Вторник, 23.04.2024, 17:13
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
10 КЛАСС [78]
11 КЛАСС [65]
Главная » Файлы » ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА » 10 КЛАСС

Простейшие тригонометрические уравнения
26.10.2014, 10:49
      В данном пункте введены понятия основных тригонометрических функций ( y=sin x,  y=cos x,  y=tg x,  y=ctg x ) и простейшего тригонометрического уравнения, понятие серии решений, получены формулы для решения простейших тригонометрических уравнений sin x=a,  cos x=a,  tg x=a,  ctg x=a , приведены примеры применения этих формул.
      Упражнения к данному пункту учащиеся уже решали ранее, но с другой постановкой задания, например: «Укажите все углы α , для которых справедливо равенство sin α=1 », теперь же требуется решить уравнение sin x=1 .
      Обратим внимание на то, что в учебнике не ставится цель сразу написать общую формулу решений уравнения sin x=a ( | a |≤1 )  в виде x= ( −1 ) k arcsin a+πk,  k∈  Z. Практика показывает, что раннее введение такой записи без должного понимания учащимися ее смысла, без объяснения «скрытого» в ней периода 2π  приводит к механическому использованию этой записи с характерной ошибкой: ( −1 ) k arcsin a+2πk,  k∈  Z.
      Учитывая, что для многих заданий вполне достаточно давать ответ в виде двух серий решений, на первых порах можно не требовать от учащихся (особенно от слабых) записи ответа в сокращенном виде. А чтобы предупредить указанную выше ошибку, надо обязательно показать учащимся, что при k=2n  или k=2n+1,  n∈  Z, ответ будет иметь вид arcsin a+2πn,  n∈  Z, или π−arcsin a+2πn,  n∈  Z, соответственно.
      Можно посоветовать учащимся не решать простейшее уравнение sin x=a  по общим формулам в случаях a=0,  a=1,  a=−1 , мотивируя совет тем, что, например, общая формула для решений уравнения sin x=1  дает повторяющиеся решения. Если ответ записать в виде ( −1 ) k π 2 +πk,  k∈  Z, то, давая k значения 0, 1, 2, 3, ..., получим решения π 2 ,   π 2 ,   5π 2 ,   5π 2 ,  …  соответственно. Такие же повторы корней дают общие формулы для решений уравнений sin x=−1 , cos x=−1 .
      Учащиеся, как правило, хорошо справляются с предлагаемыми заданиями, но учителю необходимо проследить, чтобы этот начальный этап обучения решению тригонометрических уравнений был освоен каждым учащимся. Проконтролировать умения учащихся решать простейшие тригонометрические уравнения можно с помощью самостоятельной работы С—39 из дидактических материалов.

      Решения и комментарии

      11.6. Решите уравнение: а)  sin x= 5 4 ; б)  cos x=− π 4 .
      Решение. а) Так как 5 4 >1 , a sin x≤1  для каждого x∈  R, то уравнение sin x= 5 4  не имеет решений.
      б) Так как −1≤− π 4 ≤1 , то уравнение cos x=− π 4  имеет две серии решений: x n =arccos ( − π 4 )+πn,  n∈  Z; x k =arccos ( − π 4 )+πk,  k∈  Z. Две серии решений x n   и x k   можно объединить в одну: x m =±arccos ( − π 4 )+πm,  m∈  Z.
      Заметим, что серии решений x n  и x k  можно выразить, употребляя одну букву, что часто делается для краткости ответов в учебнике. Использовать же формулу arccos ( −a )=π−arccos a  на первых порах нецелесообразно. Это только усложнит запись ответа.
      11.7. При каких значениях а имеет хотя бы одно решение уравнение:
      а)   sin x=a ;    б)   cos x=a ;    в)   tg x=a ;    г)   ctg x=a ?
      Решение. а) Уравнение sin x=a  имеет хотя бы одно решение при каждом a∈[ −1; 1 ] .
      б) Уравнение cos x=a  имеет хотя бы одно решение при каждом a∈[ −1; 1 ] .
      в) Уравнение tg x=a  имеет хотя бы одно решение при каждом a∈  R.
      г) Уравнение ctg x=a  имеет хотя бы одно решение при каждом a∈  R.

      Промежуточный контроль. С—39.
Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: советы по преподаванию алгебры в 10, Методика преподавания математики в, поурочное планирование алгебры в 10, Уроки математики
Просмотров: 1293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru