Привычным движением зажигая спичку, мы иной
раз еще задумываемся о том, каких трудов стоило добывание огня нашим
предкам, не очень даже отдаленным. Но мало кто подозревает, что и
употребительные ныне способы выполнения четырех арифметических действий
тоже не всегда были так просты и удобны, так прямо и быстро приводили к
искомому результату. Предки наши пользовались приемами, гораздо более
громоздкими и медленными. И если бы школьник XX века мог перенестись за
четыре, даже всего за три века назад, он поразил бы наших предков
быстротой и безошибочностью своих арифметических выкладок. Молва о нем
облетела бы окрестные школы и монастыри, затмив славу искуснейших
счетчиков той эпохи. Со всех концов Европы приезжали бы учиться у нового
великого мастера счетного дела… Особенно сложны и трудны были для наших
предков действия умножения и деления – последнее всего больше. Тогда не
существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приема для
каждого действия. Напротив, одновременно были в ходу целые дюжины
различных способов умножения и деления – приемы один другого запутаннее,
твердо запомнить которые не в силах был человек средних способностей.
Каждый учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый
«магистр деления» (были такие специалисты) старался изобрести
собственный способ выполнения этого действия. И все эти приемы умножения
– «шахматами или органчиком», «загибанием», «по частям или в разрыв»,
«крестиком», «решеткой», «задом наперед», «ромбом», «треугольником»,
«кубком или чашей», «алмазом» и прочие [12] , а также все способы
деления, носившие не менее затейливые наименования, соперничали друг с
другом в громоздкости и сложности. Усваивались они с большим трудом и
лишь после продолжительной практики. Признавалось даже, что для
овладения искусством быстрого и безошибочного умножения и деления
многозначных чисел нужно особое природное дарование, исключительные
способности; рядовым людям премудрость эта недоступна. «Трудное дело –
деление» – гласила старинная латинская пословица, и вполне обоснованно,
если принять во внимание кропотливые, утомительные методы, какими
выполнялось некогда это действие. Нужды нет, что способы эти носили
подчас довольно игривые названия: под веселым названием скрывался обычно
длиннейший и утомительнейший ряд запутанных манипуляций. В XVI веке
кратчайшим и удобнейшим способом деления считался прием деления «лодкой
или галерой». Знаменитый итальянский математик того времени Николай
Тарталья в своем обширном учебнике арифметики писал о нем следующее:
«Второй способ деления называется в Венеции
[13] лодкой или галерой, вследствие некоторого сходства фигуры,
получающейся при этом, потому что при делении некоторых родов чисел
составляется фигура, похожая на лодку, а в других на галеру, которая в
самом деле красиво выглядит; галера получается иной раз хорошо
отделанная и снабженная всеми принадлежностями – выкладывается из чисел
так, что она действительно представляется в виде галеры с кормою и
носом, мачтою, парусами и веслами»…
Читается это очень весело: так и
настраиваешься скользить по числовому морю на парусах арифметической
галеры. Но хотя старинный итальянский математик и рекомендует этот
способ как – «самый изящный, самый легкий, самый верный, самый
употребительный и самый общий из существующих, пригодный для деления
всех возможных чисел», – все же я не решаюсь его изложить здесь,
опасаясь, что даже терпеливый читатель закроет книгу в этом скучном
месте и не станет читать дальше. Между тем этот утомительный способ
действительно был самым лучшим в ту эпоху, а у нас в России употреблялся
до середины XVIII века: в «Арифметике» Магницкого он описан в числе
шести предлагаемых там способов (из которых ни один не похож на
современный) и особенно рекомендуется автором; Магницкий на протяжении
своей объемистой книги – 640 страниц огромного формата – пользуется
исключительно «способом галеры», хотя и не употребляет этого
наименования.
В заключение покажем читателю эту числовую «галеру», воспользовавшись примером из упомянутой книги Тартальи: |