Сэм-старший улыбнулся и сказал:
— Я знал, что когда дело дойдет до денег, я смогу показать тебе, что разбираюсь в своем деле.
— Никогда в этом не сомневался, — заверил отца
Сэм-младший. — Я только хотел обратить твое внимание на некоторые
тонкости в простейших понятиях теории вероятностей. В том деле, которым
ты занимаешься, приходится думать не только о вероятностях, но и о
многом другом, например основательно разбираться в теории игр: ведь то,
что ты делаешь, по существу сводится к разработке стратегий.
— Ничего подобного! — запротестовал Сэм-старший. — Просто у меня большой опыт в тех делах, которыми я занимаюсь, только и всего.
— Никто не спорит и не ставит под сомнение, что ты
можешь действовать интуитивно. Но твои приемы есть не что иное как
методы теории игр. Если не возражаешь, я попытаюсь продемонстрировать
это на очень простом примере.
Предположим, что мы играем с тобой в нехитрую игру.
Каждый из нас бросает свою монету. Если обе монеты выпадают вверх орлами
или вверх решками, то выигрываешь ты. Если монеты выпадают по-разному,
одна вверх орлом, другая вверх решкой, то выигрываю я, причем
безразлично, чья именно монета выпадает вверх орлом, а чья — вверх
решкой. А теперь сделаем игру более интересной.
Если выигрываешь ты, то я плачу тебе 9 пенсов за два
орла и 1 пенс за две решки. Если же выигрываю я, то при любом раскладе,
т. е. независимо от того, выпадает ли комбинация «орел-решка» или
«решка- орел», ты платишь мне 5 центов.
Перед игрой и даже во время игры ты можешь как угодно менять свои монеты на фальшивые.
Как видишь, все сказанное делает игру с бросанием
монет гораздо интереснее. Она позволяет выработать удобную стратегию.
Поскольку наибольший выигрыш тебе сулит выпадение комбинации
«орел-орел», ты можешь предпочесть заменить свои монеты такими, которые
чаще выпадают вверх орлом. Но поскольку мне об этом известно, я могу
пойти на замену своих монет такими, которые чаще выпадают вверх решкой,
так как я выигрываю при выпадении комбинаций «орел-решка» и
«решка-орел».
Таким образом, перед каждым из нас возникает
проблема: как лучше всего построить схему замены своих монет фальшивыми,
если известно, что партнер вырабатывает для себя аналогичную схему.
— Что и говорить, звучит заманчиво, — вынужден был
признать Сэм. — Так как в среднем я мог бы каждый раз выиграть среднее
между девятью центами и одним центом, а ты — среднее между пятью и пятью
центами, т. е. столько же, сколько и я, мы имеем равные шансы на
выигрыш, и я считаю игру честной. Я готов сыграть с тобой и уверен, что
сумею заменить свои монеты фальшивыми так, чтобы перехитрить тебя и
научить хотя бы немного уважать старших.
Сэм-младший покачал головой.
— Не сердись, но я не возьму твоих денег. Дело в
том, что игра, которую я тебе предлагаю, мошенническая: я могу выбрать
такую стратегию замены монет фальшивыми, что при достаточно длинной
серии бросаний ты можешь лишь надеяться свести проигрыш до минимума. Но
ты непременно проиграешь, а я выиграю. Более того, я могу математически
вычислить, какую долю бросаний у меня составит выпадение орла независимо
от того, выпадает у тебя орел или решка. И из вычислений я могу узнать,
сколько смогу выиграть при достаточно длинной серии бросаний.
Я покажу тебе, как производятся такие вычисления,
хотя ты можешь поверить мне на слово. Просто мне кажется, что тебе
будет интересно. Вот как это делается.
Напомню, что я хочу вычислить долю бросаний, в которых у меня должен был бы выпасть орел. Обозначим ее через х , а размеры моего платежа через Р .
Рассмотрим сначала, что происходит, когда у тебя
выпадают орлы. Всякий раз, когда моя монета падает вверх орлом и у тебя
выпал орел, я теряю 9 центов. Так как доля орлов составляет х от общего числа бросаний, это означает, что в моей платежной функции есть член — 9х . Аналогичным образом, всякий раз, когда у меня выпадают решки, а у тебя орлы, я выигрываю 5 центов. Так как решки составляют (1 — х) часть от всех бросаний, в моей платежной функции должен быть член 5(1 — х) .
Таким образом, если я запишу мою полную платежную функцию для тех случаев, когда у тебя выпадают орлы, то она окажется
Рорлы = —9х + 5(1 — х) ,
или просто
Рорлы = -14х + 5 .
Вот ее график: Рассмотрим теперь, что происходит, когда у тебя выпадают решки. Действуя так же, как прежде, я получаю платежную функцию
Ррешки = +5х — 1(1 — х),
Ррешки = 6х — 1
Накладывая оба графика один на другой, мы находим, что они пересекаются при х = 0,3 и Р = 0,8 Это
означает, что если я заменю 3/10 моих монет на фальшивые и случайным
образом распределю фальшивые монеты среди моих монет, то в достаточно
длинной серии бросаний я буду в среднем выигрывать 0,6 цента всякий раз,
когда твоя и моя монеты выпадут обе либо вверх орлами, либо вверх
решками. |