Весьма вероятно, что способ этот дошел до
нас из глубочайшей древности и притом из отдаленной страны – из Египта.
Мы мало знаем, как считали и производили действия обитатели древней
Страны пирамид. Но сохранился любопытный памятник – папирус, на котором
записаны арифметические упражнения ученика одной из землемерных школ
древнего Египта; это так называемый папирус Ринда, относящийся ко
времени между 2000 и 1700 гг. до нашей эры [15] и представляющий собою
копию еще более древней рукописи, переписанную неким Аамесом. Писец [16]
Аамес, найдя «ученическую тетрадку» этой отдаленнейшей эпохи, тщательно
переписал все арифметические упражнения будущего землемера – вместе с
их ошибками и исправлениями учителя – и дал своему списку торжественное
заглавие, которое дошло до нас в следующем неполном виде:
«Наставление, как достигнуть знания всех темных вещей… всех тайн, сокрытых в вещах.
Составлено при царе Верхнего и Нижнего
Египта Ра-а-усе, дающем жизнь, по образцу древних сочинений времен царя
Ра-ен-мата писцом Аамесом».
В этом интересном документе, насчитывающем
за собою около 40 веков и свидетельствующем о еще более глубокой
древности, мы находим четыре примера (№ 48, 50, 66 и 79 по нумерации
Эйзенлора) умножения, выполненных по способу, живо напоминающему наш
русский народный способ. Вот эти примеры (точки впереди чисел обозначают
число единиц множителя; знаком + мы отметили числа, подлежащие
сложению):
Вы видите из этих примеров, что еще за
тысячелетия до нас египтяне пользовались приемом умножения, сходным с
нашим крестьянским, и что неведомыми путями он как бы перекочевал из
древней Страны пирамид в современную русскую деревню. Если бы обитателю
земли фараонов предложили перемножить, например, 19 × 17, он произвел бы
это действие следующим образом: написал бы ряд последовательных
удвоений числа 17:
и затем сложил бы те числа, которые
отмечены здесь знаком +, т. е. 17 + 34 + 272. Он получил бы, конечно,
вполне правильный результат: 17 + (2 × 17) + (16 × 17) = = 19 × 17.
Легко видеть, что подобный прием по существу весьма близок к нашему
«крестьянскому» (замена умножения рядом последовательных удвоений).
Трудно сказать, у одних ли русских крестьян
сохранился в настоящее время такой древний способ умножения; английские
авторы называют его именно «русским крестьянским способом»; в Германии
простой народ кое-где хотя и пользуется им, но также называет его
«русским».
Чрезвычайно интересно было бы получить от
читателей сведения о том, применяется ли в их местности этот древний
способ умножения, имеющий за собой такое долгое и оригинальное прошлое. Следовало
бы вообще с большим вниманием относиться к народной математике: вникать
в употребляемые народом приемы счета и измерений, собирать и записывать
эти памятники народного математического творчества, дошедшие до нашего
времени из глубин седой старины. На это уже давно указывал покойный
историк математики В.В. Бобынин, предложивший даже краткую программу
собирания памятников народной математики. Нелишним будет привести здесь
составленный им перечень того, что именно следует собирать и записывать:
1) Счисление и счет. 2) Приемы меры и веса. 3) Геометрические сведения и
их выражение в постройках, нарядах и украшениях. 4) Способы межевания.
5) Народные задачи. 6) Пословицы, загадки и вообще произведения народной
словесности, имеющие отношение к математическим знаниям. 7) Памятники
древней народной математики, находящиеся в рукописях, музеях, коллекциях
и т. д., или находимые при раскопках курганов, могил, городищ и пр. |