растения, животные, солнце, звук, запах и т.д. Ведь не смотря на достижения научно-технического прогресса, люди остаются детьми Природы.

При обучении школьников математике   наблюдения, беседы, диагностика позволили сделать вывод, что   многие  учащиеся быстро утомляются, не могут переключиться  с одного урока на другой. У многих плохая память, внимание, неудовлетворительное настроение, отсутствие желания работать.

Как учителя меня  заставило  на эту проблему посмотреть иначе. Оказались недостаточными те средства, используемые для активизации мыслительной деятельности учащихся. Как сделать так, чтобы они с радостью бежали ко мне на урок, с хорошим настроением, с «аппетитом» поглощали знания, а на выходе был высокий результат? Тот набор педагогических технологий, который я стараюсь использовать, становился не всегда эффективным. Одно из направлений моей  работы: Здоровье – великая ценность человека.

Здоровьесберегающие технологии – эффективные помощники, но надо их развивать, расширять применение. Моя деятельность стала направлена  не только на создание условий выбора и развития интересов учащихся в области математики, но формирование здорового образа жизни в гармонии с природой. Ведь не зря учащиеся прошлого выпуска в 2001году  при создании общественной организации – экологического отряда «Лотос» доверили мне, учителю математики, быть их руководителем. Это и обязывало на собственном примере доказывать преимущество  здорового образа жизни.  В связи с этим были сформулированы новые задачи:

  • Сформировать необходимые знания для дальнейшего применения на практике  с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за будущее окружающего мира;
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к гигиене,  гидротерапии, звукотерапии, фитотерапии, ароматерапии, природной косметике, к составлению математических задач по теме «Математика + экология».

Кроме того, при составлении  учебной программы по математики, а также при составлении программы воспитания учащихся необходимо соблюдать ряд принципов, которые позволяют  спланировать определённый и оздоровительный эффект:

- научность;

- гуманистичность;

- практичность;

- ориентация содержания на принципы телесного и духовного здоровья человека.

Использование на уроке систем упражнений для снятия стресса, использование различных предметов и средств оправдывают результат.

Многие годы я использую во время урока при проверке усвоения изученного материала или закреплении нового материала песок, бусы . Упражнения  с песком, водой и бусами способствуют  снятию напряжения у учащихся. Они быстрее переключаются с одного вида на другой. Однако при проведении таких упражнений надо соблюдать  строго технику безопасности. При работе с песком лаборанты в классе готовят соответствующее оборудование: коробочки с песком,  влажные салфетки для рук. Предварительно проводится инструктаж о правилах работы с песком: соблюдать осторожность, аккуратность, точность выполнения упражнений. Необходимо иметь достоверные данные об отсутствии аллергии у учащихся на пыль, песок.  Многолетняя практика же доказала, что проведение подобной работы, особенно в зимнее-весений период благоприятно влияет на состояние ребёнка. Выполняя упражнения, учащиеся мысленно перемещаются в мир раннего детства, когда они могли часами строить  и  «стряпать» пирожные, либо на морское побережье, где они строили мечту – замки из песка, мысленно перемещались из одной части света в другую. Точечный массаж рук способствует приливу крови, снятию мышечной напряжённости рук, лучшему усвоению и закреплению нового материала.  Вот некоторые примеры использования песка на уроке. Учащиеся работают пальцами рук. Фрагменты уроков.

Упражнение 1. Математика 5 класс. (Дорофеев Г.В.) Тема «Прямая. Части прямой».

  • Изобразите прямую, отметьте точку на прямой. Что точка сделала с нашей прямой? (Ответ учащихся: она разделила её на 2 части).
  • Как называются эти части прямой? (Ответ учащихся: Лучи или полупрямые).
  • Как называется  точка, принадлежащая  прямой? (Ответ учащихся: начало луча).
  • Очистите экран. (Лёгким движением песочный экран очищается).

Упражнение 2. Математика 5 класс. (Дорофеев Г.В.) Тема «Ломаная».

  • Изобразите линию. Какую линию вы изобразили? (Ответ учащихся: простую, с самопересечением, ломаную – варианты ответов).
  • Из чего состоит ломаная? (Ответ учащихся: Из звеньев).
  • Изобразите ломаную,  состоящуюся  из трёх звеньев, из 4 звеньев.
  • Очистите экран.

Упражнение 3. Алгебра 7. (Дорофеев Г.В.) Тема «Степень с натуральным показателей».

  • Запишите результат а3· а9; а7: а2; а · а9; а13: а9; (а3)9;

Упражнение 4. Геометрия 10. (Погорелов А.В.) Тема «Аксиомы стереометрии».

  • Изобразите основные фигуры стереометрии.
  • Сделайте иллюстрацию аксиом стереометрии и прокомментируйте свой рисунок.

Упражнение 5. Геометрия 11. (Погорелов А.В.) Тема «Геометрические тела».

  • Изобразите правильную призму.
  • В конусе изобразите осевое сечение.
  • Изобразите цилиндр и перечислите все сопутствующие понятия.

При проведении подобной работы первоначально планировалось использование песка  при работе с учащимися 5-9 классов. Однако же учащиеся, познакомившись заочно с подобными упражнениями,  также настояли предлагать им подобную работу. Все относятся с большим интересом. Одобрена подобная практика коллегами- учителями школ хасанского района, посещающими уроки.

Упражнения для психологической разгрузки.

  • Изобразите своё настроение.
  • Изобразите состояние своего внутреннего «Я».
  • Где бы вы сейчас хотели оказаться – изобразите это место.
  • Изобразите четырьмя  отрезками 4 треугольника.

После занятий с песком учащиеся используют влажные,  индивидуальные салфетки. Кроме того,  учащиеся при желании могут использовать в качестве «кисточки» любой предмет: ручку, карандаш, палочку.

Чтобы у учащихся появилось желание работать с большей отдачей, чтобы повысить их потенциал, очень важным является и то, с каким настроением, в каком состоянии они приходят в класс. Комфортные условия, которые созданы в школе руками педагогов, родителей и самих учащихся, играют огромную роль. На  каком месте сидят учащиеся, за каким столом работают,  всё это влияет на ребёнка.

Гигиено-санитарное состояние помещение, чистота воздуха также влияют на работоспособность учащихся. Система работы по направлению «Здоровье» как на уроках так и во внеурочной деятельности показала, что необходимо разнообразие  новых форм и методов.

Я хочу остановиться ещё на одном  направлении – это применение фитотерапии, ароматерапии как на уроках так и внеурочной деятельности.

Несколько лет учащиеся предложили на перемене ввести в практику чаепитие – фиточаи из лечебных и полезных трав. Появилось ещё одно направление здоровьсберегающих технологий, которые можно применять на уроке с пользой для самих учащихся и их родителей.  Свою работу начали с изучения таких растений, сбора и заготовки сырья.

Учащиеся изучили растения, которые могут помочь человеку. Здесь им помогали родители, бабушки, дедушки. Учащиеся занялись самообразованием: они читали, подбирали литературу, исследовали личные библиотечки, библиотеки соседей, школьную и поселковую.  Они обследовали свои садовые и приусадебные участки с целью: выяснить какие растения произрастают на их участках. Были использованы знания, полученные учащимися на уроках природоведения, биологии, географии Приморского края, на занятиях кружков «Лотос» и «Краевед» о полезных и ядовитых растениях.

На классных часах, математических минутках « Фитотерапия на службе человека» проводились беседы, выступления детей с сообщениями о полезности тех или иных трав, растений, цветов,  фруктов и ягод. Растения сушили  в домашних и школьных условиях. Хранение  сборов осуществляется в специальных контейнерах в лаборантской кабинета математики. Ежедневно перед уроками и после (если в этом имеется потребность) заваривается чай с травами, плодами.  Учащиеся с удовольствием участвуют в процессе чаепития.Родители восприняли эту затею положительно, поддержали инициативу.  Из семейных запасов выделяется мёд, варенье, сиропы для чаепития. Опыт  продолжается уже 3 года. Учащиеся после подобного чаепития на уроках более спокойные, работоспособность  их повышается. Наблюдения показали, что учащиеся во время подобного чаепития стремятся к   общению, они стали добрее, внимательнее друг к другу, открытее.  Кроме того развивается любознательность  и творчество детей. В  сменных рубриках классного уголка «ЗОЖ» и «Помоги себе сам» появляются новые заметки из журналов и газет. На переменах происходит общение между  разновозрастными группами учащихся. Это  всё способствует дружбе и соучастию  каждого  в решении личных проблем и проблем друзей, одноклассников. В условиях нашей школы, которая является социокультурным центром общения, это важно и необходимо.

Учащиеся готовят сообщения по темам «История применения лечебных растений», «Витаминосодержащие растения»:

  • «Шиповник»,
  • «Смородина»,
  • «Мята»,
  • «Крапива»,
  • «Облепиха»,
  • «Земляника»,
  • «Рябина».

«Растения, применяемые при заболевании органов дыхания»:

  • Алтей лекарственный;
  • Календула;
  • Мать-и-мачеха;
  • Чабрец.

«Аромапрофилактика заболеваний органов дыхания»:

  • Лук;
  • Чеснок;
  • Аир;
  • Хвойные растения.

«Растения, применяемые при нарушении деятельности нервной системы. Успокаивающие»:

  • Валериана лекарственная;
  • Пион уклоняющийся;
  • Мята перечная;
  • Душица обыкновенная;
  • Мелисса лимонная.

«Растения, применяемые при заболевании АД, заболевании сердечно-сосудистой  системы»:

  • Калина, арония черноплодная;
  • Боярышник кроваво-красный;
  • Шиповник.

Приготовления витаминного чая. Ритуал чаепития. В кабинете имеется набор чайных чашек, салфеток. Соблюдается техника безопасности.

Чай пьют все желающие, даже не  занимающиеся в данном кабинете. О процедуре чаепития  в России и других странах во внеурочной деятельности проведена серия классных часов в разных классах.

Древние китайцы писали: «Чай успокаивает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лени, облегчает и освежает тело и проясняет восприимчивость. Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нашу жизнь.»

Практика чаепития используется  при проведении родительских собраний, заседаний родительского комитета, индивидуальных встреч-бесед. Родители во время церемонии чаепития раскрепощаются, они более откровенны, толерантны. На многие вопросы воспитания своих детей родители находят совместные ответы, происходит обмен  советами и  опытом родительского воспитания.

Ароматерапия.

Немаловажным фактором, влияющим на здоровье учащихся, педагогов, являются комнатные растения. Растения – чудесные целители и врачеватели. В помещениях нашей  школы имеется достаточное количество растений. Они обеспечивают человека кислородом, поглощают вредные вещества и газы, задерживают вредные вещества. В помещениях растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт. Растения выделяют фитонциды, которые действуют губительно на болезнетворные микробы. К растениям по фитонцидной активности относятся хлорофитум, комнатная герань, фикусы, диффенбахия, плющи, драцены.  Кроме   чаепития выяснилось, что большое значение имеет вдыхание ароматов растений.  История применения ароматных трав, лечение запахом  были известны человеку  и применялись издавна. Для  профилактики вирусных инфекций важно изготовление фитонцидных препаратов. Вдыхая  целебные вещества, выделяемыми растениями, человек успокаивается, это важно при стрессах, неврозах, бессонницы, снижают напряжение. Однако практика показала, что огромное значение имеет пи желании  вдыхание  запахов из сбора сушёных трав: мяты, мелиссы лимонной, хвои,  цветков липы, календулы, листьев смородины, лепестков роз. Появилось новое решение: изготовление «волшебных» мешочков здоровья – саше. Важно эстетическое оформление и ткань, используемая для изготовления саше. Ткань должна быть из натуральных материалов, должно быть продумано и цветовое решение. Ткань с рисунком, содержащим весёлые сюжеты, оказывает  дополнительный  оздоравливающий эффект.   Саше также находятся в кабинете,   при желании учащиеся  используют их для вдыхания ароматов трав. Их  используют при выполнении упражнений во время минуток здоровья, физкультьминуток. Учащиеся вместе с родителями с удовольствием изготавливают личные саше для домашнего использования ароматерапии.

Самомассаж.

Самомассаж от простуды предложен доктором М.И.Уманской. Он эффективен, его могут выполнять дети под руководством учителя. Для самомассажа рекомендовано 9 активных зон. Особенно рекомендовано проведение массажа людям, подверженным острым респираторным заболеваниям, особенно в период эпидемий.

Массаж делается таким образом: 9–10 круговых движений в одну сторону в обозначенной  точке, затем 9–10 – в другую. Сила давления – 5–6 кг. Чем больше давление, тем более активна ожидаемая реакция. Минимальное давление носит обычно профилактический характер, максимальное – лечебный.

рис.1

9 активных зон:

1 зона расположена на грудине. Улучшается кровообращение и иннервация костного мозга, пищевода, бронхов, трахеи, лёгких;

2 зона связана с вилочковой железой, играющей большую роль в формировании защитных сил организма;

3 зона – место разделения сонных артерий на их наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма;

4 зона – район первых четырёх шейных позвонков, где расположен верхний симпатический узел, обеспечивающий связь с гипофизом и гипоталамусом. Район четвёртого позвонка важен для нормальной работы головного мозга;

5 зона – 7 шейных и 1 грудной позвонок (остистые отростки). Воздействие на эту зону позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием внешней среды;

6 зона – область носа и гайморовых пазух. Она  наиболее доступна для массажа. Регулярное профилактическое воздействие на эту зону стимулирует организм на выработку активных антивирусных веществ, которые мы обычно заменяем лекарствами;

7 зона – область надбровных дуг ближе к переносице (проекция лобных пазух). Массаж этой зоны улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что снимает головную боль и боли в глазах;

8 зона – расположена  у самой ушной раковины. Акупрессура обеспечивает здесь хорошее состояние некоторых отделов головного мозга, вестибулярного аппарата и органов слуха;

9 зона – место смыкания большого пальца руки с внешней поверхности ладони. Воздействие на эту зону позволяет избавиться от головной боли и насморка.

Массаж целесообразно сочетать с другими профилактическими процедурами,  в том числе и с закаливающими процедурами.

Для учащихся и родителей, занимающихся закаливанием мы рекомендуем изучать «Детку» П.Иванова (Имеется видеофильм литература).

Пожелания для учащихся от Порфирия Иванова:

  • Два раза в день  купайся в холодной природной воде, чтобы тебе стало хорошо. Купайся, в чём можешь: в озере, в речке, ванной, принимай душ, обливайся. Горячее купание завершай холодным обливанием.
  • Перед купанием и после него выйди на природу и постой босыми ногами на земле, а зимой на снегу, хотя бы 1-2 минуты.
  • Не употребляй алкоголя и не кури.
  • Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды (С пятницы 1820 часов до воскресенья 12 часов.
  • В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравится.
  • Люби  окружающую природу.
  • Хочешь иметь у себя здоровье, здоровайся со всеми.
  • Помогай людям, чем можешь, особенно  бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты обретёшь в нём друга и поможешь делу мира.
  • Победи в себе жадность, лень, самодовольство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям, люби их.
  • Освободи свою голову  от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти.
  • Мысль не отделяй от дела. Прочитал хорошо, но самое главное делай.
  • Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Босохождение.

К методам закаливания относится и босохождение. Ноги наш информационный щит. От стоп идут нервные импульсы ко всем внутренним органам. Ходьба босиком способствует постоянной стимуляции рефлекторных информационных  зон, а, следовательно, стимулирует организм.

рис.2

Тропа здоровья. «Стоп-массаж». От  стимуляции рефлекторных информационных  зон зависит работоспособность учащихся на уроке.  Для этого используются массажёрные резиновые и самодельные коврики «Тропа здоровья».

Давайте снимем обувь, господа,
Сполна тропой здоровья насладимся!
Пройдёмся вновь, как в детстве босиком!
Душой и телом здесь омолодимся!

Мы предлагаем Вам пройти вперёд!
Ведь стоп-массаж – полезное занятие.
Он разгоняет крови, лимфы-ток
И обостряет чувства и желания!

При желании учащиеся ставят ноги без обуви на личный коврик во время урока. Самодельные же тренажёры изготовили из остатков линолеума, который использовали во время ремонта.  Учащиеся изготовили аппликации «стоп» из морских камней, привезённых с морского побережья  нашего уникального моря, которое является частью мирового  Тихого океана. «Топтание» учащихся  на подобных массажёрах  способствует  улучшению кровообращения,  активизирует  мыслительную деятельность. Учащиеся становятся более внимательнее, активнее  и работоспособнее. При смене уроков у учащихся быстрее происходит адаптация, они активно включаются в учебный процесс. Кроме учащихся  некоторые учителя школы также используют подобные массажёры для снятия усталости и депрессии. Во время выполнения упражнений на данном коврике у педагогов, родителей и учащихся появлялись новые идеи усовершенствования и применения, изготовления новых «Дорожек здоровья». Данные коврики можно использовать классными руководителями на классных часах, посвящённых здоровьесбережению. В данное время педагоги и  родители  учащиеся других  классов заинтересовались данной технологией, принимают участие в изготовлении и усовершенствовании новых  стоп-массажёров.

Советы.

Гигиенический таулет носоглотки можно проводить следующим образом: дважды в день мыть с мылом передние отделы носа и полоскать горло раствором соды, соли и йода (столовая ложка соды, столько же соли и 60 капель настойки йода на литр воды).

Полезно также промывать полость носа настоем лука и сахара (3 столовых ложки воды, добавить чайную ложку сахара и настаивать смесь в течение получаса).

На Руси несколько  сот лет назад для закаливания горла использовали оригинальный способ «чепучинское сиденье». Усаживание в  «чепучину» тесную деревянную камеру, заполненную распаренными травами: ромашка, шалфей, душица, мята, мелисса и т.д. Вдыхание  горячих аэрозолей ароматических веществ оказывало антисептическое действие, укрепляло лимфоидную ткань миндалин. Затем проводилось закаливание холодом: полоскали горло холодными настоями трав постоянно снижающееся температуры. 

Кодекс здоровья.

Здоровье – не всё, но  всё без здоровья ничто!

Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.

Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.

Здоровье это наша способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

Здоровье это физическая и психическая культура нашего тела.

Здоровье это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.

Здоровье это социальная культура человека, культура человека отношений.

Здоровье это любовь и уважение к человеку: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Здоровье это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, но и отец и мать человечества.

Здоровье это твой образ жизни. Образ жизни это источник здоровья и всех бед. Всё зависит от тебя и твоего образа жизни.

Хочешь быть здоровым подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей: пользуйся всем, но и ничем не злоупотребляй.

Помни: солнце наш друг и все мы его дети, но с лучами его не шути: загорание не ложно стать сгоранием.

Ходи периодически по земле босиком- земля даёт нам силу и отводит лишнее электричество.

Бежать можно и от инфаркта и к инфаркту: размеренный и умеренный бег целебен, чрезмерный вреден.

Семья – наша опора и счастье: делай в семье всё так, чтобы каждый член семьи чувствовал нежность и зависимость друг от друга.

Помни: человечество и ты ничего не потеряешь, если расстанешься с рюмкой и сигаретой.

Будь внимательным и милосердным к детям и старикам: если можешь помоги, не проходи мимо чужого горя.

Здоровье это наш капитал: его можно увеличить, но и можно и прокутить.

Стрессов в жизни не избегай, но не ищи себе лишних: стрессы могут укреплять и тренировать, но и могут и ослаблять.

Если не хочешь быть больным, заболей здоровьем, поверь в великие целебные силы тела и нашей души свою конституцию.

Лучший доктор твоего здоровья ты сам.

Как бы ни были велики обрушивающиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнева тяжких мыслей, помните жизнь продолжается.

Не оставайтесь наедине со своими неприятностями: горе, как и счастье, надо делить с людьми.

Гнев плохой советчик и негодный метод в работе и отношениях между людьми. Вспомни совет мудрых: «Гнев орудие слабых».

Имей мужество уступать, если не прав.

Упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека.

Умей внимательно выслушать точку зрения оппонента, уважай его мнение.

Не считай свой взгляд всегда истинным, абсолютно правильным.

Не требуй от других того, на что не способен сам.

Не стремись переделать всех на свой манер: принимай людей такими, какими они есть, или вообще не имей с ними дел.

Старайся найти в каждом человеке положительное и опирайся на эти качества в отношениях с ним.

Нельзя быть совершенством во всём: каждый из нас в чём-то силён и  в чём-то слаб.

Комплекс упражнений.

Упражнения для профилактики утомления глаз.

(Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):

1. Пальминг (упражнение Бейтса).

Наложить 2 руки ладошками вверх так, чтобы первые фаланги мизинцев были соединены. Согнуть ладошки в пригорошни и наложить на глаза, опираясь на костную (не хрящевую) часть носа. Глаза должны свободно открываться под ладонями. Света не должно быть видно. Представить себе что-то бархатно-чёрное (муравья, ползущего по розе; точку не белой бумаге; чёрную букву. Если это удаётся, то глаза отдохнули.

2. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.

3. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

5. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

6. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

7. Потрите ладони друг о друга и прикройте ими закрытые глаза на 1 минуту. Откройте глаза, повторите 5-7 раз.

Упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:

1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.

2. «Физкультура сидя».Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке.

Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.

3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4 сдувается выдох.

4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.

5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.

6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной  стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».

7. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

8. Ходьба обычная. («Ходьба и движение способствуют игре и работе мысли.» Ж.Ж.Руссо)

9. Ходьба на пятках, руки на поясе.

10. Ходьба на носках, руки за головой.

11. Ходьба на наружном крае стопы,  пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

 

Используемая литература:

  1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье, Санкт-Петербург, 2000
  2. Ермакова М.В., Менделян Е.В. Организация здоровьесберегающего пространства в современной школе, Владивосток, 2005.
  3. Деннисон П.И. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей, Москва, 1993
  4. Равич Р. Копилка семейного здоровья, Москва, 1998.
  5. Сидоркина Е.А. Развиваемся и здоровеем каждый день. Иркутск, 2003.
  6.  Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников, Москва, 2004.
Категория: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin | Теги: МО учителей математики, обучение математики, математика в школе, из опыта работы учителя математики
Просмотров: 1535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ


ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ


ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2021
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru