Экспертная система работает в двух основных режимах:
1) в режиме приобретения знаний;
2) в режиме решения задачи (называемом также режимом консультаций, или режимом использования экспертной системы).
Это логично и понятно, ведь сначала необходимо как бы
загрузить экспертную систему информацией из той предметной области, в
которой ей предстоит работать, это и есть режим «обучения» экспертной
системы, режим, когда она получает знания. А уже после загрузки всей
необходимой для работы информации следует и сама работа. Экспертная
система становится готовой для эксплуатации, и ее теперь можно
использовать для консультаций или для решения каких-либо задач.
Рассмотрим более подробно режим приобретения знаний.
В режиме приобретения знаний работу с экспертной
системой осуществляет эксперт при посредничестве инженера по знаниям. В
этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет
систему знаниями (данными), которые, в свою очередь, позволяют системе в
режиме решения уже без участия эксперта решать задачи из данной
предметной области.
Следует отметить, что режиму приобретения знаний в
традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы
алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые непосредственно
программистом. Отсюда следует, что в отличие от традиционного подхода в
случае экспертных систем разработку программ осуществляет не
программист, а эксперт, естественно, с помощью экспертных систем, т. е.
по большому счету человек, не владеющий программированием.
А теперь рассмотрим второй режим функционирования экспертной системы, т. е. режим решения задач.
В режиме решения задачи (или так называемом режиме
консультации) общение с экспертными системами осуществляет
непосредственно конечный пользователь, которого интересует концевой итог
работы и иногда способ его получения. Необходимо отметить, что в
зависимости от назначения экспертной системы пользователь не обязательно
должен быть специалистом в данной проблемной области. В этом случае он
обращается к экспертным системам за результатом, не имея достаточных
знаний для получения результатов. Или все же пользователь может обладать
уровнем знаний, достаточным для достижения необходимого результата
самостоятельно. В этом случае пользователь может сам получить результат,
но обращается к экспертным системам с целью либо ускорить процесс
получения результата, либо возложить на экспертные системы монотонную
работу. В режиме консультации данные о задаче пользователя после
обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель
на основе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной
области и правил из базы данных формирует решение задачи. Экспертные
системы при решении задачи не только исполняют предписанную
последовательность конкретной операции, но и предварительно формирует
ее. Это делается для случая, если реакция системы не совсем понятна
пользователю. В этой ситуации пользователь может потребовать объяснения о
том, почему данная экспертная система задает тот или иной вопрос или
почему данная экспертная система не может выполнить данную операцию, как
получен тот или иной результат, поставляемый данной экспертной
системой.
|