Пятница, 19.04.2024, 00:37
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [63]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ [19]
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ » ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ

Производная
10.10.2014, 18:53
      В данном параграфе учебника достаточно традиционно вводится понятие производной, изучаются механический и геометрический смысл производной, производная суммы, разности, произведения и частного, непрерывность функции, имеющей производную. Авторы считают, что для определения производной достаточно использовать понятие предела на интуитивном уровне.
      В результате изучения данного параграфа на базовом уровне учащиеся должны знать формулы производных основных элементарных функций. Желательно, чтобы они знали и формулу производной сложной функции. При углубленном изучении математики учащиеся должны уметь доказывать все эти формулы. Производную обратной функции следует рассматривать только при углубленном изучении математики.

4.1. Понятие производной

      В данном пункте учебника рассматриваются физические задачи и задача о касательной, решение которых приводит к выполнению новой операции — дифференцированию функции. Здесь напоминаются определения приращения аргумента и приращения функции, дается определение производной функции. Надо обратить внимание учащихся на то, что производная функции, заданной на интервале, определяется в одной (внутренней) точке этого интервала, что производная функции в данной точке есть число. И только если в каждой точке интервала (a; b) производная существует, то говорят, что производная есть функция аргумента x, определенная на интервале (a; b).
      Например, функция y = | x | определена на интервале (−1; 1), она имеет производную в каждой точке интервала, кроме точки x0 = 0, поэтому функция y = | x | не имеет производной — функции, определенной на всем интервале (−1; 1). Но у нее есть производная — функция, определенная на интервале (−1; 0), а также на интервале (0; 1).
      В данном пункте с помощью определения вычисляются производные функций y = x, y = С, y = kx + b, y = x2, y = ax2 + bx + c. Теоремы о производной суммы, разности, произведения и частного будут рассмотрены только в следующем пункте, поэтому, например, при отыскании производной функции в заданиях 4.10, 4.11, 4.12 надо для вывода производной пользоваться определением производной функции или опираться на ранее доказанные факты.
      Для обучения на профильном уровне вводятся понятия односторонней производной и производной функции, определенной на отрезке [a; b].
      Решения и комментарии
      4.10. Точка движется прямолинейно по закону s = t2 − 4t.
      а)  Выразите скорость точки как функцию времени.
      б)  Вычислите скорость точки в момент времени t = 5.
      в)  В какой момент времени скорость была равна нулю?
      Решение. а) Так как (ax2 + bx + c)′ = 2ax + b, то υ  (t) = s′ (t) = (t2 − 4t)′  =
= 2t − 4.
      б)  Скорость точки в момент времени t = 5 равна υ  (5) = 2 · 5 − 4 = 6.
      в)  Скорость точки равна нулю, если 2t − 4 = 0, т. е. в момент времени t = 2.
      4.12. С помощью определения найдите производную функции у = x3.
      Решение. Пусть f (x) = x3. Для любой точки x приращение функции f равно

Δf = (x + Δx)3 − x3 = (3x2 + 3xΔx + (Δx)2) Δx.

      Поэтому Δf Δx = (3 x 2 +3xΔx+ (Δx) 2 )Δx Δx =3 x 2 +3xΔx+ (Δx) 2 . Поскольку 3x2 + 3xΔx + (Δx)2 стремится к 3x2 при Δx  →  0, то f ′ (x) = 3x2, т. е. в любой точке х имеем (x3)′  = 3x2.

4.2. Производная суммы. Производная разности

      В данном пункте учебника сначала доказана теорема о производной суммы двух функций, потом теорема о функции, заданной формулой f (x) = Au (x). В качестве следствия двух первых теорем доказана теорема о производной разности двух функций. Теорема 3 обобщает первые теоремы на случай n функций.
      Решения и комментарии
      4.19.  д)  Найдите  производную  функции  y = (x − 2)3 в  любой точке x ∈ R, используя задание 4.12.
      Решение. Пусть f (x) = (x − 2)3. Сначала запишем функцию в виде f (x) = x3 − 6x2 + 12x − 8.
      Тогда f ′ (x) = (x3)′ − (6x2)′ + (12x)′ − 8′ = 3x2 − 6 (x2)′ + 12 (x)′  − 0 =
= 3x2 − 6 · 2x + 12 · 1 = 3x2 − 12x + 12.

4.3*. Непрерывность функции, имеющей производную. Дифференциал

      В данном пункте учебника доказана теорема о непрерывности в точке функции, имеющей в этой точке производную. Для обучения на профильном уровне вводится понятие дифференциала функции. Здесь надо показать, что дифференциал функции у = х равен Δx, т. е. dх = Δx.
      Решения и комментарии
      4.26. Найдите дифференциал функции:
      а)  у = 3х + 5;   б) у = х2 + 2х + 4.
      Решение. Так как дифференциал функции f (x) в точке x есть f ′ (x) Δx, то
      а)  dу = (3х + 5)′ Δx = 3Δx;
      б)  dу = (х2 + 2х + 4)′ Δx = (2х + 2) Δx.
      4.27. а) Вычислите приближенно приращение Δy функции у = х3 − 4х2 + 2х − 10 в точке x = 1, если Δx = 0,1.
      Решение. Так как dу = (х3 − 4х2 + 2х − 10)′ Δx = (3х2 − 8х + 2) Δx, то в точке x = 1 при Δx = 0,1 находим приращение функции Δy, приближенно равное dy:

Δy ≈ (3 · 12 − 8 · 1 + 2) · 0,1 = −0,3.

4.4. Производная произведения. Производная частного

      В данном пункте учебника доказаны теоремы о производной произведения и производной частного двух функций и на примерах показано их применение.
      Решения и комментарии
      4.30. а) В любой точке х  ∈  R найдите производную функции у = (х2 + 3х) (х − 1).
      Решение. Учащиеся могут заметить, что проще всего перед нахождением производной раскрыть скобки, а затем вычислить производную:
      1)  (х2 + 3х) (х − 1) = х3 + 2х2 − 3х;
      2)  (х3 + 2х2 − 3х)′  = 3х2 + 4х − 3.
      Однако умение находить производную произведения скоро понадобится им в более сложных случаях, поэтому производную надо находить и так:

((х2 + 3х) (х − 1)) ′  = (х2 + 3х)′ (х − 1) + (х2 + 3х) (х − 1) ′  =
 =  (2х + 3) (х − 1) + (х2 + 3х) · 1 = 3х2 + 4х − 3.

      Совпадение результатов покажет, что ответ в этой задаче не зависит от способа ее решения.
      Отметим задание 4.31 на нахождение производных функций: а)  у = х4; б)  у = х5; в)  у = х6; г)  у = х7. В учебнике имеется указание: представить данную функцию в виде произведения двух функций — и приведен пример нахождения производной:
      (х4)′  = (х3 · х)′  = (х3)′  · х + х3 · (х)′  = 3х2 · х + х3 · 1 = 4х3.
      Доказательство формулы (хn)′ = nхn − 1 в следующем пункте учебника будет опираться именно на этот прием.
      4.33. и) Найдите производную функции y= − x 2 +7x−8 x 2 −7x+5 в любой точке ее области определения.
      Решение.
y′= ( − x 2 +7x−8 x 2 −7x+5 ) ′ =
= (− x 2 +7x−8)′( x 2 −7x+5)−(− x 2 +7x−8)( x 2 −7x+5)′ ( x 2 −7x+5) 2 =
= (−2x+7)( x 2 −7x+5)−(− x 2 +7x−8)(2x−7) ( x 2 −7x+5) 2 = 6x−21 ( x 2 −7x+5) 2 .
      Обратим внимание на необходимость подробной записи в подобных вычислениях, так как поспешность в «сворачивании» вычислений ухудшает результативность обучения.
      4.34. а) Вычислите значение производной функции f (x) в указанной точке х0 = 0, если f(x)= 5 x 2 +1 .
      Решение. f′(x)= ( 5 x 2 +1 ) ′ = 5′⋅( x 2 +1)−( x 2 +1)′⋅5 ( x 2 +1) 2 = −10x ( x 2 +1) 2 ; f ′ (0) = 0.
      4.36. Вычислите значение производной функции у = (х + 1)10 в точке х0 = 0.
      Решение. Так как y(x)= x 10 + C 10 1 x 9 + C 10 2 x 8 +...+ C 10 8 x 2 + C 10 9 x+1, то y′(x)=10 x 9 +9 C 10 1 x 8 +8 C 10 2 x 7 +...+2 C 10 8 x+ C 10 9 .
Тогда y′(0)= C 10 9 = C 10 1 =10 .

4.5. Производные элементарных функций

      В данном пункте доказаны формулы производных всех основных элементарных функций, изучаемых в школе.
      Доказательство формулы
( x n )′=n x n−1
для любого натурального n ≥ 2 проведено методом математической индукции (это доказательство, как и некоторые другие, необязательны при обучении на базовом уровне). Далее доказывается формула ( x −n )′=−n x −n−1 , потом с опорой на доказанное в п. 2.4 равенство lim⁡ α→0 e α −1 α =1 доказываются формула
( a x )′= a x ln⁡a
и ее частный случай ( e x )′= e x .
      Формула
( log⁡ a x)′= 1 xln⁡a
и ее частный случай (ln⁡x)′= 1 x доказываются с опорой на доказанное в п. 2.4 равенство lim⁡ t→0 ln⁡ (1+t) 1 t =1 (без использования производной обратной функции, которая изучается позже).
      Решения и комментарии
      4.41. а) Для любого х ≠ 0 найдите производную функции y= 1 x 21 .
      Решение. Для любого х ≠ 0 имеем у = х−21, поэтому y′=( x −21 )′=−21 x −22 .
      Укажите, при каких значениях х функция f (x) имеет производную, и найдите эту производную (4.44—4.49):
      4.44. а) y= 4 x 2 x ; г) f(x)= 3 x 3 x + 9 x ; ж) f(x)= lg x lg e .
      Решение. а) Для любого х имеем 4 x 2 x = ( 2 x ) 2 2 x = 2 x , поэтому функцию можно записать в виде у = 2х. Для любого х  ∈  R эта функция имеет производную y′=( 2 x )′= 2 x ln⁡2 .
      г) Для любого х имеем 3 x 3 x + 9 x = 3 x 3 x (1+ 3 x ) = 1 1+ 3 x , поэтому функцию можно записать в виде y= 1 1+ 3 x . Для любого х  ∈  R эта функция имеет производную
y′= ( 1 1+ 3 x ) ′ = 1′⋅(1+ 3 x )−1⋅(1+ 3 x )′ (1+ 3 x ) 2 = − 3 x ln⁡3 (1+ 3 x ) 2 .
      ж) Для любого х > 0 имеем lg⁡x lg⁡e =ln⁡x, поэтому функцию можно записать в виде у = ln x. Для любого x∈(0;+∞) эта функция имеет производную y′=(ln⁡x)′= 1 x .
      4.45.  г) f (x) = 5 log3х − 6 ln х + 7 lg х.
      Решение. Для любого х > 0 эта функция имеет производную f ′ (x) = (5 log3 х − 6 ln х + 7 lg х) ′  = 5 xln⁡3 − 6 x + 7 xln⁡10 .
      4.49.  а)  f (x) = cos 2002х cos 2001х + sin 2001х sin 2002х.
      Решение. Для любого х имеем
cos 2002х cos 2001х + sin 2001х sin 2002х = cos (2002х − 2001х) = cos х,
поэтому функцию можно записать в виде f (x) = cos х. Для любого х  ∈  R эта функция имеет производную f ′ (x) = (cos х) ′  = −sin х.
      4.50. Найдите значения х, при которых производная функции y= ln⁡x x :
      а) равна нулю; б) положительна; в) отрицательна.
      Решение. Для любого х > 0 эта функция имеет производную y′= ( ln⁡x x ) ′ = (ln⁡x)′⋅x−ln⁡x⋅x′ x 2 = 1 x ⋅x−ln⁡x⋅1 x 2 = 1−ln⁡x x 2 .
      а)   y′=0, если 1−ln⁡x x 2 =0, т. е. если x = e;
      б)   y′>0, если 1−ln⁡x x 2 >0, т. е. если 0 < x < e;
      в)   y′<0, если 1−ln⁡x x 2 <0, т. е. если x > e.
      4.51. Докажите справедливость равенства:
      а)  (sin 2х)′  = 2 cos 2х;  б) (52x)′  = 52x · ln 25;
      г)   (ln 17x)′= 1 x , x > 0.
      Доказательство. Эти задания выполняются с предварительными преобразованиями, которые станут не нужны после изучения производной сложной функции.
      а)  (sin 2х)′  = (2 sin х cos х)′  = 2 ((sin х)′  cos х + sin х (cos х)′ ) =
 =  2 (cos х cos х + sin х (−sin х)) = 2 (cos2 х − sin2 х) = 2 cos 2х;
      б)  (52x)′  = (25x)′  = 25x · ln 25 = 52x · ln 25;
      г)  (ln 17х)′  = (ln 17 + ln х)′  = (ln 17)′  + (ln х)′  = 0 +  1 x = 1 x , где x > 0.
      Промежуточный контроль. C—12.

4.6. Производная сложной функции

      В данном пункте учебника доказывается формула для нахождения производной сложной функции y x ′ = y u ′ ⋅ u x ′ (теорема 1). Примеры на нахождение производной не ограничиваются частным случаем, когда u (x) = kx + l. В теореме 2 для любого х > 0 и любого α ≠ 0 доказана формула

(xα)′ = αxα − 1.

      В примере 6 показано, как для любого х ≠ 0 надо находить производную функции y= x 2 5 . Обратим внимание, что здесь необходимо рассматривать два случая: х > 0 и х < 0.
      Для большей наглядности применения теоремы о производной сложной функции полезно, следуя учебнику, явно использовать замену. Рассмотрим более простые способы решения рассмотренных ранее заданий.
      4.51. Докажите справедливость равенства:
      а)  (sin 2х)′ = 2 cos 2х;
      б)  (52x)′ = 52x · ln 25;
      г)   (ln⁡17x)′= 1 x , x > 0.
      Доказательство.  а)  (sin 2х)′ = (sin u)′ = cos u · u′ = cos 2х · (2х)′ =
= 2 cos 2х, где u = 2x.
      б)  (52x)′ = (5u)′ = (5u) · ln 5 · u′ = 52x · ln 5 (2х)′ =
= 52x · 2 ln 5 = 52x · ln 52 = 52x · ln 25, где u = 2x.
      г)   (ln⁡17x)′= 1 u ⋅u′= 1 17x ⋅(17x)′= 1 17x ⋅17= 1 x , где u = 17x, x > 0.
      Решения и комментарии
      Укажите, при каких значениях x функция y = f (x) имеет производную, и найдите эту производную, если (4.54—4.56):
      4.54. а)   y= e x 3 ;   е)  y = 9cos x.
      Решение. а) Для любого x  ∈  R функция имеет производную y x ′ =( e u )′= e u ⋅u′= e x 3 ⋅( x 3 )′=3 x 2 e x 3 , где u = x3.
      е)  Для любого x  ∈  R функция имеет производную

y x ′ =( 9 u )′= 9 u ⋅ln⁡9⋅u′= 9 cos⁡x ⋅ln⁡9⋅(cos x)′=− 9 cos⁡x ⋅ln⁡9 sin⁡x,

где u = cos x.
       4.56.  а)  у = (cos x)4 − (sin x)4;  б)  у = 4 cos 17x cos 13x.
      Решение. а) Для любого x  ∈  R функцию у = (cos x)4 − (sin x)4 можно записать в виде у = cos 2x, поэтому для любого x  ∈  R функция имеет производную

yx′ = (cos u)′  = −sin u · u ′  = −sin 2x · (2x)′  = −2 sin 2x,
где u = 2x.
      б)  Для любого x  ∈  R функцию у = 4 cos 17x cos 13x можно записать в виде у = 2 (cos 30x + cos 4x), поэтому для любого x  ∈  R функция имеет производную

y x ′ = 2 (cos u + cos υ )′  = 2 ((cos u)′ + (cos υ )′ ) =
 = 2 (−sin u · u′  − sin υ · υ ′ ) = 2 (−sin 30x (30x)′  − sin 4x · (4x)′ ) =
= 2 (−30 sin 30x − 4sin 4x) = −60 sin 30x − 8 sin 4x,

где u = 30x, υ  = 4x.
      4.68. Для любого x > 0 найдите производную функции:
      а)  у = xx;  б)  у = xsin x.
      Решение. а) Для любого x > 0 функцию у = xx можно записать в виде у = ex ln x, поэтому для любого x∈(0;+∞) эта функция имеет производную
y x ′ =( e u )′= e u ⋅u′= e xln⁡x ⋅(xln⁡x)′=
= x x ⋅(x′ln⁡x+x(ln⁡x)′)= x x ( ln⁡x+x⋅ 1 x )= x x ⋅(ln⁡x+1),
где u = x ln x.
      б) Для любого x > 0 функцию у = xsin x можно записать в виде у = esin x ln x, поэтому для любого x∈(0;+∞) эта функция имеет производную
y x ′ =( e u )′= e u ⋅u′= e sin⁡xln⁡x ⋅(sin⁡xln⁡x)′=
= x sin⁡x ⋅((sin⁡x)′ln⁡x+sin⁡x(ln⁡x)′)=
= x sin⁡x ⋅( cos⁡xln⁡x+ 1 x sin⁡x ),
где u = sin x ln x.
      4.69. Докажите, что графики функций f (x) = ex и φ (x) = xe, x > 0 в точке с абсциссой x = e имеют общую касательную.
      Доказательство. Так как f (e) = ee = φ (e), то точки графиков данных функций с абсциссой x = e совпадают. Так как  f ′ (x) = (ex)′ = ex,  f ′ (e) = ee; φ′ (x) = (xe)′ = exe − 1, φ′ (e) = eee − 1 = ee, то угловые коэффициенты касательных к графикам функций f (x) и φ (x) в точке с абсциссой x = e также совпадают. Это означает, что графики функций f (x) = ex и φ (x) = xe, x > 0 в точке с абсциссой x = e имеют общую касательную, что и требовалось доказать.
      Промежуточный контроль. C—13, C—14.

4.7*.  Производная обратной функции

      В данном пункте учебника доказывается формула для нахождения производной обратной функции. В качестве примеров применения этой формулы находятся производные обратных тригонометрических функций.
      Отметим, что для нахождения производной обратной функции надо обратную функцию записывать в виде x = φ (y), а не в виде y = φ (x).
      Решения и комментарии
      4.71. Вычислите производную функции у = f (x), используя производную обратной к ней функции x = φ (у):
      а)   y= x , x∈(0;+∞) и x = у2, y∈(0;+∞) ;
      в)  у = ln x, x∈(0;+∞) и x = ey, у  ∈  R.
      Решение. В этом задании мы получаем новым методом уже известные формулы дифференцирования. В п. 4.7 учебника доказано, что если функции у = f (x) и x = φ (y) взаимно обратные, то f′(x)= 1 φ′(y) , где f ′ (x) — производная по x от f (x), а φ′ (y) — производная по y от φ (y).
      а)  Функции f(x)= x , x∈(0;+∞) и φ (y) = y2, y∈(0;+∞) взаимно обратные, поэтому ( x ) x ′ = 1 ( y 2 ) y ′ = 1 2y = 1 2 x .
      в)  Функции f (x) = ln x, x∈(0;+∞) и φ (y) = ey, у  ∈  R взаимно обратные, поэтому (ln⁡x)′= 1 ( e y ) y ′ = 1 e y = 1 x .
      Промежуточный контроль. К—2.
Категория: ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ | Добавил: admin | Теги: МО учителей математики, обучение математики, математика в школе, из опыта работы учителя математики
Просмотров: 3522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru