Однажды летом в жаркий безветренный полдень на
веранде яхт-клуба собралось несколько яхтсменов. Они потягивали джин с
тоником и лениво переговаривались между собой.
— Без ветра под парусом особенно не походишь, — философски заметил один из них.
— Не скажи! Иногда и в безветрие можно
исхитриться, — возразил другой яхтсмен. — Как сейчас помню, однажды я
прошел под парусом в полный штиль довольно приличную дистанцию.
— Штиль действительно был полным? Ни малейшего дуновения ветерка?
— Именно так!
— А как же ты управлялся с парусом?
— Как обычно.
— Может быть, ты дул себе в парус? Что ты делал?
— Ничего особенного. Я же говорю, что шел под
парусом, как обычно. Чтобы было понятнее, я скажу несколько слов об
обстановке. Я находился на небольшой яхте посредине реки, когда ветер
внезапно упал. Ни весел, ни двигателя на яхте не было, и меня стало
сносить по течению. Примерно в ста ярдах прямо по курсу я увидел небольшую гребную лодку.
Весла торчали по обе стороны ее корпуса, но сама лодка была пуста. Если
бы мне удалось добраться до этой лодки, то я смог бы отбуксировать яхту в
то место, куда направлялся. Но как преодолеть эти сто ярдов? Так как
наступил полный штиль, лодку и яхту сносило вниз по течению реки с
одинаковой скоростью, и расстояние между ними не сокращалось ни на дюйм.
— И что же ты сделал?
— Попробуй догадаться.
— Не знаю, что и думать. Вроде бы в полный штиль без весел нельзя плыть по течению быстрее, чем само течение.
— Оказывается, можно. Я сказал, что стоял полный
штиль, имея в виду, что воздух был неподвижен относительно суши. Но
поскольку яхту сносило вниз по течению, относительно яхты дул едва
заметный бриз, направленный против течения. Ситуация была такой же, как
если бы я находился на озере, а легкий ветер дул со стороны неподвижной
гребной лодки. Поэтому я стал галсировать против встречного ветра и
благополучно добрался до лодки. |