Первый компьютер и был, и не был. Не был — потому, что
его автор Чарльз Бэббидж не мог его построить: в то время (свою работу Бэббидж
начал в 1834 году) подобная машина могла быть только механической. Но точность
изготовления деталей, которая необходима для этой машины, в середине XIX века
была недостижима. Кроме того, Бэббидж все время совершенствовал свое изобретение
и никак не мог остановиться.
Но первый компьютер все же был — не осуществленный «в
железе», но продуманный до мельчайших деталей, тщательно вычерченный. Кроме
полного комплекта чертежей, выполненных автором, нам осталось подробное
словесное описание замечательной машины, составленное сотрудницей Бэббиджа
Августой-Адой Лавлейс, разработанная ею теория программирования и несколько
первых в истории человечества программ, написанных для этой вычислительной
машины. Ибо машина Бэббиджа была способна работать по различным программам,
выполняя автоматически от начала до конца все действия, необходимые для
решения какой-либо инженерной или математической задачи.
Основные части первого компьютера были теми же, что и в
каждой современной ЭВМ: устройство для ввода данных; запоминающее устройство,
способное хранить исходные данные
и промежуточные результаты (Бэббидж называл его «складом»);
арифметическое устройство, выполнявшее все четыре действия арифметики
(«мельница»); устройство управления, руководившее перемещениями со «склада» на
«мельницу» и работой «мельницы» и обеспечивавшее выполнение нужных действий в
нужном порядке по заданной программе; устройство для вывода результата.
Загружалась программа при помощи комплектов карточек с пробитыми дырочками —
перфокарт.
Уместно назвать удивительного предка компьютера, не
имевшего никакого отношения к вычислениям. Это — ткацкий станок, изобретенный в 1804
году французским инженером Жозефом
Мари Жаккаром. Станки Жаккара сами, без участия человека, ткали
сложные узоры, руководствуясь последовательностями перфокарт, где кодировались
предписания — какую нить и как нужно переплести с нитями основы. Таким образом,
знаменитое жаккардовое полотно делалось на первых в мире станках с
программным управлением!
Современный компьютер ни внешне, ни внутренне ничем не
напоминает механического «динозавра» Бэббиджа. В нем нет ни колес, ни
шестеренок. Но «архитектура» его та же — дисковод для ввода данных с дискеты,
процессор для вычислений, программа для руководства, экран монитора и принтер
— для вывода результата. А перфокарты лишь совсем недавно вышли из
программистского обихода — с тех пор, как их вытеснили дискеты.
|