Вычислительную машину можно научить мыслить логически.
Дело лишь за программами, которые будут руководить ее рассуждениями. Задав
машине систему аксиом и правила доказательства теорем, можно научить ее
доказывать математические гипотезы. Взяв все известные ей факты, связывающие
между собой полученные данные, машина выберет те, что нужны для решения
поставленной задачи, и успешно решит ее.
Такую машину можно смело назвать разумной, и вполне
вероятно, что в перспективе она и вправду будет ставить перед собой вопросы и
отвечать на них... Но все же такой интеллект — производный от человеческого, и круг
вопросов, которые компьютер «пожелает» разрешить, зависит от того, что мы, люди,
в него заложим...
Машину можно научить и выбирать из двух равных
возможностей (с чем не мог справиться несчастный буриданов осел, умерший от
голода на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена). Человек в таких
случаях, например, кидает монетку.
Заменой монетки для компьютера служит так
называемый генератор случайных чисел, выдающий последовательность чисел,
каждое из которых не зависит от предыдущего. Сложнее дело обстоит с озарением,
вдохновением и фантазией. Нам не удается научить машину работать мало-мальски
творчески, поскольку мы сами плохо понимаем, почему у человека есть творческие
способности, как они устроены, а поэтому — как их смоделировать на компьютере.
Если когда-нибудь люди разберутся в самих себе и природе собственного
нелогичного мышления, вероятно, они создадут машину, которой не будет чуждо
прекрасное...
|