Встань! Бросил камень в чашу тьмы Восток!
В путь, караваны звезд! Мрак изнемог…
И ловит башню гордую султана
Охотник-Солнце в огненный силок.
Для большинства из нас имя Омара Хайяма
неразрывно связано с его исполненными иронии четверостишиями «Рубай», а
конкретнее — с их изящным переводом на английский, сделанным Эдвардом
Фитцджеральдом. Однако историки математики полагают, что у Хайяма есть
еще больше оснований для притязаний на славу. Он занимает видное место
среди персидских и арабских математиков, подобравших брошенный греками
факел и продолживших развитие новой математики после того, как знание в
Западной Европе погрузилось в темные века, а ученые доказательству
теорем предпочли теологические споры.
К числу великих достижений Хайяма
относится решение кубических уравнений, выполненное в рамках почтенных
методов греческой геометрии. Его методы по необходимости вышли за рамки
циркуля и линейки, которыми молчаливо ограничивалась геометрия Эвклида,
поскольку эти средства просто не пригодны для решения данной задачи —
обстоятельство, о котором греки сильно подозревали, но не могли доказать
из-за отсутствия необходимого подхода, лежащего в сфере алгебры, а не
геометрии. Впрочем, методы Хайяма выходят за рамки циркуля и линейки не
слишком сильно. Он использовал специальные кривые, называемые
«коническими сечениями» — по той причине, что их можно построить,
пересекая конус плоскостью.
Народная мудрость, касающаяся правил
написания научно-популярной литературы, гласит: каждая формула уменьшает
продажи книги вдвое. Если так, то это очень плохая новость, потому что
понять основные мотивы в данной книге никак не получится, не взглянув на
несколько уравнений. Следующая глава, например, посвящена открытиям,
сделанным математиками эпохи Возрождения, — открытиям формул для решения
любого кубического уравнения или уравнения четвертой степени. Я могу
обойтись без формулы для решения уравнений четвертой степени, но вот
взглянуть на формулу для кубического уравнения нам так или иначе
придется. В противном случае мы вынуждены будем ограничиться словами
типа «умножаем некоторые числа на некоторые другие числа и к этому
прибавляем некоторые третьи числа, а потом извлекаем квадратный корень,
затем прибавляем другое число и из того, что получилось, извлекаем
кубический корень; далее делаем то же самое снова, но со слегка другими
числами; в конце концов складываем два результата. А, забыл! — иногда
еще надо будет делить».
Некоторые авторы бросили вызов этой народной мудрости и даже написали книги про
уравнения. Видимо, они следуют известному совету из области
шоу-бизнеса: «Если у вас деревянная нога, помашите ею». Так вот, в
некотором смысле эта книга — об уравнениях; но подобно тому, как можно
написать книгу о горах, не требуя при этом, чтобы читатели взбирались на
гору, также можно написать книгу об уравнениях, не требуя, чтобы
читатели их решали. Тем не менее читатели книги о горах вряд ли поймут
ее, если никогда не видели гор, так что для нас и в самом деле будет
полезным взглянуть на специально отобранные уравнения.
Основное соглашение, которое я предлагаю
заключить, тенденциозно перекошено в пользу читателя: ключевым словом
будет «показать». Я хочу, чтобы вы посмотрели на уравнения. Ничего делать
с ними не требуется. По мере необходимости я буду разбирать уравнения
на части и объяснять, какие их свойства существенны для нашего рассказа.
Я никогда не буду просить вас решить уравнение или произвести с ним
какие-либо вычисления. И я всерьез постараюсь избегать их появления —
настолько, насколько это возможно.
На самом деле после знакомства с ними
уравнения оказываются довольно дружелюбными созданиями — ясными,
четкими, иногда даже прекрасными. Тайная истина об уравнениях состоит в
том, что они представляют собой простой, ясный язык для описания целого
ряда «рецептов» по вычислению разных вещей. Когда я буду в состоянии
выразить такой рецепт словами или просто дать вам общее представление о
том, что происходит, не вдаваясь в несущественные детали, я так и буду
делать. В редких случаях, тем не менее, использование слов становится
столь громоздким, что нам придется прибегнуть к символам и специальным
обозначениям.
В этой книге имеются три важных типа обозначений, и два из них я упомяну прямо сейчас. Одно — это наш дружище x, то есть «неизвестное». Этот символ обозначает число, которое мы еще не знаем, но значение которого отчаянно пытаемся найти.
Обозначения второго типа — это числа, набранные более мелким шрифтом и слегка приподнятые над строкой — такие как 2, 3 или же 4. Они говорят, что некоторое другое число надо умножить само на себя указанное число раз. Так, 53 означает 5×5×5, что равно 125, а x2 означает x×x, где x
— наш символ для неизвестного числа. Читаются они как «квадрат», «куб»,
«четвертая степень» и так далее, а все вместе они называются степенями соответствующего числа.
Не имею ни малейшего понятия почему. Просто надо же их как-то называть.
Или вавилонский метод решения квадратных
уравнений достался древним грекам по наследству, или же они его открыли
заново. Герон, живший в Александрии где-то между 100 годом до и 100
годом от Р.Х., обсуждал типичные задачи «вавилонского» стиля, используя
греческую терминологию. Около 100 года Никомах — вероятно, аравитянин из
Иудеи — написал книгу под названием Introductio Arithmetica, в
которой он отошел от греческой традиции представлять числа
геометрическими величинами типа отрезков и площадей. Для Никомаха числа
были самостоятельными величинами, а не длинами отрезков. Никомах был
пифагорейцем, и это видно из его работы: он имеет дело только с целыми
числами и их отношениями и не использует символьных обозначений. Его
книга стала стандартным учебником по арифметике на последующее
тысячелетие.
Символьные обозначения вошли в алгебру в работах греческого математика Диофанта примерно около 500 года. Единственное, что мы знаем о Диофанте, — это возраст,
в котором он умер, да и эти сведения дошли до нас способом, вызывающим
сомнения в аутентичности. Греческий сборник задач по алгебре содержит
одну следующего содержания: «Диофант провел шестую часть своей жизни
мальчиком. Борода его стала расти спустя еще одну двенадцатую часть. Он
женился одну седьмую спустя, а его сын родился через пять лет. Сын дожил
до половины возраста своего отца, а отец умер через четыре года после
сына. Сколько лет было Диофанту, когда он умер?»
Используя методы, подразумевавшиеся этим
древним алгебраистом, или же способы более современные, можно
вычислить, что ему должно было быть 84 года. Неплохой возраст, если,
конечно, задача основана на реальных фактах, что, впрочем, не очевидно.
Это все, что мы знаем о его жизни. Но из
позднейших списков и ссылок на них в других документах мы знаем
довольно много о его книгах. Он написал одну книгу о многоугольных
числах, и часть ее сохранилась. Она организована в эвклидовом стиле,
теоремы доказываются на основе логических аргументов, и в целом
математическое значение книги невелико. Намного важнее тринадцать книг
написанной им Arithmetica. Шесть из них сохранились до наших дней
благодаря сделанной в тринадцатом столетии греческой копии с более
раннего экземпляра. Еще четыре могли всплыть благодаря рукописи,
найденной в Иране, но не все исследователи сходятся в том, что она
восходит к Диофанту.
Arithmetica представлена как ряд
задач. В предисловии Диофант сообщает, что написал ее в качестве
задачника для своих учеников. Он использовал специальный символ для
неизвестного, а также отдельные символы для его квадрата и куба;
кажется, что это сокращения слов dynamis (мощь, сила) и kybos
(куб). Обозначения структурированы не очень хорошо. Сложение у Диофанта
записывается просто как размещение символов друг за другом (мы теперь
делаем так для умножения), но он использует специальный символ для
вычитания. Есть и символ для равенства, хотя он и мог быть введен
позднейшим переписчиком.
В основном Arithmetica посвящена
решению уравнений. В первой из сохранившихся книг обсуждаются линейные
уравнения; в остальных пяти рассматриваются различные виды квадратных
уравнений, часто для нескольких неизвестных, а также некоторые
специальные кубические уравнения. Характерная особенность состоит в том,
что ответы всегда являются целыми или рациональными числами. Сегодня мы
называем уравнение диофантовым, если его решения ограничены целыми или
рациональными числами. Вот типичный пример из Arithmetica: «Найти
такие три числа, что их сумма, а также сумма любых двух из них является
полным квадратом». Попробуйте решить — это вовсе не просто. Ответ
Диофанта: 41, 80 и 320. Сумма всех трех равна 441 = 212. Попарные суммы равны 41 + 80 = 121 = 112, 41 + 320 = 361 = 192 и 80 + 320 = 400 = 202. Неплохо придумано.
В современной теории чисел диофантовы
уравнения занимают центральное место. Знаменитый пример — «последняя
теорема» Ферма, которая утверждает, что два полных куба (или две степени
с более высоким показателем) в сумме не могут дать ту же степень. С
квадратами такое делается совсем просто и восходит к Пифагору, например,
32 + 42 = 52 или 52 + 122 = 132.
Но с кубами, четвертыми степенями, пятыми или любыми высшими степенями
такое сделать не удается. Примерно в 1650 году Пьер де Ферма небрежно
набросал эту гипотезу (без доказательства — несмотря на фигурирующее в
названии его имя, он этой теоремы не доказал) на полях своего личного
экземпляра Arithmetica. Понадобилось почти 350 лет, пока Эндрю
Уайлс — специалист по теории чисел, родившийся в Британии, а ныне
живущий в Америке, — доказал, что Ферма был прав.
Историческая традиция в математике иногда оказывается очень долгой.
Алгебра реально появилась на
математической сцене в 830 году, когда основное действие переместилось
из греческого мира в арабский. В тот год астроном Мохаммед ибн Муса
аль-Хваризми написал книгу, озаглавленную «Аль-Джабр в'аль Мукабала», что переводится примерно как «восстановление и упрощение»[10]. Слова эти относятся к стандартным способам
обращаться с уравнениями для приведения их к виду, удобному для решения.
Из «аль-джабр» происходит современное слово «алгебра». Первый латинский
перевод двенадцатого столетия появился под заглавием Ludus Algebrae et Almucgrabalaeque.
Книга аль-Хваризми несет на себе следы
влияния предшественников — вавилонян и греков, а также основывается на
идеях, появившихся около 600 года у Брахмагупты в Индии. Там
объясняется, как решать линейные и квадратные уравнения.
Непосредственные последователи аль-Хваризми поняли, как решать и
некоторые специальные виды кубических уравнений. К числу этих
последователей принадлежали Сабит ибн Корра — врач, астроном и философ,
который жил в Багдаде и был при этом язычником, — а также египтянин по
имени аль-Хасан ибн аль-Хайсам, которого в позднейшей западной
литературе, как правило, называют Альхазен. Но более всех знаменит Омар
Хайям.
Полное имя Омара было Гияс аль-Дин
Абу'ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Нишапури аль-Хайями. Слово «аль-Хайями»
буквально переводится как «палаточник», что, по мнению ряда ученых,
должно указывать на род занятий его отца Ибрахима. Омар родился в Персии
в 1047 году и провел большую часть своей деятельной жизни в Нишапуре.
Теперь этот город можно найти на карте рядом с городом Мешхед в
провинции Хоросан на северо-востоке Ирана, вблизи границы с
Туркменистаном.
Легенда гласит, что в молодости Омар
ушел из дома изучать ислам и Коран под руководством прославленного
религиозного деятеля Имама Моваффака, жившего в Нишапуре. Там он свел
дружбу с двумя другими учениками — Хасаном Сабахом и Низамом
аль-Мульком. Друзья поклялись, что если кто-то из них станет богатым и
знаменитым — что вполне могло случиться с теми, кто обучался у
Моваффака, — то он поделится своим богатством и властью с двумя другими.
Юноши закончили обучение. Год проходил
за годом; соглашение оставалось в силе. Низам отправился в Кабул. Омар,
не обладавший серьезными политическими амбициями, провел некоторое время
в качестве палаточника (другое возможное объяснение его имени
аль-Хайями). Страстью его стали науки и математика, и он отдавал им
большую часть своего свободного времени. Затем вернулся Низам, который
добился для себя должности в правительстве и стал управляющим делами
султана Альп Арслана в его резиденции в Нишапуре.
Поскольку Низам достиг богатства и
славы, Омар и Хасан напомнили ему о клятве. Низам испросил у султана
дозволения помочь своим друзьям и, когда оно было получено, исполнил
клятву. Хасан получил хорошо оплачиваемую работу в правительстве, но
Омар пожелал просто продолжать свои научные занятия в Нишапуре, где он
мог бы возносить молитвы за здоровье и благополучие Низама. Старый
школьный друг организовал для Омара правительственное жалованье, дабы
тот мог посвящать свое время занятиям. На том и порешили.
Хасан позднее попытался подсидеть
вышестоящего чиновника и лишился своей синекуры, а Омар тихо и спокойно
жил как прежде и даже получил назначение в комиссию по реформированию
календаря. Персидский календарь основывался на движении Солнца, и
наступление первого дня нового года нередко переносилось, что создавало
большие неудобства. Работа очень подходила квалифицированному
математику, и Омар применил свои математические и астрономические знания
для вычисления наступления нового года в любой наперед заданный год.
Примерно в то же время он написал
«Рубайят», или «Рубай», что довольно приблизительно переводится как
«четверостишия». Это форма лирической поэзии. Рубай состоят из четырех
строк, рифмующихся определенным образом — точнее говоря, одним из двух
возможных способов. «Рубай» Омара Хайяма были собранием таких стихов. Один из них ясно указывает на его деятельность по реформированию календаря:
Дни — волны рек в минутном серебре,
Песка пустыни в тающей игре.
Живи Сегодня. А Вчера и Завтра
Не так нужны в земном календаре.
Рубай Омара носили отчетливо
нерелигиозный характер. Многие из них восхваляют вино и его действие на
человека. Имеются и дерзкие и лукавые посвящения вину:
Дал Нишапур нам жизнь иль Вавилон,
Льет кубок сладость или горек он? —
По капле пей немую влагу Жизни!
И жизнь по капле высохнет, как сон.
Некоторые другие стихи высмеивают
религиозные верования. Интересно, что думал султан о человеке, которому
он выплачивал неплохое жалованье, и какие мысли приходили в голову имаму
по поводу плодов приобретенного у него образования?..
Тем временем впавший в немилость Хасан,
которому пришлось уехать из Нишапура, связался с шайкой бандитов и,
пользуясь преимуществом своего образования, сделался их главарем. В 1090
году эти бандиты под предводительством Хасана захватили замок Аламут в
горах Эльбурз, что прямо к югу от Каспийского моря. Они терроризировали
всю область, и Хасан приобрел недобрую славу как Старец Горы. Его
приспешники, известные как ассасины, или гашишины (из-за их пристрастия к
гашишу — сильному наркотику, получаемому из конопли), построили шесть
горных укреплений, из которых они совершали вылазки с целью убийства
видных религиозных и политических деятелей. От этого их прозвища и
происходит слово «assassin», то есть убийца. Таким образом, Хасан и сам
смог стать богатым и знаменитым, как и подобало ученику Моваффака, хотя
на тот момент он не был расположен делиться достигнутым со старыми
друзьями.
Пока Омар занимался вычислением
астрономических таблиц и методами решения кубических уравнений, Низам
продолжал свою политическую карьеру, пока, по злой иронии изощренной
судьбы, его не убили бандиты Хасана. Омар дожил до 76 лет и умер, как
передают, в 1123 году. Хасан умер на следующий год в возрасте 84 лет.
Ассасины продолжали сеять политическое опустошение, пока их не сокрушили
монголы, в 1256 году захватившие Аламут.
Вернемся к математике Омара. Около 350
года до Р.Х. греческий математик Менехм открыл специальные кривые,
известные как конические сечения, которые, как полагают исследователи,
он использовал для решения задачи об удвоении куба. Архимед развил
теорию этих кривых, а Аполлоний Пергский систематизировал и обобщил эту
тему в своей книге «Конические сечения». Что особенно
интересовало Омара Хайяма — это открытие греками того факта, что
конические сечения можно применить к решению определенных кубических
уравнений.
Конические сечения называются так
потому, что их можно получить, пересекая конус плоскостью. Точнее говоря
— двойной конус, похожий на два рожка мороженого, соединенных своими
острыми концами. Одинарный конус образован набором отрезков прямых
линий, которые все пересекаются в одной точке и проходят через
определенную окружность — «основание» конуса. Но в греческой геометрии
прямолинейный отрезок всегда можно продолжить неограниченно далеко, и в
результате получается двойной конус.
Три основных типа конических сечений —
это эллипс, парабола и гипербола. Эллипс представляет собой замкнутую
овальную кривую, которая возникает, когда секущая плоскость проходит
только через одну половину двойного конуса. (Окружность является частным
случаем эллипса и получается, когда секущая плоскость в точности
перпендикулярна оси конуса.) Гипербола состоит из двух симметрично
расположенных незамкнутых кривых, которые в принципе уходят на
бесконечность; она возникает, когда секущая плоскость проходит через обе
половины двойного конуса. Парабола является переходной формой — это
одна незамкнутая кривая, получающаяся, когда секущая плоскость
параллельна какой-либо из прямых, лежащих на поверхности конуса.
На большом расстоянии от вершины конуса
кривые, составляющие гиперболу, проходят все ближе и ближе к двум прямым
линиям, которые параллельны тем прямым, где конус пересекла бы
параллельная плоскость, проходящая через вершину. Эти прямые называются
асимптотами. Греческие геометры широко изучали
конические сечения, и в этом и состоит их основной вклад в прогресс за
рамками тех идей, что были зафиксированы Эвклидом. Эти кривые жизненно
важны и в современной математике, но по причинам, сильно отличным от
тех, что двигали греками. С алгебраической точки зрения они представляют
собой следующие по степени простоты кривые после прямых линий. Они
важны и в прикладной науке. Орбиты планет в Солнечной системе являются
эллипсами, как это заключил Кеплер на основе наблюдений Тихо Браге за
Марсом. Эллиптичность орбит послужила одним из соображений, которые
привели Ньютона к формулировке его знаменитого «закона обратных
квадратов» для гравитации. Это в свою очередь позволило понять, что
целый ряд аспектов нашей вселенной ясно проявляет математические
закономерности. Это радикально отразилось на астрономии, поскольку
движения планет стали поддаваться вычислениям.
Большинство сохранившихся математических
работ Омара посвящены теории уравнений. Он рассматривал решения двух
типов. Первые, в духе Диофанта, он называл алгебраическими решениями в
целых числах; пожалуй, больше подошло бы прилагательное
«арифметические». Решения второго вида он называл геометрическими, под
чем он понимал, что решение можно построить геометрическими средствами в
терминах конкретных длин, площадей или объемов.
Свободно пользуясь коническими
сечениями, Омар разработал геометрические решения для всех кубических
уравнений и разъяснил их в своей книге «Алгебра», законченной в 1079
году. Поскольку отрицательные числа в то время еще не получили права на
существование, уравнения приходилось каждый раз устраивать таким
образом, чтобы все слагаемые оказывались положительными.
Это правило привело к возникновению
огромного числа различных случаев, которые в наши дни все
рассматриваются как по сути дела единственный случай, если не считать
знаков при числах. Омар различает четырнадцать различных типов
кубических уравнений в зависимости от того, какие слагаемые появляются в
каждой части уравнения. Его классификация кубических уравнений такова:
куб = квадрат + сторона + число,
куб = квадрат + число,
куб = сторона + число,
куб = число,
куб + квадрат = сторона + число,
куб + квадрат = число,
куб + сторона = квадрат + число,
куб + сторона = число,
куб + число = квадрат + сторона,
куб + число = квадрат,
куб + число = сторона,
куб + квадрат + сторона = число,
куб + квадрат + число = сторона,
куб + сторона + число = квадрат.
Каждое из указанных слагаемых должно иметь положительный численный коэффициент.
Вы, возможно, недоумеваете, почему в списке нет случаев типа Причина в том, что в этих случаях можно
разделить обе части уравнения на неизвестное, в результате чего
уравнение сведется к квадратному.
Омар изобрел свои решения не полностью
самостоятельно, а основываясь на предшествующих греческих методах
решения различных типов кубических уравнений с использованием конических
сечений. Он систематически развил эти идеи и решил такими методами все
четырнадцать типов кубических уравнений. Предшествующие математики, как
он заметил, нашли решения в ряде случаев, но все их методы были очень
специальными и каждый случай требовал отдельного построения; до Омара
никто не изучал весь охват возможных случаев, не говоря уж о том, чтобы
дать их решения. «Я же, напротив, никогда не ослабевал в своем желании
сделать известными, притом со всей точностью, все возможные случаи и в
каждом из них провести различие между возможным и невозможным». Под
«невозможным» он понимал отсутствие положительного решения. Чтобы
получить представление о его работе, приведем его решение случая «куб,
некоторые стороны и некоторые числа равны некоторым квадратам», что мы
бы записали как (Поскольку нас не заботит
положительность или отрицательность, мы бы, скорее всего, перенесли член
из правой части в левую с изменением знака; получив таким образом
уравнение x3 − ax2 + bx + c = 0.)
Омар снабжает своих читателей инструкциями, состоящими в следующей последовательности шагов. (1) Проводим три отрезка с длинами c/b, √b и a
так, чтобы образовался прямой угол. (2) Проводим полуокружность,
диаметр которой — горизонтальный отрезок. Продолжаем вертикальные прямые
до пересечения с ней. Если жирный вертикальный отрезок имеет длину d, добиваемся, чтобы отрезок жирной горизонтальной прямой имел длину cd/√b.
(3) Проводим гиперболу (сплошная линия), асимптоты которой (те
специальные прямые, к которым приближается гипербола) — серые прямые,
проходящие через только что построенную точку. (4) Находим, где
гипербола пересекает полуокружность. Тогда длины двух жирных отрезков,
обозначенные как x, дают два (положительных) решения кубического уравнения.
Данное Омаром Хайямом решение кубического уравнения.
Подробности, как всегда, не так важны,
как общий стиль. Выполняем ряд эвклидовых построений циркулем и
линейкой, потом прибегаем к помощи гиперболы, потом еще немного
эвклидовых построений — и готово.
Омар дает аналогичные конструкции для
решения каждого из своих четырнадцати случаев и доказывает, что решения
верны. В его анализе есть несколько дыр: при некоторых значениях
коэффициентов a, b и c требуемые в его построении точки не
существуют. В приведенном выше построении, например, гипербола может
вообще не пересекать полуокружность. Но если отбросить эти придирки, он
выполнил впечатляющую и очень систематическую работу.
Некоторые из образов в поэзии Омара
являются математическими и, как представляется, содержат аллюзии на его
собственные работы, в тоне возражений самому себе, который проходит
через все его творчество:
Умом ощупал я все мирозданья звенья,
Постиг высокие людской души паренья,
И, несмотря на то, уверенно скажу:
Нет состояния блаженней опьяненья.
Одно особенно впечатляющее четверостишие звучит так:
Кто мы? Куклы на нитках, а кукольщик наш — небосвод.
Он в большом балагане своем представленье ведет.
Он сейчас на ковре бытия нас попрыгать заставит,
А потом в свой сундук одного за другим уберет.
Это напоминает знаменитую платоновскую
аллегорию теней на стене пещеры и подходит равным образом для описания и
символьных вычислений в алгебре, и человеческой натуры. Омар был
талантливым летописцем и того и другого.
|