Эту игру придумал московский программист Алексей
Пажитнов. Однажды ему на глаза попалась древняя головоломка «Пентамино», в
которой требуется из данного набора плоских деталек, представляющих собой
всевозможные конфигурации из пяти одинаковых квадратиков, сложить различные
фигуры. Эта головоломка, рассчитанная на неспешное вдумчивое решение,
превратилась в динамичную компьютерную игру «на скорость соображения».
В игре Пажитнова в плоский «стакан» по одной падают
фигурки (всевозможные конструкции из четырех квадратиков; кстати, отсюда и
название «Тетрис» — от слова «тетра» — «четыре» по-гречески). Игрок может
поворачивать летящую фигурку и сдвигать ее влево или вправо. Когда одна
фигурка упала, машина сбрасывает следующую. Задача — уложить эти фигурки так,
чтобы заполнить какой-нибудь горизонтальный ряд. Если игроку удается сделать
это, не оставив в ряду пустых клеток, весь заполненный ряд с радостным хрюканьем
исчезает. Игра заканчивается победой машины, если весь стакан окажется доверху
засыпан фигурками так, что в каждом горизонтальном ряду останутся пустоты и ни
один ряд уже не сможет исчезнуть. «Победа» игрока означает бесконечную игру.
«Тетрис» стал одной из самых популярных компьютерных игр.
Позже появились всевозможные его разновидности, но и самая первая остается
распространенной. Наиболее дотошные «тетрисисты» исследовали существование
выигрышной стратегии в этой игре и выяснили, что машина может «засыпать»
игрока, даже предоставив ему право выбирать ширину стакана и объявляя заранее
свои ходы... Практический опыт игры в «Тетрис» показывает, что обычно
программа обходится без этой стратегии, но для особо стойких игроков ее,
возможно, следовало бы предусмотреть...
Вскоре обычный «Тетрис» начал надоедать, и тогда усилиями
уже не только Пажитнова, но и многих других программистов из этого корня
выросла обширная крона, где каждая веточка — «тетрисовидная» компьютерная
игрушка. Здесь и объемный вариант игры, где стакан имеет не только ширину и
высоту, но и длину; и вариант, в котором падают фигурки из любого количества
квадратиков от одного до пяти, а не только из четырех; и игра, в которой
падают только колонки из трех квадратов, зато квадраты эти разноцветные, и исчезают
не только горизонтальные, но и вертикальные, и диагональные ряды из более чем
трех квадратов одного цвета; и игра, в которой вовсе нет квадратов, а падают
по три разноцветных шарика, которые рассыпаются, ударившись о дно стакана или
другие шарики, раскатываются, скатываются при исчезновении одноцветных
конфигураций на освободившиеся места, полностью меняя расположение уже
нападавших ранее шариков...
|