— Ты начинаешь убеждать меня, — вздохнул Сэм. — Может быть, нам лучше перейти к бросанию монеты или чему-нибудь в том же духе?
— По правде говоря, я не собирался заходить так
далеко, но ты напомнил мне одну интересную историю. Когда я учился на
последнем курсе в колледже, нам пришлось прослушать один дурацкий курс,
который не дал ровно ничего нашему образованию. Должно быть, этот курс
был включен в программу в незапамятные времена, и о нем просто- напросто
забыли. Лектор чувствовал себя очень неловко и всячески давал нам
понять, что ему очень неловко попусту тратить наше время. В утешение в
начале семестра он сообщил нам, что поставит всем только отличные и
хорошие оценки, поэтому нам следует беспокоиться не об успеваемости, а
только о напрасно потраченном времени.
Лектор был человеком, помешанным на честности, и
когда ему в конце семестра пришлось выставлять оценки, не обошлось без
небольшой проблемы. Дело в том, что он всем собирался поставить только
хорошие и отличные оценки, распределив их среди студентов случайным
образом: каждый, прослушавший курс, мог с вероятностью 1/2 получить
оценку «отлично» и с такой же вероятностью — оценку «хорошо».
Наш лектор намеревался пройтись по списку студентов
и, останавливаясь на каждой фамилии, бросать монетку: орел означал бы
«отлично», а решка — оценку «хорошо». Но прежде чем он приступил к
бросанию монеты, его пронзила ужасная мысль: что если монета слегка
несимметрична? Ведь тогда вероятности выпадения орла и решки окажутся
смещенными, и оценки будут распределяться нечестно!
Проблема, с которой столкнулся наш лектор, состояла в
следующем: если монета несимметрична, то можно ли случайным образом
распределить оценки среди студентов, прослушавших курс, так, чтобы
каждый из них с одинаковой вероятностью мог получить и отличную, и
хорошую оценку?
Сэм-старший издал короткий смешок и заметил:
— Я всегда знал, что оценки ставятся наобум, но
не думал, что кому-нибудь понадобится исключать эффект возможной
асимметрии монеты. Все же, как мне кажется, я знаю, что нужно сделать.
Что если лектор станет бросать монету дважды? Разве не верно, что
независимо от смещения вероятность выпадения сначала орла, а потом решки
в точности равна вероятности выпадения сначала решки, а потом орла?
Сэм-младший тоже рассмеялся:
— Что верно, то верно! А если оба бросания
завершатся одинаковыми исходами, то их нужно просто исключить и бросать
монетку снова два раза подряд. В зачет идут только те бросания, при
которых сначала выпадает орел, а потом решка, или сначала решка, а потом
орел. Тогда лектор выставляет оценку «отлично», если первым выпадает
орел, и «хорошо», если первой выпадает решка.
— Причина, по которой такая тактика дает
правильный результат, очень любопытна, — продолжал Сэм-младший, — и я
хотел бы пояснить, в чем тут дело.
Путь р — вероятность выпадения орла при первом или втором бросании. Тогда вероятность выпадения решки равна 1 — р . Следовательно, вероятность выпадения в первом бросании орла, а во втором решки равна произведению р и 1 — р , т. е. р(1 — р) .
Точно так же вероятность выпадения при первом бросании решки, а при втором орла равна (р — 1)р .
Но так как умножение обыкновенных чисел
коммутативно, т. е. произведение не зависит от порядка сомножителей, оба
произведения равны:
р(1 — р) = (1 — р)р
Поэтому твой ответ правилен. |