Суббота, 20.04.2024, 09:11
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
10 КЛАСС [78]
11 КЛАСС [65]
Главная » Файлы » ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА » 11 КЛАСС

Возрастание и убывание функции
27.10.2014, 09:03
      Цель изучения параграфа — обучение применению достаточных условий возрастания и убывания к нахождению промежутков монотонности функции.
      В общеобразовательных классах достаточное условие возрастания (убывания) функции (теорема 2) вводится без доказательства. Однако после повторения определений возрастающей и убывающей на некоторых промежутках функции учащиеся по виду графика функции должны научиться выявлять промежутки ее возрастания и убывания. Так, например, по графику функции у = f (x), представленному на рисунке 21, учащиеся должны определить, что функция возрастает на промежутках х < 0 и х ≥ 2, убывает на отрезке 0 ≤ х ≤ 1.


      Учащимся профильных классов при наличии времени можно предложить доказательство факта возрастания функции f(x)=x+ 1 x на интервале х > 1, используя определение возрастающей функции (впоследствии этот факт можно доказать с привлечением понятия производной и учащиеся смогут оценить достоинства аппарата математического анализа при исследовании функции).
    

      Пусть х2 > х1 > 1, тогда f( x 2 )−f( x 1 )= x 2 + 1 x 2 −( x 1 + 1 x 1 )=
=( x 2 − x 1 )−( 1 x 1 − 1 x 2 )=( x 2 − x 1 )− x 2 − x 1 x 1 x 2 =
=( x 2 − x 1 )( 1− 1 x 1 x 2 )>0, так как х2 − х1 > 0 (по предположению х2 > х1), а  х1х2 > 1 (по условию х1 > 1 и х2 > 1), откуда 0< 1 x 1 x 2 <1, и значит, 1− 1 x 1 x 2 >0.

      Пояснение смысла теоремы Лагранжа можно сопровождать рассуждениями о движении «сверху вниз» прямой т (рис. 22), параллельной секущей АВ и не имеющей общих точек с частью графика дифференцируемой на отрезке [а; b] функции f (x). При перемещении такой прямой m в направлении к секущей АВ фиксируется первая общая с рассматриваемой частью графика функции точка (на рисунке это точка С) и положение прямой l0, проходящей через эту точку. Из рисунка видно, что точка С (с абсциссой с) — точка касания прямой l0 с графиком функции y = f (x). Если α — угол, который образует секущая АВ с осью Ох, и соответственно угол между касательной l0 и осью Ох, то согласно геометрическому смыслу производной f ′ (c)=tg α= f(b)−f(a) b−a . Таким образом, если функция f (x) непрерывна на [а; b] и дифференцируема на интервале (a; b), то на этом интервале существует точка с, такая, что f ′ (c)= f(b)−f(a) b−a , откуда f (b) − f (a) = f ′ (c) (b − а).


      Предполагается, что учащимся общеобразовательных классов понятие достаточности условия должно быть понятно на интуитивно-бытовом уровне (например, для покупки карандаша стоимостью три рубля пяти рублей достаточно, а двух рублей недостаточно). Учащиеся должны, к примеру, понимать, что для утверждения того факта, что на интервале (а; b) дифференцируемая на этом интервале функция f (x) возрастает, достаточно (вполне достаточно) показать, что f ′ (x) > 0 на (а; b).
      Таким образом, учащиеся общеобразовательных классов должны осознавать, что условия, без выполнения которых утверждение А заведомо не может быть верным, называют необходимыми условиями, а условия, при выполнении которых утверждение А заведомо верно, называют достаточными условиями.
      Теоретический материал параграфа и задачу 1 желательно разобрать на одном уроке, а оставшееся время посвятить практическому использованию теоремы 2 и аналогичной ей для случая убывания функции.

      В результате изучения параграфа все учащиеся должны уметь находить по графику и с помощью производной промежутки возрастания и убывания функции в упражнениях типа 2; учащиеся профильных классов — в упражнениях типа 3—5.

Решение упражнений

      6.  1)  у = х3 − ах, у′ = 3х2 − а. Если а < 0, то у′ > 0 при всех x  ∈  R, и поэтому функция возрастает на R. Если а = 0, то функция у = х3 возрастает на R (хотя f ′ (0) = 0). Пусть а > 0, тогда у′ меняет знак при переходе через точки x=± 3a 3 , и поэтому функция не является возрастающей на всей числовой прямой. Ответ. При а ≤ 0.
      2)  у = ах − sin x, y′ = a − cos x. Если а > 1, то y′ > 0 на R, и поэтому функция возрастает на R. Если а < 1, то у′ меняет знак, и поэтому функция не является возрастающей на всей числовой прямой. При а = 1 функция также является возрастающей на R. Чтобы доказать это, нужно воспользоваться неравенством | sin х2 − sin х1 | < | х2 − х1 | = х2 − x1, при х2 > х1. Ответ. При а ≥ 1.
      7.   y ′ = −2x+1 2 6+x− x 2 ; y′ > 0, если { 6+x− x 2 >0, −2x+1>0, т. е. при x∈[ −2; 1 2 ]; y′ < 0, если { 6+x− x 2 >0, −2x+1<0, т. е. при x∈[ 1 2 ;3 ] .
      8.  1)  Пусть φ (x) = ln (1 + х) − х. Эта функция дифференцируема при всех x > 0, причем φ ′ (x) = 1 1+x −1<0 при х > 0. Функция φ (x) непрерывна в точке x = 0, поэтому функция φ (x) убывает при x ≥ 0. Так как φ (0) = 0, то при х > 0 справедливо неравенство φ (x) < φ (0), т. е. ln (1 + х) − х < 0, откуда ln (1 + x) < х.
Категория: 11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: Методика преподавания математики в, Уроки математики, советы по преподаванию алгебры в 11, поурочное планирование алгебры в 11
Просмотров: 1132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru