Все знают эту игру: на маленьком поле — 3x3 — двое
игроков по очереди ставят свои значки, один — крестики, другой — нолики. Тот,
кто первым построит ряд из трех значков по горизонтали, вертикали или
диагонали, выиграл.
Эта игра быстро надоедает, поскольку вскоре игроки
начинают понимать, как свести партию вничью. Но идея хороша, и существует
множество вариаций на тему простейших крестиков-ноликов, куда более
интересных. Даже на доске 3x3 игру можно усложнить, например, разрешив каждому
из игроков ставить любой значок, крестик или нолик. Правда, в такой игре
побеждает (т. е. собирает ряд из трех каких- нибудь одинаковых значков) тот, кто
ходит первым. Как только игроки найдут выигрышную стратегию, игра теряет свою
прелесть. Можно играть в своеобразную помесь крестиков-ноликов и шашек:
каждый из игроков по очереди выставляет три своих значка на поле, а затем
разрешается каждым ходом передвигать их на одну клетку по вертикали или
горизонтали, безразлично, в какую сторону. Цель та же — построить три знака в
ряд. К сожалению, и тут есть выигрышная стратегия для того, кто делает первый
ход. Существуют варианты крестиков-ноликов и их помесей с шашками для досок
4x4, 5x5, 6x6... Для досок размерами более чем 9x9 доказано, что при правильной
игре нолики всегда могут свести партию вничью.
Но самые интересные — крестики-нолики на бесконечном
поле. Разумеется, поле — это обычный тетрадный листок в клетку, но его вполне
хватает. Здесь нужно выстроить в ряд (по вертикали, горизонтали или диагонали)
пять своих значков. Правда, и в этой игре крестики, ходящие первыми, имеют
преимущество, но оно не так очевидно, как в играх на маленьких полях.
Эта игра родилась задолго до появления клетчатой бумаги.
Она чрезвычайно популярна в Японии, где вместо крестиков и ноликов на поле
15x15 выставляют черные и белые шашки; японское название этой игры — рэндзю —
стало теперь международным, ибо во всем мире появились ее поклонники. Поскольку
трудно было смириться с преимуществом, которое дает черным первый ход, появились
несколько вариантов ограничений, уравнивающих шансы игроков (например, в одном
из них черные имеют право делать свой второй ход лишь за пределы квадрата 2x2
вокруг центра доски). После введения таких поправок к правилам игры она
становится не менее увлекательной, чем шашки.
|