Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не
рассчитывай на помощь,
Помни: всё в твоих руках.
Юстас Палецкис
Две стихии господствуют в математике — числа и фигуры с
их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Задача — это почти всегда
поиск, раскрытие каких-то свойств и отношений, а средства ее решения — это
интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики. Эти же качества
человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто
регулярно отдает часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видом
которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с
интригующим содержанием.
В этом разделе сайта отдано предпочтение стихии чисел. Такая
одноплановость состава задач не уменьшает ни удовольствия, ни пользы от
самостоятельного поиска их решения и даже от ознакомления с решениями,
приведенными в книге: какое-либо из них может оказаться более изящным, чем
свое.
Само возникновение понятия числа — одно из гениальнейших
проявлений человеческого разума. Действительно, числа не только что-то
измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют,
играют, делают умозаключения, выводы.
Самые древние по происхождению числа — натуральные.
«Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных
и разного рода особых специальных чисел.
Внутренняя красота разнообразных свойств первых обитателей
этого океана — вещественных чисел — привлекла к ним внимание авторов
предлагаемых умственно-гимнастических упражнений. Искомое тут почти всегда
число или какое-либо свойство чисел определенного вида. Некоторое пристрастие
авторов к большим числам вполне созвучно космической эре цивилизации. Работа с
такими числами потребует обращения к справочникам, таблицам и калькуляторам, а этот
навык необходим в наше время каждому.
Некоторые из предлагаемых авторами задач близки по форме
и содержанию задачам школьных учебников. Другие — по трудности — на ступеньку
выше, оставаясь все же в границах доступности для учащихся VIII—X классов и всех,
окончивших школу. Но те и другие задачи нацелены на проникновение разумом в
удивительный мир чисел, на раскопку его богатств, на возбуждение
математической любознательности и собственной инициативы. Упражняйтесь!
|