Четверг, 25.04.2024, 15:12
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
10 КЛАСС [78]
11 КЛАСС [65]
Главная » Файлы » ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА » 10 КЛАСС

Корень степени n из натурального числа
26.10.2014, 12:18
     В данном пункте имеется утверждение: «Арифметический корень степени n(n ≥ 2) из натурального числа может быть или натуральным числом, или иррациональным числом». В учебнике сказано, что доказательство этого утверждения при любом n ≥ 2 аналогично доказательству для п = 2.
      Приведем доказательство иррациональности числа 2 3 (задание 3.102а).
      Предположим, что число 2 3  — рациональное, т. е. предположим, что существует несократимая дробь p q , такая, что справедливо равенство 2 3 = p q , где p∈  N, q∈  N. Тогда справедливо равенство
2q3 = p3.     (1)

      Так как левая часть равенства (1) делится на 2, то и правая часть равенства, т. е. p3, делится на 2.
      Число р при делении на 2 может иметь два остатка: 1 или 0.
      В первом случае р = 2n + 1, где n = 0, 1, 2, ..., тогда равенство 2q3 = 8n3 + 12n2 + 6n + 1 не выполняется ни при каком натуральном q, так как левая его часть делится на 2, а правая — нет. Значит, число р при делении на 2 не может иметь остаток 1.
      Во втором случае р = 2п, где n∈  N, тогда 4n3 = q3. Аналогично показывается, что число q при делении на 2 не может иметь остаток 1, и оно делится на 2.
      Следовательно, каждое из чисел р и q делится на 2. Получилось противоречие с предположением, что число 2 3 = p q , где дробь p q несократимая. Следовательно, предположение неверно, а верно утверждение, что число 2 3  — иррациональное.
      Заметим, что доказательство иррациональности числа 29 3 тем же способом окажется громоздким, так как потребуется рассмотреть не 2 случая, как в предыдущем задании, а 29. Поэтому приведем другой способ доказательства иррациональности корней степени п из натуральных чисел, не являющихся n-й степенью натурального числа.
      Теорема. Если натуральное число m не является n-й степенью ( n∈  N, n≥2 ) какого-либо натурального числа, то m n  — иррациональное число.
      Доказательство. Предположим противное, т. е. предположим, что m n  — число рациональное. Это означает, что существует несократимая дробь p q ( p∈  N, q∈  N), такая, что m n = p q . Но тогда справедливо равенство
q n m= p n .     (2)

      Левая часть равенства (2) делится на q, поэтому и правая часть делится на q, т. е. число рn делится на q.
      Если р = 1, то рn = 1 и рn делится на q, только если q = 1, но тогда из равенства (2) следует, что m = 1, что противоречит условию теоремы.
      Если р > 1, то по основной теореме арифметики число р разлагается на простые множители:
p= p 1 α 1 p 2 α 2 ... p k α k ,     (3)

где p1, p2, ..., pk — различные простые числа, α1, α2, ..., αk — натуральные числа.
      Если число q имеет делитель d и d — простое число, то так как дробь p q несократимая, то среди чисел р1, р2, ..., pk нет числа d. Из равенства (3) следует равенство
p n = p 1 n α 1 p 2 n α 2 ... p k n α k .     (4)

      По основной теореме арифметики разложение каждого натурального числа на простые множители единственно. Поэтому правая часть равенства (4) есть (единственное) разложение числа рn на простые множители. Так как среди чисел р1, р2, ..., pk нет числа d, то рn не делится на d, а значит, не делится и на q, имеющие простой делитель d.
      Отсюда следует, что так как pn делится на q, то число q может быть только равно 1. Тогда из равенства (2) следует, что т = рn, а это противоречит условию, что m не является n-й степенью какого-либо натурального числа.
      Полученное противоречие означает, что сделанное предположение неверно, т. е. m n  — иррациональное число.
Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: советы по преподаванию алгебры в 10, Методика преподавания математики в, поурочное планирование алгебры в 10, Уроки математики
Просмотров: 1181 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru