Эта игра пришла к нам из Китая. Для нее не нужно доски,
фигур или других приспособлений. Достаточно набрать немного камешков и
разложить их в две кучки. Теперь двое играющих по очереди берут камешки из
этих кучек. Разрешается взять за один ход любое количество камешков из одной
кучки или из двух кучек, но поровну. Выигрывает тот, кто своим ходом забирает
все оставшиеся камни.
Несмотря на простоту условий этой игры, указать, кто
выигрывает при конкретном наборе камешков, и найти выигрывающую стратегию в
этой игре довольно сложно. Но попытаемся это сделать. Если в одной из кучек
вообще нет камней, то, очевидно, выигрывает начинающий — он забирает всю
вторую кучу камней. То же самое происходит, если в кучах одинаковое количество
камней.
Результаты анализа ситуаций в игре мы будем заносить в
таблицу. Набору камешков, скажем, 6 в первой кучке и 8 во второй в таблице
соответствует клетка, стоящая на пересечении строки с цифрой 6 и столбца с
цифрой 8. Если при некотором наборе камешков выигрывает тот, кто должен ходить,
то мы ставим в этой клетке плюс, а если его партнер, то — минус.
Каждую клетку будем обозначать соответствующей парой
чисел. Например, упомянутую клетку будем обозначать (8, 6). В клетке (О, 0),
очевидно, следует поставить минус, а в клетках (к, 0), (0, к) и (к, к) для всех
А, больших нуля, следует поставить плюс. Таблица начала заполняться (рис. 1).
Рассмотрим клетки (1, 2) и (2, 1). Любой ход из этих
наборов ведет в клетку, уже помеченную знаком плюс, поэтому в этих клетках
следует поставить минус, а знаком плюс нужно пометить все клетки, из которых за
один ход можно попасть в клетку (1, 2) или (2, 1) (рис. 2). Теперь выясняется, что любой ход из клеток (3, 5) и (5,
3) ведет в клетку, уже помеченную знаком плюс, а это значит, что и эти две
клетки следует пометить знаками минус, а те клетки, из которых за один ход
можно попасть в них, следует пометить знаком плюс (рис. 3).
Глядя на полученный рисунок, отмечаем, что знаком минус
следует пометить клетки (4, 7) и (7, 4). Продолжая этот процесс, получаем, что
минусом следует пометить клетки (6, 10) и (10, 6). Дальше получаем минусовые
клетки (8, 13) и (13, 8), потом (9, 15) и (15, 9), (11, 18) и (18, 11). Можно
продолжать этот процесс дальше и дальше, но попробуем понять, какому закону
подчиняются эти пары чисел.
Будем рассматривать только те пары чисел, у которых
первое число меньше второго,
потому что остальные получаются изменением порядка чисел
в паре. Нетрудно заметить, что разность между вторым и первым числом в паре на
каждом шаге увеличивалась на единицу. Кроме того, первое число пары всегда
является наименьшим целым числом, не попавшим еще ни в одну из пар.
Этих данных достаточно, чтобы теперь можно было
выписывать пары, не заполняя таблицы. Конечно же, высказанные утверждения
нужно строго доказать, что математиками уже было сделано, но попробуйте это сделать
и сами.
Итак, получаем последовательность пар чисел: (0, 0), (1,
2), (3, 5), (4, 7), (6, 10), (8, 13), (9, 15), (11, 18), (12, 20), (14, 23),
(16, 26), ... Закономерность никак не просматривается, и никаких идей не
приходит в голову. Оказывается, что распределение чисел в парах связано с
числами Фибоначчи, о которых в этой книге помещен специальный рассказ. Это
числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,..., каждое из которых равно сумме двух предыдущих.
Мы знаем о десятичной и двоичной системах счисления и
можем представить систему счисления с любым другим основанием, а теперь
давайте познакомимся с фибоначчиевой системой счисления. Всякое натуральное число п можно представить в
виде суммы чисел Фибоначчи. Сначала возьмем наибольшее число Фибоначчи, не
превосходящее п, и вычтем его из
п. Потом возьмем наибольшее число Фибоначчи, не превосходящее
этой разности, и вычтем его из этой разности, повторим такую процедуру с новой
разностью и т. д. Например, 17 = 13 + 3 + 1.
Теперь запишем представление числа в системе счисления Фибоначчи. Для числа 17 это
будет выглядеть следующим образом. Смотрим, есть ли среди слагаемых число 1?
Да. Ставим последней на последнем месте цифру 1. Смотрим, есть ли среди
слагаемых число 2? Нет. В этом случае ставим второй цифрой 0. Дальше
проверяем наличие в сумме чисел 3, 5, 8, 13 и ставим на очередное место либо
0, либо 1, в зависимости от того, есть такое число в сумме или нет. Для числа
17 получаем запись 100101. Обратим внимание на то, что в фибоначчиевой записи
числа не может быть двух единиц подряд.
Теперь запишем найденные пары чисел в фибоначчиевой
системе счисления. Получим (1, 10), (100, 1000), (101, 1010),
(1001, 10010), (10000, 100000), (10001, 100010)... Теперь закон
уже виден: числа, стоящие первыми, имеют в фибоначчиевой системе счисления на
конце четное число нулей (в частности, нуль нулей), а второе число получается
из первого приписыванием одного нуля.
|