Однажды мистер Джонсон поведал своему приятелю с
математическим складом ума об одной трудной задаче, с которой ему
пришлось столкнуться, когда он служил машинистом на железной дороге.
Войскам связи настоятельно потребовалось провести испытание почтовых
голубей, и представители командования этого рода войск обратились к
мистеру Джонсону с просьбой выпустить двух почтовых голубей в точках
маршрута, отстоящих на расстоянии ровно 50 миль и разделенных по времени
ровно на 1 час.
На одном из участков маршрута был прямолинейный
отрезок длиной 100 миль. По расписанию поезд должен был преодолеть эти
100 миль ровно за 2 часа, т. е. двигаться в течение 2 часов со средней
скоростью 50 миль/ч. Но на этом стомильном отрезке было немало станций.
Продолжительность стоянок, естественно, определялась расписанием, в
котором было указано время прибытия поезда на каждую станцию и время
отправления. Машинист мог нагнать потерянное время, двигаясь с более
высокой скоростью, и ему всегда удавалось уложиться на стомильном
отрезке в требуемые два часа.
— Но именно потому, что я покрываю 100 миль за 2
часа, — сказал мистер Джонсон своему приятелю, — нет никаких оснований
предполагать, что в течение этих 2 часов непременно найдется часовой
промежуток времени, на протяжении которого я двигаюсь со средней
скоростью 50 миль/ч.
— Не хотелось бы огорчать вас, но, к сожалению,
вы заблуждаетесь, — засмеялся врач. — Нетрудно доказать, что независимо
от того, как менялась скорость поезда в течение 2 часов, за которые вы
преодолеваете отрезок в 100 миль, непременно найдется по крайней мере
один одночасовой промежуток времени, за который вы проезжаете ровно 50
миль. Проще всего в этом можно убедиться следующим образом. Представим
себе, что 2 часа разделены на 2 последовательных промежутка времени
продолжительностью 1 час каждый.
Предположим также, что ни за первый, ни за второй
час вы не проезжаете ровно 50 миль, так как в противном случае задача
была бы решена. Мы можем также, не ограничивая общности, предположить,
что средняя скорость за первый час меньше 50 миль/ч, а за второй час —
больше 50 миль/ч. Как вы увидите из дальнейшего, мои рассуждения не
зависят от того, в который из часовых промежутков, в первый или во
второй, средняя скорость была больше.
Мысленно представим себе промежуток времени
продолжительностью в 1 час, непрерывно движущийся вдоль шкалы времени,
на которой отложены один за другим первый и второй часы движения поезда.
В начальном положении наш промежуток времени полностью совпадает с
первым часом, в конечном положении — со вторым часом. Рассмотрим среднюю
скорость поезда за часовой промежуток, скользящий вдоль шкалы времени.
Так как в начальном положении наш часовой промежуток полностью
перекрывается с первым часом, то средняя скорость за этот промежуток в
самом начале меньше, чем 50 миль/ч. Непрерывно перемещая его направо, мы
в конце концов совместим его со вторым часом, и тогда средняя скорость
за скользящий часовой промежуток станет больше, чем 50 миль/ч.
Таким образом, непрерывно сдвигая часовой
промежуток слева направо, мы непрерывным же образом изменяем среднюю
скорость от значения, меньшего 50 миль/ч, до значения, большего 50
миль/ч. Следовательно, в некотором промежуточном положении часового
промежутка средняя скорость за этот час должна быть в точности равна 50
милям/ч. Тем самым мое утверждение доказано.
Машинист вздохнул и заметил:
— Думаю, что вы правы, хотя войскам связи от этого
не легче, так как я мог заранее знать, когда именно поезд начнет
проходить тот самый участок, на котором он развивает среднюю скорость в
50 миль/ч, и поэтому не мог установить, когда мне следовало бы выпустить
почтовых голубей. Но пока я размышляю над этим, мне хотелось бы
предложить вам одну практическую задачку, которая может вас
заинтересовать.
— Предлагайте, — охотно согласился доктор, — хотя я не очень силен в практических задачах. |