Идея научить машину сочинять музыку не нова — она
появилась еще в XVI веке. Проблемами механизмов для музыкальных композиций
занимались французский математик М.
Мерсенн (1588-1648), немецкий ученый А. Кирхер (1602-1680), немецкий музыкант И. Ф. Кирнбергер (1721-1780), итальянский
геометр Д. Кодацци (1824-1879) и многие другие. Разумеется, их проекты не имели
отношения к компьютерам, поскольку компьютеров тогда не было.
Появление электронных машин вызвало естественное желаний
научить их искусству композиции — впрочем, машину пытались научить и сочинять
стихи, и рисовать — с переменным успехом. Все же сама машина не создает
произведений искусства — она лишь выполняет заказ автора со всей доступной ей
тщательностью.
Известны три метода создания музыкальных произведений с помощью ЭВМ.
Один из них — метод, при котором каждая следующая нота появляется в зависимости
от нескольких предыдущих. Очень просто, но с точки зрения музыканта — плохо: в
хорошей мелодии все ноты взаимосвязаны; кроме того, никак не учитывается
ритмический рисунок... Другой метод основан на программировании правил
композиции, найденных при исследовании музыкальной классики или придуманных
заново. Оба этих подхода предполагают «собственное творчество» машины, но
фантазии она начисто лишена, поэтому новую музыку такими способами получить
маловероятно. Вот если нужно сымитировать стиль какого-либо композитора, они
хороши. В третьем случае композитор создает произведения при помощи машинных
заготовок — каких-либо фрагментов, «обкатанных» на компьютере. Работа
композитора заметно облегчается, но творит он сам. И здесь уже возникает
настоящее искусство. |